Публикации особенности работы педагога дополнительного образования в детско-юношеском разновозрастном объединении.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: особенности работы педагога дополнительного образования в детско-юношеском разновозрастном объединении.
Автор: Солощенко Анастасия Юрьевна

В последние годы на уровне современных региональных образовательных систем происходит процесс формирования подсистемы дополнительного образования для детей, которая реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования для детей, но также и в учебных организациях других видовУвеличился интерес к дополнительного образования детей не только от детей и родителей, но и от учителей и руководителей учебных заведений и образовательных учреждений. Большинство менеджеров определяют цели развития дополнительного образования и пытаются создать условия для их реализации. Современные исследования показывают, что модернизация системы общего образования невозможна без использования потенциала дополнительного образования для детей. Это наиболее интегрированный компонент образовательного пространства, имеет потенциал непрерывности, непрерывности и межведомственного взаимодействия [13, p. 35].В соответствии с этими характерными, потенциально конкурентными особенностями дополнительного образования для детей, такие требования:- формирование условий для свободного выбора каждого ребенка образовательной сферы, профиля программы, учителя;- личностно активный характер учебного процесса, способствует формированию мотивации к знаниям и творчеству, самореализации и самоопределению;- личностно ориентированный подход к ребенку, формирование ситуации успеха для каждого;- формирование обстоятельств для самореализации, самопознания, самоопределения личности;- различные мероприятия, которые удовлетворяют интересы и потребности ребенка;- признание для него права на испытания и ошибки при выборе, изменении перспектив самоокупаемости.        Анализ современного состояния системы дополнительного образования для детей позволяет выявить ряд проблем и тенденций в его развитии.Ф.Ф. Харисов определяет следующие проблемы: доступность (как территориальная, так и другая); "Сертификация" типов учреждений (дом, дворец, центр и т.п.); программная и методическая поддержка; получения сертификата или иного документа после окончания учебы (существует практика в регионах); вопросы управления (в регионах есть базовые учреждения) кадровое обеспечение; развитие организационной и административной базы для различных видов учреждений; внедрение информационных технологий; определение содержания дополнительного образования, его психолого-педагогической поддержки одаренных детей, детей-инвалидов; разработка критериального аппарата для оценки качества дополнительного образования; мониторинг функционирования системы; развитие исследовательской деятельности учителей и детей [31, с. 31-32].М.Н. Поволиева отмечает, что, наряду с положительными тенденциями, теоретиков и практиков не существует консенсуса относительно преимущества того или иного подхода к целому ряду проблем дополнительного образования для детей:- это, в первую очередь, оценка качества дополнительного образования для детей;- расширение полномочий родителей и общественных организаций в определении регуляторных подходов к оценке дополнительного образования детей;- проблемы продолжения обучения преподавателей дополнительного образования для детей, их уровень подготовки;- вопрос о роли и места дополнительного образования для детей в пред профильной подготовке;- содержание форм и методов дополнительного образования для детей в организации дневных школ;- создание автономных неприбыльных объединений и их место в системе [27, с. 34].Трудности в деятельности учреждений дополнительного образования для детей:- недостаточная координация и согласованность между структурами, занимающимися проблемами дополнительного образования для детей;- кадровые проблемы: нехватка квалифицированных специалистов в определенных сферах дополнительного образования для детей, отсутствие подготовки работников в высших учебных заведениях; недостаточное материальное поощрение работников дополнительного образования для детей;- недостаточное знание общественного строя для дополнительного образования детей, отсутствие технологии его изучения, невозможность абсолютной удовлетворенности известного общественного порядка детей из-за нехватки персонала, недостаточный уровень развития материальной базы;- система дополнительного образования недостаточно разнообразна, размещение учреждений для дополнительного образования детей не всегда удобно для детей и родителей, расстояние до школ от учреждений дополнительного образования;- невозможность введения платных дополнительных образовательных услуг в связи с низким финансовым положением семей [10, стр. 47].