Публикации Доклад "Типология агрессивного поведения современных подростков"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад "Типология агрессивного поведения современных подростков"
Автор: Байкова Ольга Борисовна

Типология агрессивного поведения современных подростков. Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, похожи некоторыми чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости]. Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации. В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:1. Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.2. Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие – психосоциальное развитие.Так, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский различают трудных подростков:Ø с педагогической запущенностью;Ø с социальной запущенностью (нравственно испорченных);Ø с крайней социальной запущенностью.С.А. Беличева выделяет три группы:Ø глубоко педагогически запущенные подростки;Ø подростки с аффективными нарушениями;Ø конфликтные дети (неуживчивые).Обширные материалы, добытые Л.М. Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:1. Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.2. Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.3. Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.4. Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.Виды агрессии. У каждого автора есть своя классификация агрессии, которая создавалась в зависимости от своего понимания феномена агрессивности. Представим некоторые из них:Эрих Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности. А.Ю. Монахова выделяет две основные формы агрессии:1. Недеструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.2. Враждебная деструктивная агрессия – это поведение, причиняющее боль. Такая агрессия накапливается и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм – переживание чрезмерной боли или стресса. Эта форма агрессии может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формировать грубые черты характера, а также уменьшить способности к адаптации. Не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека. Таким образом, агрессивность – феномен накопительный.В то же время среди зарубежных ученых существуют различные виды классификации, в которых агрессия определяется не столь однозначно и одиозно. Большинство исследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одно из плюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию – поведение, при котором агрессия является только средством и направленная на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяют Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2000 г.), К. Додж и Дж. Койе (1987 г.). Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная – это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда.Более целесообразными представляются классификации, построенные не на основе деления на группы, лежащие в одной плоскости, а согласно много осевому принципу. Например, Э. Басс (1976 г.) предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая.В социальной психологии принято различать три вида агрессивного поведения. Первый – экспрессивная агрессия: это взрыв гнева, вызванный какими-то словами и действиями другого человека, который осознано или нет, стал фактором фрустрации, т.е. помешал достижению цели. В целом подобная агрессия не носит адресного характера, она лишь результат фрустрации. Агрессия второго вида – инструментальная – выражается во враждебных действиях или грозных словах, применяемых для достижения какой-либо цели. Например, человек истошно кричит на кого-то, чтобы заставить поступить его определенным образом (типичную манипуляцию – способ достижения цели за чужой счет). Третий вид – враждебная агрессия; это умышленное нанесение вреда одним человеком другому. Такая «подлинная» агрессия довольно редка. Классифицировать проявления подростковой агрессивности можно по-разному - можно применить общие схемы, но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии.