Публикации «Методы повышения педагогического мастерства»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методы повышения педагогического мастерства»
Автор: Оксана Сергеевна Кривенко

Методы повышения педагогического мастерства Материал для воспитателей ДОУОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:«Методы повышения педагогического мастерства»Автор опыта Оксана Сергеевна КривенкоСОДЕРЖАНИЕ:1 Литературный обзор состояния вопроса.2 Психолого – педагогический портрет педагогов.Педагогический опыт.4 Выводы.5 Библиографический список.Структура описания педагогического опыта.1. Литературный обзор состояния вопроса.1.1 История темы педагогического опыта в педагогике.В настоящее время дошкольная педагогика переживает интереснейший период своего развития. Такого обилия взглядов на процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в России еще не было. Работникам дошкольных учреждений дана полная свобода выбора программ обучения и воспитанияметодов и форм работы с детьми. Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как способствует активизации личности, развитию творческого начала, повышению педагогического мастерства. Все её разнообразные формы направлены на повышение квалификации воспитателя, на пополнение его теоретических и практических знаний. Постоянная связь между содержанием методической работы и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за постоянное совершенствование работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науках. Поэтому она должна не только корректировать ошибки в деятельности воспитателя, но и оказывать действенную и своевременную практическую помощь педагогам в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками. Проблема повышения педагогического мастерства педагогов дошкольного учреждения по – прежнему остается одной из самых сложных. Именно поэтому актуальными оказываются разнообразные формы методической работы.1.2 История изучения темы педагогического опыта «Методы педагогического мастерства».Методическая работа в педагогическом коллективе обновляется: функция контроля сменяется функцией оказания методической помощи воспитателям, внимания к их опыту с тем, чтобы формировать у них самостоятельное творческое поведение. С этой целью разрабатывается новая технология методической работы в детском саду на доверии, оказание практической помощи. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводиться докладам, утратили свое значение из - за малой их эффективности, из –за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы и методы работы с педагогическим коллективом, с отдельными педагогами, развивающие творчество, профессиональное мастерствоПедагогу необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. Профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного практического труда педагогов. В сегодняшнем контексте профессиональное мастерство означает прежде всего, умение быстро и качественно решать воспитательно – образовательные задачи, логически и последовательно, наиболее оптимальным путём решать их. Высокий класс мастерства педагога, а именно так, в одном из вариантов можно объяснить идею мастер – класса, как раз и должен быть отмечен воплощением в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно, а отмеченной осмысленностью своего профессионального опыта, его системой проработанностью, выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно – образовательному результату. Это весьма важная и ответственная процедура, высоко ценимая в работе любого мастер - класса. Для успешного проведения мастер – класса педагогу нужно технология не ситуационно – эмпирического, а системного реагирования на возникающие проблемы. Мастер – класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма воспитателей. Как локальная технология трансляции педагогический опыт должен демонстрировать конкретные методический прием или методметодику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств, для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер – класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. В технологии проведения мастер – класса предлагаем использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.При подготовке и проведения мастер – класса важно правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера – это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя  мастер – классМастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократическое, незаметное руководство деятельностью. Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определенный стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативности, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю и другое ситуациями, умение вести диалог, дискуссию, чувство времени.2. Психолого – педагогический портрет педагогов, являющийся базой для формирования представляемого педагогического опыта.Современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагогов снижают эффективность воспитания и обучения детейповышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье. Профессиональная психологическая помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов, способствует профилактике синдрома«эмоционального сгорания», а обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями. Приемами и способам саморегуляции является важнейшим компонентом психологического образования. Практические занятия оказывают эффективную психологическую помощь педагогам в укреплении психологического здоровья и поддержании позитивного личного самочувствия. Решение психологических задач помогут педагогам ориентироваться в ситуации, даст ему возможность оперативно использовать теоретические знания. Формирует и личностные качества педагога: находчивость, инициативу, уверенность в знании, развивает у него навыки самоанализа.3. Педагогический опыт.Описание методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте.Профессиональное методическое мастерство всегда есть плод достаточно длительного творческого труда педагогов. Труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. Мастерами не рождаютсямастерами становятся. Нужен профессионализм, обеспечивающий высокую эффективность в работе педагога, профессионализм, приносящий желаемые воспитательно – образовательные результаты. Методическое мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно– образовательные задачи. А если быть ещё более точным, то сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма означает способность воспитателя предельно точно формулировать воспитательно – образовательные задачи и логически последовательно, наиболее выигрышным способом решать их. Эффективность работы всего коллектива дошкольного учреждения зависит от правильного выбора и использования старшим воспитателем разнообразных форм методической работы в дошкольном учреждении. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива. Основными направлениями работы старшего воспитателя является организация методической работы коллективаповышение квалификации воспитателей, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опытаповышение уровня работы воспитателей. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы старшего воспитателя. Цель исследования – рассмотреть систему методической работы в дошкольном учреждении, обеспечивающую эффективность работы дошкольного учреждения. В связи с этим передо мной, как старшего воспитателя возникает достаточно ответственная задача – выбрать такую форму работы с педагогами, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.На современном этапе активно происходит обновление деятельности дошкольных учреждений. Наш детский сад № 31 «Солнышко» пытается отойти от традиционной системы воспитания мы ищем новые формы образовательного процесса и изменяем его содержание. Опытно - экспериментальная работа педагогического коллектива дошкольного учреждения приобретает массовый характер и одним из важных результатов является повышение творческой активности педагогов. В практику педагогов вводим много различных иновационных приемов, обеспечивающих эффективность процесса воспитания. Результатом таких процессов является становление высокоэффективной системы педагогической деятельности, способствующей развитию творчества, инициативы, повышению качества образования. Одной из важных форм самоуправления образовательного учреждения является педагогический совет, консультации, семинары. Как же сделать его интересным, запоминающим, нужным для педагога? Как организовать консультацию по нужной теме, чтобы консультация стала актуальной для всех педагогов, родителей, и была направлена на:-всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога;-развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного учреждения в целом;-совершенствование учебно – воспитательного процесса;-достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.-формирование позитивного отношения и готовности к инновационной деятельности, осуществляемой в детском саду.Педагогический коллектив встал перед проблемой разработки, апробации и внедрения новых форм, методов и приемов, средств работы с педагогами. Определение требования к профессиональной компетентности воспитателей, ставит необходимостью активизации их профессионального творчества. В ходе анкетирования, диагностики педагогов, карты самоанализа педагогов, установлено, что 50% педагогов испытывают затруднения в умении организовывать, поэтапно осуществлять и оценивать ход и результаты внедрения методической разработке, умение использовать свой творческий потенциал в педагогической деятельности, умение проводить самоанализ учебно – воспитательной деятельности, умение формировать вопросы проблемного характера. Поэтому были определены следующие подходы к повышению профессиональной компетентности и активизации профессионального творчества воспитателей. Использование форм и методов активного обучения, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а проектируют способы решения какой – либо проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализ разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр, мозгового штурма, что создает условия для развития творчества воспитателей. Перед началом игры продумываю ее цель, вопросы для обсуждения. Содержание игры зависят от годовых задач, интересов воспитателей, их возможностей, затруднений. Непринужденный разговор располагает воспитателя к откровенности. Беседуя с воспитателем, выясняю его настроение, интересы, затруднения в работе, узнаю о причинах неудач (если они имеют место, стремлюсь оказать действенную помощь. Заметив определенные успехи воспитателя, по какому – либо разделу программы, проектирую дальнейшее его развитие. Когда в коллективе появляется новый, начинающийся воспитатель, на первых порах у него появляются много вопросов, и он нуждается в помощи. И участие молодых воспитателей в педагогических играх помогают ему почерпнуть знания, увидеть работу опытных педагогов. В игре команды формирую молодые педагоги с наставниками. Наставник помогает молодому воспитателю справиться с поставленными задачами в игре, установить необходимые деловые и личные контакты, познакомится с традициями коллектива, с его успехами, а также с трудностями в работе.Считаю, что деловая игра «Мастер класс» является важной и интересной формой организации педагогического процесса, которая имеет особое значение в современном педагогическом процессе. Она раскрывает возможности каждого участника, наглядно показывает поведенческие и тактические ошибки, проверяет мобильность аудитории и готовность к творческой деятельности. Участники мастер – класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают что - то новое, неизвестное для себя. Уникальность этой формы общения заключается в том, что приемы и способы решения педагогических и исполнительных задач, часто невербальные, демонстрируются не на отдельных, разрозненных примерах, а в неразрывной связи с конкретной задачей. Очень результативными я считаю проведение игрымастер – класс для педагогов «Открытая книга», психологический ринг для педагоговмастер – класс с участием младших воспитателей в организации образовательного процесса ДОУ, конкурс педагогического мастерства, деловая игра «Здоров будешь – все добудешь», брейн – ринг «Дом, который построим мы». В подготовке, таких мероприятий педагоги приобретают практические навыки использования наглядных пособий и технических средств обучения. Они максимально приближают участников игры к реальной обстановке, формируют навыки быстрого принятия педагогических верных решений, умение увидеть и исправить ошибку. Предварительно перед занятиями предлагаются специальные задания воспитателям, выполнение которых позволит каждому активно участвовать в работе конкурса, например, проанализировать свою работу, работу воспитателя– напарника и выделить в ней наиболее эффективные педагогические приемы. Подготовка к конкурсу сопряжена с чтением дополнительной литературы, изучение первоисточников. Выбрать нужные для себя сведения. Они должны понять сущность изучаемого материала, чтобы усвоить и использовать его в своей практической деятельности. Большую помощь в методическом совершенствовании оказывают практические задания, которые воспитатели выполняют непосредственно на занятиях. При этом предусматривается возможность сопоставления различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которое позволяет в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы. Такие мероприятия проводим 1 раз в два месяца. Например, на мастер – класс для педагогов «Открытая книга» воспитатели прошлись по страницам книги «Природа и дети»«Культура – гигиена – навыки»«Развиваем речь», где для воспитателей был «мозговой штурм»педагоги объяснялись с помощью мимики и жестов. Воспитатели в действии показывают нужные приемы и методы работы, которые затем анализируют и обсуждают. Воспитатели делятся опытом работы. При проведении психологического ринга для педагогов воспитатели отправились в увлекательное путешествие на поезде. Задача команд успешно пройти нелегкий путь и добраться до станции Интеллектуалов. Цель такой игры: активизация мыслительной деятельности педагогов, раскрытие творческого потенциала, оптимизация межличностных отношений. В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Проведение мастер – класс с участием младших воспитателей в организации образовательного процесса ДОУ. Встречу строили на следующих принципах: активность, исследовательская творческая позиция, осознание поведения, партнерское общение. Педагогический ринг. Цель игры выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Две команды педагогов стремятся прийти к финишу первыми. В ходе игры педагоги отвечают на вопросы, решают психолого – педагогические ситуации, каждой команде необходимо снять и показать фильм из жизни детского сада. Раскрывается творческий потенциал педагогов. Игровая ситуация помогла поддержать соответствующий интерес, эмоциональный подъем на протяжении всей игры. К проведению каждой игры, я тщательно готовлюсь, изучаю методическую литературу, стремлюсь, чтобы игра была интересна педагогу. Оформляю зал согласно поставленным задачам игры. Например, в игре брей – ринг – «Дом, который построим мы» было необходимо изготовить макет дома, где педагоги из кирпичей строили дом. Красиво оформленная эстетическая среда зала, дает хороший настрой педагогов на игру. Данная форма методической работы ориентирует воспитателей на изучение современных достижений психологопедагогической наукиметодической литературы, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, формирует навыки логического рассуждения и аргументации своей позиции, учит лаконичности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Критерии оценки ответов, выступлений и действий участников: общая эрудиция; профессиональные знания, умения, навыки; умение выйти из затруднительного положения, экспромт, лаконичность, четкость, точность; культура поведения дискуссии, педагогический такт, чувство юмора.Интересно проходят у нас тренинги, которые, прежде всего, направлены на программирование модели управления своим поведением и деятельностью. Стоит задача выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликт и профессионально анализировать конфликтные ситуации. Тренинговое занятие «Воспитатель – это Воспитатель – центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех: детей, родителей. Его работа одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребенка, чем он живет, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен уметь красиво и правильно говорить, быть интересным, внимательным собеседником. Когда воспитатель найдет ключик к сердцу ребенка, воспитатель становится его другом. И поэтому захотелось знать, а что же дети думают о таких значимом для них человеке, с которым они проводят весь световой период суток? Что он значит для них? Каков он, наш воспитатель, в глазах ребенка? На практических занятиях, «Психологическое самочувствие воспитателей»педагоги изучают ряд упражнений, цель которых: снизить эмоциональное напряжение. Педагоги заполняют анкету «Самооценка эмоционального состояния». Карта самооценки педагога позволяет узнать эмоциональное состояние педагога. Так же в нашем дошкольном учреждении действует «Школа педагогического мастерства». Так называется цикл занятий, которые способствуют развитию и повышению профессиональной подготовки педагогов. Традиционными стали «Творческая мастерская», где воспитатели показывает мастер класс по квилингу, модульному оригами, бисероплетению, изготовлению обрядовых кукол из ткани и другое. Именно такие формы активного включения педагогов в деятельность позволяет создать сплоченный, творческий, умеющий преодолевать трудности, объединенный общими идеями коллектив. При условии вовлечения педагогических работников в активное решение задач дошкольного воспитания совершенствуются формы и методы работы каждого педагога. А это в свою очередь приводит к высокому уровню овладения детьми знаний, умений, навыков. И детский сад действительно становится островком счастливого детства. При этом я полностью уверена, что интересная форма не должна обеднеть содержанием, поэтому при подготовке методических мероприятий приходится самой многому учиться и «примерять на себе» личность каждого члена педагогического коллектива.4. Выводы.Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование разнообразных форм методической работы значительно повышает эффективность внедрения современных педагогических технологий.Систематически проводя указанные выше виды работы, формирует у педагогов профессиональные знания, умения, навыки. Совершенствуется воспитательно – образовательный процесс, повышается рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своей работой., улучшился психологический микроклимат в коллективе. Идет развитие и повышение творческого потенциала педагогов. Результаты открытых занятий педагогов, диагностика детей, проводимая работа с родителями позволяют сделать выводы, что данная система дает неплохие результаты. В детском саду создана функциональная, эстетически оформленная развивающая среда, повысился уровень работы с родителями, воспитательно – образовательная работа с детьми.