Публикации Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Автор: Семенякина Юлия Дмитриевна

Патриотическое воспитание в младшей группе Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не     забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу.Система работы по патриотическому воспитаниюВыстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы большоевнимание уделяем комплексному подходу в формировании у дошкольниковоснов нравственно-патриотического воспитания. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическомувоспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:
  • «Вместе дружная семья»
  • «Детский сад»,
  • «Труд взрослых»,
  • «Родной город»,
  • «Родная страна».
  • Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
  • специально организованные занятия
  • беседы
  • наблюдение
  • чтение художественной литературы
  • сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры
  • тематические праздники
  • целевые прогулки, экскурсии
  • взаимодействие с социумом и др.
  • «Вместе дружная семья»В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви ксамому близкому в семье человеку маме. Воспитатель беседует с детьми омамах. Обращает их внимание на то, что мама заботится обо всех членахсемьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет сдетьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потреб-ность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убратьигрушки и т.д.Воспитатель объясняет детям, что чем большее они научатся делать сами,тем больше смогут помочь маме.В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи— папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках; предлагаетпринести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. И такимобразом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.«Детский сад»Большинство детей в младшей группе приходят в детский сад изсемьи, поэтому в начале учебного года воспитатель знакомится с детьми,знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; спредметами, находящимися в группе; с помещениями, с участком, стерриторией детского сада, с его зданием. Вся работа проходит вне занятий— это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтениехудожественной литературы, целевые прогулки.Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё сделано так,чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детскогосада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещениядругих групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, сзелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурнымоборудованием, с сюжетными постройками. Воспитатель рассказывает о том,что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что ихокружает, необходимо беречь.«Труд взрослых»Детей младшей группы прежде всего знакомят с трудом сотрудниковдетского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередьдетей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым детисталкиваются каждый день.Детей младшей группы знакомят также с трудом медицинской сестры,повара. Кроме этого, в течение года следует познакомить детей с трудомшофера, дворника.Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение.Воспитатель вместе с детьми приходит в кабинет медсестры, на кухню, гдетрудится повар, дети рассматривают предметы, необходимые взрослым дляработы, воспитатель предлагает взрослым рассказать о своей работе детям.За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтениинекоторых произведений художественной литературы.Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желаниеоказать им посильную помощь.«Родной город»Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотическоговоспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, чтотакое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинаетсязнакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудновыйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения можнопроводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Детирассматривают дома, воспитатель обращает внимание на то, что домовмного, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждойулицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Воспитатель, подключаяродителей, старается, чтобы в течение года все дети запомнили свойдомашний адрес.В течение года воспитатель приносит в патриотический уголокиллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, техмест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседует сдетьми после праздников, обращает их внимание на красиво украшенныйгород. К концу года дети запоминают название родного города, свойдомашний адрес.«Родная страна»Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как ипонятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются вовремя праздников, каких-либо общественных событий. Работа по даннойтеме тесно связана со знакомством с родным городом. Воспитатель обращаетвнимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшаетгруппу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашивает, гдеони были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают вдетях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.Воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации сизображением природы родной страны в разные времена года, рассматриваетих вместе с детьми, восхищаясь красотой различных пейзажей, сообщаетдетям название страны и часто его повторяет. Ненавязчиво воспитательзнакомит детей с культурой своего народа: рассказывает русские народныесказки, играет в народные игры, читает и разучивает народные потешки,рассматривает предметы народно-прикладного искусства, постоянноподчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ. В конце года детиначинают различать понятия «город» и «страна», запоминают их названия.Перспективный план по патриотическому воспитаниюво второй младшей группе СентябрьI неделя - Беседа «Моя семья».II неделя - Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле».III неделя - Рисование «Портрет семьи»IV неделя - Беседа «Мама, папа, я – семья». ОктябрьI неделя - Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала».II неделя - Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны,мамы всякие важны».III неделя - Чтение художественной литературы: сказка «Гуси –лебеди».IV неделя - Театрализованная деятельность: инсценировка русскойнародной сказки «Репка».НоябрьI неделя - Экскурсия по детскому саду (знакомство ссотрудниками детского сада, с помещениями).II неделя - Сюжетно-ролевая игра «В детском саду».III неделя - Беседа «Моя любимая игрушка».IV неделя - Целевая прогулка (растения участка, природа родногокрая).ДекабрьI неделя - Беседа «Хорошо у нас в саду».II неделя - Наблюдение за трудом помощника воспитателя.III неделя - Беседа «Что мы делаем в детском саду». Трудвзрослых.IV неделя - Рисование «Украсим улицу города к новому году».ЯнварьIII неделя - Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».IV неделя - Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой».ФевральI неделя - «Белая береза под моим окном» (зимняя природародного края).II неделя - Рассказ о празднике «День защитника Отечества».III неделя - Беседа «Как стать сильным?»IV неделя - Рисование «Приглашаем снегирей, съесть рябинкупоскорей».МартI неделя - Беседа «Я и моя мама».II неделя - Рисование «Моя любимая мама».III неделя - Рассматривание предметов народно-прикладногоискусства: матрешек, глиняных игрушек.IV неделя - Беседа «Домашние животные у нас дома».АпрельI неделя - Конструирование «Мы построим новый дом».II неделя - Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейсявозле детского сада.III неделя - Театрализованная деятельность: инсценировка русскойнародной сказки «Теремок».IV неделя - Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом,огромный дом».МайI неделя - Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий,праздничный салют».II неделя - Чтение стихотворений о природе.III неделя - Беседа «Наш город».IV неделя - Целевая прогулка по территории детского сада.