Публикации Разработка урока по истории 7 класс "Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка урока по истории 7 класс "Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе"
Автор: Моргачева Светлана Николаевна

Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе 7 класс
Цели: - изучить исторические условия развития европейского абсолютизма, основные черты абсолютистских государств;
- сформировать представления об особых чертах французского абсолютизма при Луи XIV.- продолжить развитие умений выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника, составлять схемы (основные черты абсолютизма), решать познавательные задачи и учебные проблемы. развивать навыки самоконтроля; способствовать разрешению личностно значимой проблемы складывания отношений между личностью и государством: может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения или нет.оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
3. Сообщение темы и целей урока.
В Новое время в Европе складываются абсолютистские государства. Они начинают формироваться в конце XV – начале XVI в. в условиях зарождения капиталистических отношений. Во Франции абсолютизм приобрел более полное и длительное развитие, поэтому он считается классическим.Проблемный вопрос:Как вы думаете, почему в обществе велась борьба против абсолютизма?
4. Изучение нового материала
1. Рождённый подданным должен повиноватьсяВоля Бога заключается в том, чтобы всякий рожденный подданным повиновался без рассуждений - эта фраза выражает смысл абсолютизма.
Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Абсолютизм складывается в период разложения традиционного общества (XV – XVI вв.) , а своего расцвета достигает в XVII в. во время правления Луи XIV – Короля-Франции.
- Ему присущи:
1) создание общегосударственного аппарата управления
2) формирование постоянно действующей армии
3) создание государственной налоговой системы
4) введение единого государственного законодательства и административного устройства, единых мер и весов
5) образование государственной церкви
6) проведение единой государственной экономической политики
На примере Франции проследим процесс становления абсолютной монархии.
- При абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий, пресекаются попытки старой феодальной власти сохранить свою независимость. Во Франции многие ранее самостоятельные провинции теряют свою независимость, а в Англии Генрих XVIII Тюдор повёл свои войска в независимые территории и подчинил их: распустил феодальные войска, замки мятежников сравнял с землёй, земли конфисковал.
2. Один король-одна страна.
При абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий, пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость. Во Франции после завершения Столетней войны провинции Нормандия, Бургундия и др. теряют свои старые права, обеспечивавшие им независимость, и подчиняются королевской власти.
3. Как мои предки могли допустить такое учреждение…В эпоху абсолютизма сословно-представительные органы – Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии утрачивают свое прежнее значение. Монархи, конечно же, мечтают избавиться от них, изобретают всяческие средства, чтобы уменьшить их значение. Применялись методы кнута и пряника.В Англии Тюдорам приходилось считаться с парламентом. Согласно обычаям английские короли не имели права собирать налоги без их разрешения. Тюдоры предпочитали сотрудничать с парламентом, а не бороться.
-Давайте проследим динамику созыва парламента:
Генрих Тюдор VIII – 21 раз ( за 37 лет)
Дочь Елизавета – 13 раз ( за 45 лет) Яков I- племянник бездетной Елизаветы – не скрывал своего отвращения к парламенту и говорил: Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться.
- Он собрал парламент один раз и обратился к нему с такими словами: В моём лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров - моя законная жена. Я глава, а остров моё тело. Я пастырь. А остров – моё стадо.- Во Франции Генеральные штаты не превратились в постоянно действующий орган. Они созывались редко, только в случае большой необходимости. С 1614 по 1789 гг. Генеральные штаты ни разу не собирались.
4. Единая система государственного управления.
Англия
Франция
Центральным административным и исполнительным органом стал Тайный совет. Членов которых назначал монарх
Функции:
1) определял направления внутренней и внешней политик
2) занимался вопросами финансов
3) решали вопросы обороны страны
Глава государства – король. При нём был совет, но монарх сам назначал его членов и единолично принимал решения.
Членами совета были принцы крови, высшие духовные чины, финансисты, юристы, но фактически власть сосредоточена в руках короля
5. Судебная и местная власть под контролем короля.
Англия
Франция
1. Большая часть дел передавалась в ведение двух королевских судов
2. Была создана Звёздная палата
3. Существовали и выборные мировые судьи, которые формально выбирались на собрании дворян, а на самом деле кандидатуры были выбраны королём
Их называли глаза и уши короны
4. Управление страной осуществляли чиновники: от 1000 до 1500 чел
1. Парламенты, стеснявшие власть королей, им принадлежало право обжалования судебных и правительственных решений.
- Наибольшим влиянием пользовался Парижский парламент. Который мог назначать регента, рассматривать договоры и указы короля
2. Управление страной осуществляли чиновники: в 16 веке – 8 тыс, а в 17 – 46 тыс.
6. самостоятельная работа:
стр. 34 – 35 – Монарх – помазанник Божий
- При каком монархе абсолютизм достиг наивысшего расцвета? ( при Людовике XIV)
- В чём проявлялась верховная власть короля? ( определял религию государства, вершил суд, чеканил монеты, собирал налоги, жаловал дворянство простолюдинам)
7. Армия на службе монарха. Налоговая система.
- Одной из черт европейского абсолютизма является формирование постоянной профессиональной армии. Особенностью английского абсолютизма является отсутствие регулярной армии у монарха. Зато имелся королевский флот.Во Франции в XV в. создается постоянная наемная армия (в XVI в. – 25 тыс. человек). Профессионалам необходимо платить жалование. Содержать армию и государственных чиновников стоило дорого, поэтому размер налогов все время возрастал.
Англия
Франция
1. создал первую постоянную гвардию, на случай войны созывалось народное ополчение и создавали отряды из дворян-добровольцев
2. Имелся королевский флот, на содержание которого собирались деньги с населения.
1. создана постоянно действующая наёмная армия
2. наёмники были профессионалами и служили тому. Кто платил
3. Налоги шли на содержание армии и государственных чиновников
Во Франции формируется государственная налоговая система, характерная для европейской абсолютной монархии. Французское государство взимало налоги с 3-го сословия. Прямых налогов было два: талья – налог на землю и имущество и подушная подать. Также взимались косвенные налоги, например, габель – налог на соль.
8. Единая экономическая политика.
Меркантилизм протекционизм- В эпоху абсолютизма в экономической политике европейских государств господствовал меркантилизм – экономическая политика, в основе которой лежало убеждение, что основную форму богатства составляют ценные металлы и что от их обилия зависит процветание государства.- Необходимо было правильно организовать международную торговлю: вывоз из страны должен был превышать ввоз. Правительства европейских государств запрещали ввоз иностранных товаров, стараясь налаживать собственное производство. Поддержка французских промышленников и коммерсантов, защита внутреннего рынка Франции от иностранной конкуренции называется протекционизмом.
9. Создание национальных государств. - давайте узнаем, как в эпоху абсолютизма проходило создание национальных государств
Стр. 37 - 38
5. Подведение итога урока.
- Что такое абсолютизм? - Перечислите черты абсолютизма
Неограниченная власть правителя: в государстве нет органа, который бы юридически ограничивал полновластие монарха;
Деятельность сословно-представительных органов прекращается или теряет свое прежнее значение;
Высокая степень централизации государства и власти короля;
Создание государственного аппарата управления (разветвленный бюрократический аппарат), который контролирует сам монарх;
Создание культа королевской особы и этикета придворной жизни.
Единое государственное законодательство
Образование общегосударственной налоговой системы;
Проведение единой экономической политики меркантилизма и протекционизма;
Образование государственной церкви;
Формирование профессиональной постоянной армии.
Домашнее задание: параграф 3, заполнить таблицу в тетради.
HYPER13PAGE HYPER15
1