Публикации
Патриотическое воспитание незрячих обучающихся на уроках истории и во внеурочное время в условиях реализации обновленных ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание незрячих обучающихся на уроках истории и во внеурочное время в условиях реализации обновленных ФГОС
Автор: Сердюкова Алексаендра Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание незрячих обучающихся на уроках истории и во внеурочное время в условиях реализации обновленных ФГОС
Автор: Сердюкова Алексаендра Николаевна
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕЗРЯЧИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС Учитель истории и обществознания ГБОУ школы – интерната № 3 г. Армавира Сердюкова А.Н. Край родной, как ты чудесен!Под горой бежит рекаИ уносит нашу песнюВ сень далёкого леска.Мы с тобою породнились,Как река и берега.Предки здесь за землю бились,Защищали от врага.И пока в душе есть силы,Крепь – в руках и зоркий глаз,За тебя, край, сердцу милый,Биться будем и сейчас.Современный период в российской истории - время смены ценностных ориентиров. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Воспитание патриотизма всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем.Что такое патриотическое воспитание и какую цель оно ставит перед учителем и обществом?Патриотизм — это, прежде всего чувство, отношение человека к Родине, Отечеству. По выражению К.Д. Ушинского, «нет человека без самолюбия, как нет человека без любви к отечеству».Патриотическое воспитание — это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.Цель патриотического воспитания — выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.Воспитание чувств патриотизма в школе – интернате № 3 г. Армавира представляет собой целую систему воздействий на ребенка, включающую развитие эмоционального отношения и восприятия всего окружающего мира, интеллектуальное его осмысление в соответствии с приоритетами личностного развития.Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории – ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. Современная методика содержит большое количество документов и материалов, позволяющих успешно решать задачу патриотического воспитания учащихся.Задачи патриотического воспитания в концепции стандартов второго поколения:социализация школьников; формирование гражданской культуры и гражданского общества; приобщение к ценностям демократического, правового государства; воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины; восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры. В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:интеграция предметов гуманитарного цикла; углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа; актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира; теоретическая обоснованность активизации деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти. Сегодня воспитание становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников, за период учебы в школе, складывается стереотип: история — это исторические даты, события и деятели. Эта проблема находит свое решение в том, что в основе патриотического воспитания на уроках применяется системный и комплексный подходы.Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием.Ускорение темпа современной жизни, информационная революция требуют усиления внимания к развивающей системе обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества. Освоить программу по истории, имея два часа в неделю, сложно. Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле, включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную картину мирового исторического и культурного опыта, на который опирается развитие ученика.Критерии отбора содержательных аспектов изучения истории:целостность и системность исторического материала, его преемственность; постановка и изучение гражданских, нравственных проблем; объем содержания должен точно соответствовать заданным целям. Одним из важных условий повышения эффективности нравственного воспитания в обучении истории – это воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны. Нравственные убеждения школьников во многом складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть похожими. Поэтому очень важно на соответствующих уроках давать по возможности развернутые характеристики исторических личностей, показывать мотивы и результаты их деятельности.В учебных материалах образовательных программ можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения родине, испытать гордость, за то, что мы русские. Воспитательный потенциал хорошо виден и раскрывается буквально в каждой теме урока, не говоря уже о таких значимых как: «Куликовская битва» - основополагающая тема для воспитания патриотизма, в теме: «Смутное время», Россия на краю гибели, потеря независимости и здесь важно определить условия, для проявления патриотизма и гражданственности. Большую воспитательную нагрузку несут уроки по Отечественной войне 1812 года, Крымской войне и главное событие XX века Великая Отечественная война. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, его роль в истории. Невозможно перечислить все темы, которые воспитывают личность, гражданина, патриота. Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: какие были достижения, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках показываю, что именно через личность история говорит, действует, воспитывает.Так на уроке «Начало Отечественной войны 1812 года» можно привести слова будущего декабриста Ф. Глинки « Наступают времена Минина и Пожарского!Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».На уроке « Бородинское сражение» большое впечатление у учащихся оставляет знакомство с памятниками в честь Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них слова: « Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна»Рассказ на этом уроке будет неполным, если его не связать с героями Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет осенью грозного 1941 года стояли насмерть у гранитных памятников Шевардинского редута и Багратионовых флешей.Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. В качестве наглядности возможно использование копий документов и наград, фотографий и медалей родственников ребят, участвовавших в войне. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких – участников величайших событий истории. Ученикам старших классов можно предложить темы для защиты рефератов: «Блокада Ленинграда», «Великая битва на Волге», «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны». Выбор тем осознан. Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы ушел на фронт.Формы работы, используемые на уроках истории:Визуальные источники. Исторические документы. Технологический прием «вживания в образ» Кинофрагменты Игровые формы работы. Таким образом, в рамках перехода на ФГОС, используя все имеющиеся в распоряжении средства, мы стараемся сохранить традиции поколений в части преподавания сущности патриотизма, привития учащимся любви к Родине, своему городу, селу, семье, воспитать из них достойных граждан России. Без этого у нашего общества не может быть будущего. Мы вполне понимаем , что современное образование уже не может успешно функционировать в прежних формах, что необходимо переосмысление условий организации школьной жизни. Дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в современном мире. Все это мы и раньше в какой-то мере старались изучать, применять, улучшать. Привитие патриотизма каждому ребенку должно явиться неотъемлемой задачей учителя истории в школе.Как же пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно пробудить, т.к. невозможно ребенка заставить любить Отечество. Любовь нужно воспитывать, раскрывать это чувство в ребенке. Патриотическое воспитание незрячих детей является важной составляющей системы воспитания, поскольку оно является основой социальной адаптации обучающихся, условием общения с миром. Необходимо учитывать специфический характер влияния нарушений зрения, опираясь на развитие компенсаторных механизмов слепых и слабовидящих детей, их развитие влияет на эмоциональное отражение окружающей среды. И чем младше ребенок, тем более резко и ярко это проявляется. Работа по патриотическому воспитанию незрячих школьников начинается в начальной школе. Именно здесь они знакомятся с такими понятиями как: семья, край, город, страна, Родина, Отечество. Формирование гражданско-патриотической позиции у незрячих обучающихся – процесс долгий, требующий неоднократного повторения, как теории, так и практики. Работа осложняется ограничением самостоятельного приобретения опыта. Гражданско-патриотическое воспитание опирается на наглядные материалы, рельефные пособия для незрячих, вызывающие у ребят эмоциональный отклик, чувство сопричастности и эмпатии. В своей работе по патриотическому воспитанию используем огромный потенциал, который несёт в себе краеведение: знание о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой родине, необходимо растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Большую роль в формирование патриотического отношения к своему родному краю играет изучение символики края, она отражает обычаи и традиции нашего многонационального народы.С помощью научно-познавательных и художественных текстов школьники знакомятся с героическим прошлым и достопримечательностями малой Родины, что воспитывает в них чувство гордости. Отдельные роки проходят на улицах города, проводятся экскурсии, организуется моделирование. Каждое путешествие – это взгляд на прошлое и настоящее родного края, знакомство со славными делами предков, людьми живущими на кубанской земле.Непосредственный контакт ребенка с объектами природы играет важную роль в формировании чувства патриотизма и уважения к природе родного края. Положительная эмоциональная атмосфера, создаваемая учителем при передаче знаний, способствует формированию искреннего чувства гордости за свой родной край, за причастность к нему. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории.Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. Поскольку у незрячего визуальный канал выпадает, на первое место выходит вербальный. Для слепых детей особенно важно использовать выразительную интонацию, в подходящих случаях показать, объяснить, какими внешними средствами выражаются различные чувства и настроения. На втором месте тактильное восприятие, с опорой на все сохранные анализаторы (слух, тактильные и хеморецепторные анализаторы «вкус и запах», кожно-оптическое чувство), и формируется полное, адекватное действительности представления об окружающем мире. Именно благодаря тактильному восприятию удается достичь определенных целей. Натуральные объекты, объекты уменьшенного размера обеспечивают чувственную базу при формировании представлений об окружающей действительности и пространственной ориентации для детей с нарушениями зрения. Работа с увеличительными устройствами, рельефными пособиями и макетами, видеопроигрывателями способствует, формированию у обучающихся с депривацией зрения уникального эмоционального опыта исторического действия. А также получение представления об исторических событиях, дает возможность определить свое место в мире, выработать личное отношение к событиям или явлениям прошлого и настоящего, а также сформулировать свой взгляд на будущее.Большую роль в воспитании гражданской позиции и чувства патриотизма выполняет школьный музей. Именно в музее ребята узнают неизвестные страницы истории. Незрячему необходимо больше времени, чтобы познакомиться с музейными экспонатами, которые имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферы личности ребенка одновременно. Музейные уроки позволяют школьникам легче усваивать программные уроки, слушать, вести экскурсии, пополнять словарный запас, повышать эрудированность. Семья – важнейший институт воспитания патриотических качеств ребенка. Безусловно, в семье дети получают первые уроки патриотизма. От того как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя, семьи и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности, возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.