Публикации Конспект урока русского языка по теме "Разряды союзов" 7 класс.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока русского языка по теме "Разряды союзов" 7 класс.
Автор: Наталья Николаевна Асоскова

Урок русского языка
Тема.
Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные
7 класс
Цели урока.
Образовательные:
- формировать умения учащихся работать с теоретическим материалом;
- совершенствовать знания о союзе как служебной части речи.
Развивающие:
- уметь определять роль союзов в предложении;
- научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения;
- правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения и в сложном предложении.
Воспитательные:
- воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.
Оборудование урока.
- Учебник Русский язык под редакцией С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2007;
- печатная основа урока; презентация Power Point; диски Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 7 класс, Интерактивный репетитор по русскому языку. 7 класс.
Ход урока.
(Тема урока на доске не записана, только эпиграф).
Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но
(не) умеющий их и (з,с) пользовать,
напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,
которая (не) умеет плавать.
А.Л. Минц Работа с эпиграфом, записанным на доске.
Учитель.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика Александра Львовича Минца: Ученик, напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать.
Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?
Ученики.
На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике.
Учитель.
Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.
Сейчас запишем эпиграф, но сначала я хочу обратить ваше внимание на некоторые орфограммы, чтобы ваша запись была грамотна, а вы, делая ее, чувствовали себя как рыба в воде. Кстати, что означает данный фразеологизм?
(Ответы учащихся).
Учитель.
Восстановите предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания. (Один ученик работает у доски).
Обратите внимание: эпиграф записываем в правой части листа, без кавычек, фамилия автора без скобок, точка не ставится.
Повторение изученного материала о предлоге и союзе как служебных частях речи.
Учитель.
Сделаем еще один важный шаг: мы должны повторить теоретические сведения о предлоге и союзе как служебных частях речи.
У каждого из вас есть лист с печатной основой, заполните его, кроме задания № 8. (Приложение).
Организация коллективной работы по заполнению печатной основы без использования учебника.
Чтобы выполнить задание № 8, мы должны научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения.
О чем же пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему и цели нашего урока: что мы должны узнать нового и чему научиться?
Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают тему урока в тетради. Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. (Слайд № 1).
Изучение нового материала урока.
Работа с учебником (стр. 111-112).
Учитель.
Просмотрите текст рубрики Теоретические сведения, определите, почему он разделен на две части? Какая информация оказалась для вас новой?
Ответ учащихся. Из текста рубрики Теоретические сведения мы узнали, что союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Сочинительные и подчинительные союзы делятся на разряды по значению: сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные; подчинительные союзы: изъяснительные, обстоятельственные. (Слайд № 2).
Учитель.
Попробуем сконструировать предложения (см. упражнение 734) с помощью сочинительных или подчинительных союзов. Пользуясь материалом рубрики Теоретические сведения, проверим, как умеем различать сочинительные и подчинительные союзы.
Групповое выполнение упражнения.
I группа – первое предложение: Беспрерывно шел дождь, …
II группа – второе предложение: Комната была светлой и уютной, …
III группа – третье предложение: Скоро наступит весна, …
Например. Беспрерывно шел дождь, когда мы отправились в путь.
Скоро наступит весна, и в лесу запоют птицы.
Создание проблемной ситуации.
Работа со схемой в учебнике и соотнесение с материалом таблицы задания № 8 в печатной основе.
Учитель.
Вернемся к теоретическому материалу и посмотрим, какая информация дается о сочинительных союзах, попробуем соотнести с материалом таблицы (задание № 8), установить смысловые отношения.
Используя теоретический материал и данные таблицы,
- назовите союз;
- определите, простой он или составной;
- приведите пример предложения с использованием данного союза.
Учащиеся дают характеристику союза.
- Союз И – сочинительный, соединительный, простой. В предложении Язык хлебом кормит и дело портит обозначает явления, которые происходят одновременно.
- Союз А – сочинительный, противительный, простой. В предложении В полях снег тает, а в лесу он еще лежит нетронутый обозначает, что одно явление противопоставляется другому.
- Союз ТО … ТО - сочинительный, разделительный, простой. В предложении То ветер завоет, то сильный дождь польет указывает на то, что из двух или более явлений возможно только одно.
Учитель.
Какой вывод можно сделать?
Учащиеся делают вывод: с помощью союзов устанавливаются разные смысловые отношения в предложении.
Учитель.
Теперь мы можем заполнить таблицу задания № 8 печатной основы.
(Слайд № 3).
Применение изученного материала на практике.
Учитель.
Какова роль сочинительных союзов? Докажите на материале упражнения 731, используя подходящие по смыслу союзы.
Выполнение упражнения 731 по вариантам:
I вариант – 1-4 предложения;
II вариант – 5-8 предложения.
Например.
Малыш то смеется, то плачет.
Андрей красив, зато неумен.
Река неглубокая, но широкая.
Старик не только умен, но и хитер.
Повторение орфографии на материале 7, 8 предложений Условия слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными.
Учащиеся делают вывод: сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и части сложного предложения.
Отработка навыка различения разрядов сочинительных союзов.
Учитель.
Вернемся к упражнению 734. (Выполнение по рядам).
Сконструируйте сложное предложение с помощью:
I ряд (5 предложение) - разделительного союза;
II ряд (6 предложение) - противительного союза;
III ряд: (7 предложение) - соединительного союза.
Запишите полученные предложения, начертите схемы.
Например.
То ли неожиданно набежала туча, то ли подул сильный ветер.
ТО ЛИ , ТО ЛИ
На дискотеке было очень весело, однако я пошла домой.
, ОДНАКО
Новый фильм мне понравился, и я с удовольствием посмотрю его еще раз с друзьями.
, И
Закрепление изученного материала с помощью ИКТ.
Учитель.
Закрепим теоретические сведения о разрядах сочинительных союзов тренингом.
- Диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 7 класс, урок № 37 , слайд № 12.
- Диск Интерактивный репетитор по русскому языку. 7 класс.
Домашнее задание.
Учитель.
Дома вы закрепите теоретический материал, проверите свои знания о разрядах сочинительных союзов в упражнении 732.
Индивидуальное задание повышенного уровня сложности: составить сложные предложения с сочинительными союзами.
Рефлексия.
Учитель.
Подведем итоги. Вернемся к эпиграфу: удалось ли вам воспользоваться своими знаниями, что нового вы узнали на уроке?
Ответы учащихся.
Полученные знания вы можете применять в разных сферах жизнедеятельности.
Объявление оценок и выставление их в журнал и в дневники учащихся. (Слайд № 4).
Приложение № 1
Этот шаг очень важен:
мы должны проверить теоретические знания о предлоге и союзе как частях речи.
В русском языке есть ………………… и служебные части речи.
Служебные части речи - это…………………………………… .
Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется……… .
Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется…………………………………………………………
Союзы бывают простыми и………………………………… .
Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………………………………… .
Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются…………………………………………………… .
Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:
Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим
(и это и то)
Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается
(не то, а это)
Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно
(или то, или это)
И
Да (= и)
Также
Тоже
Не только … но и
Как … так и
А
Но
Да (= но)
Зато
Однако
Или
Или … или
Ни … ни
Либо
То … то
То ли … то ли