Публикации КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ХИМИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ХИМИЯ
Автор: Сноровихина Елена Владимировна

Государственное Бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение
Кулебакский металлургический колледж
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ХИМИЯ
2022г
Паспорт
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения общеобразовательной дисциплины ХИМИЯ
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины Химия, обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
• предметных:
сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Важнейшие химические понятия
Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролитов
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)
тролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология
Основные законы химии
Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.
Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.
Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева
Основные теории химии
Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии.
Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.
Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.
Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений
Важнейшие вещества и материалы
Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (!А и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений.
Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII А, VI^, V^ групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.
Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс
Химический язык и символика
Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.
Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.
Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций
Важнейшие вещества и материалы
Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (!А и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений.
Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII А, VI^, V^ групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.
Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс
Химический язык и символика
Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.
Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.
Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций
Химические реакции
Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества.
Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии.
Классифицикация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса.
Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов
Химический эксперимент
Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.
Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента
Химическая информация
Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах
Расчеты по химическим формулам и уравнениям
Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов.
Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям
Профильное и профессионально значимое содержание
Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.
Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях.
Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.
Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников
2. Формы промежуточной аттестации по дисциплине
Формой аттестации по дисциплине является:
В 1 семестре – итоговая оценка;
во 2 семестре – дифференцированный зачет.
3. Оценка освоения дисциплины
3.1. Общие положения
Основной целью оценки дисциплины является оценка умений и знаний.
Оценка осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: - контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей аттестации. Текущая аттестация обучающихся – оценка знаний и умений проводится постоянно с помощью тестовых заданий, на практических занятиях, по результатам самостоятельной работы обучающихся.
3.2. Задания для текущего контроля
Входные тестовые работы
Вариант 1.
1.Дополнить:
Химический элемент магний находится в____________периоде, _________группе, ___________подгруппе.
2.Выбрать правильный ответ:
Атом кислорода имеет следующее распределение электронов по энергетическим уровням:
1.2e4e
2.2e6e
3.2e8e6e
3.Дополнить:
В периоде с возрастанием порядкового номера у химических элементов металлические свойства___________, а неметаллические свойства____________.
4.Выбрать правильный ответ:
В веществах, имеющих химические формулы O2, HCI, M9O
• ионная связь
• ковалентная неполярная связь
• ковалентная полярная связьУказать степень окисления химических элементов
5.Установить соответствие:(назвать вещества)
• основной оксид
• кислотный оксид
• основание
• соль
• кислотаHCl, CuO, SO2, KOH, H2SO3, CuSO4, NaCl
Вариант 2.
1.Дополнить:
Номер периода указывает на____________.
2.Выбрать правильный ответ:
Атом хлора имеет следующее распределение электронов по энергетическим уровням:
1.2e5e
2.2e8e7e
3.2e7e
3.Дополнить:
В главной подгруппе с возрастанием порядкового номера у химических элементов металлические свойства___________, а неметаллические свойства____________.
4.Выбрать правильный ответ:
В веществах, имеющих химические формулы H2, CuO, H2O
• ионная связь
• ковалентная неполярная связь
• ковалентная полярная связьУказать степень окисления химических элементов
5.Установить соответствие:(назвать вещества)
• основной оксид
• кислотный оксид
• основание
• соль
• кислотаH2SO4, NaOH, CO2, K2O, CuCl2, CaCO3
Вариант 3.
1.Дополнить:
Порядковый номер химического элемента указывает на___________.
2.Выбрать правильный ответ:
Атом кислорода имеет следующую электронную формулу:
1.1s22s22p2
2.1s22s22p4
3.1s22s22p63s23p4
3.Дополнить:
oВ ряду Na, Mg, Al металлические свойства____________.
oВ ряду F, Cl, Br, J неметаллические свойства___________.
4.Установить соответствие: В молекуле H2S, в соединении CaO
0.ионная связь
1.ковалентная неполярная связь
2.ковалентная полярная связь
Составить схему образования связи и указать степень окисления у химических элементов.
5.Выбрать правильный ответ:
Серная кислота реагирует с: SO2, CuO, NaOH, Zn, Cu.
Ответ подтвердить уравнениями химических реакций.
Вариант 4.
1.Дополнить:
Номер группы указывает на___________.
2.Выбрать правильный ответ:
Атом хлора имеет следующую электронную формулу:
1.1s22s22p3
2.1s22s22p5
3.1s22s22p63s23p5
3.Дополнить:
oВ ряду B, C, N, OF неметаллические свойства____________.
oВ ряду Li, Na, K металлические свойства___________.
4.Установить соответствие: В молекуле NH3, в соединении Na2S
0.ионная связь
1.ковалентная неполярная связь
2.ковалентная полярная связь
Составить схему образования связи и указать степень окисления у химических элементов.
Выбрать правильный ответ:
Гидроксид натрия реагирует с: CaO, CO2, CuSO4, HNO3, NaCl.
Ответ подтвердить уравнениями химических реакций.
2.3. Тест 1 по теме Строение атома
1.Какие элементарные частицы входят в состав атомного ядра:
А) только протоны
В) только нейтроны
С) протоны и нейтроны
Д) нейтроны и электроны
2.Экспериментально обнаружил электроны в составе атомов и дал им название ученый-физик:
А) Дж.Томсон в конце XIXв.
В ) Ж.Перрен в XIXв.
С) Стони в XIXв.
Д) Э.Резерфорд в XXв.
3.Массу, равную массе атома водорода (принятой в химии за единицу), и заряд +1 имеют следующие элементарные частицы:
А) нейтроны
В ) электроны
С) ионы
Д) протоны
4.При подаче высокого напряжения на электроды в вакууме было обнаружено явление, названное катодными лучами. Катодные лучи оказались:
А) потоком электронов от анода к катоду
В) потоком электронов от катода к аноду
С) потоком протонов от анода к катоду
Д) потоком протонов от катода к аноду
5.Определите число электронов в атоме железа:
А) 26
В ) 30
С) 56
Д) 55
6.В основе ядерных процессов лежит изменение:
А) числа электронов в атоме
В) числа нейтронов в ядре атома
С) числа протонов в ядре атома
Д) массы атома
7.Какие частицы принято назвать изотопами:
А) атомы, имеющие одинаковое число протонов и нейтронов в ядре
В ) атомы, имеющие одинаковый заряд, но разную массу
С) атомы с разным зарядом ядра, но с одинаковой массой
Д) разновидность атомов одного и того же элемента, имеющую разное число электронов
8.Тритий - это изотоп:
А) титана
В) водорода
С) хлора
Д) гелия
9.Электроны атомной оболочки находятся на некотором расстоянии от ядра атома, но не притягиваются к положительно заряженному ядру, потому что:
А) электроны в атоме постоянно движутся вокруг ядра
В) электроны в атоме не имеют отрицательного заряда
С) электроны сильно удалены от ядра
Д) заряд ядра меньше, чем заряд электронов
10.Число электронов на внешнем энергетическом уровне электронной оболочки атома для химических элементов главных подгрупп равно:
А) номеру ряда в таблице Менделеева
В) номеру периода в таблице Менделеева
С) относительной атомной массе химического элемента
Д) номеру группы
11.Определите максимальное число электронов на втором энергетическом уровне в атоме:
А) два
В) восемь
С) четыре
Д) один
12.Выберите верное утверждение:
А) чем меньше запас энергии электрона, тем меньше по размерам его орбиталь
В) чем больше запас энергии электрона, тем меньше по размерам его орбиталь
С) размеры орбиталей электронов связаны с количеством электронов на данной орбитали
Д) размер орбитали не зависит от энергии электрона
13.Выберите два элемента, свойства которых будут повторятся, если конфигурации их внешних энергетических уровней:
А) ...2s2 и ...3s23p6
В) ...2s22p6 и ...3s23p6
С) ...2s2 и ...2s22p5
Д) 1s2 и 1s1
14.Выберите химический элемент, который отличается от остальных по химическим свойствам (активности)
А) №5
В) №18
С) №2
Д) №10
15.Атом элемента имеет электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 3s1. Для него наиболее характерно:
А) отдавать и принимать электроны
В) принимать электроны
С) не изменять степень окисления в химических реакциях
Д) отдавать электроны
16.Укажите неверное утверждение:
А) в пределах одной и той же группы (в главной подгруппе) уменьшается радиус атома
В) в пределах одной и той же группы (в главной подгруппе) увеличиваются заряды атомных ядер
С) в пределах одной и той же группы (в главной подгруппе) увеличиваются металлические свойства элемента
Д) в пределах одной и той же группы (в главной подгруппе) растет число энергетических уровней в атоме
17.Как называются радиоактивные лучи, которые не несут электрического заряда:
А) бетта-лучи
В) кислородный газ
С) гамма-лучи
Д) альфа-лучи
18.На одном р-подуровне не может находиться:
А) 1 электрон
В) 6 электронов
С) 8 электронов
Д) 2 электрона
19.Элемент с порядковым номером 15, имеет:
А) пять внешних электронов в конфигурации 3s33p2
В) пять внешних электронов в конфигурации 3s03p5
С) пять внешних электронов в конфигурации 3s23p3
Д) пять внешних электронов в конфигурации 3s13p4
20Какую минимальную и максимальную валентность имеет сера в химических соединениях:
А) II и VI
В) IV и VI
С) II и IV
Д) I и II
Эталон ответов на тест по теме Строение атома
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Вариант
с
с
д
в
а
с
в
в
а
д
в
с
в
а
д
а
с
с
с
а
Тест по теме 2
Ионные реакции и реакции окисления-восстановления.
1.Растворы каких веществ реагируют между собой с выделением газа:
А) карбонат натрия и азотная кислота
В) нитрат меди(II) и гидроксид натрия
С) гидроксид кальция и азотная кислота
Д) гидроксид натрия и нитрат калия
2.Сокращенное ионное уравнение H+ + OH- соответствует реакции между:
А) гидроксидом меди(II) и серной кислотой
В) газообразным водородом и кислородом
С) гидроксидом бария и серной кислотой
Д) гидроксидом калия и кремниевой кислотой
3.Если к раствору сульфата натрия прилить раствор хлорида бария, то образуется:
А) желтый осадок
В) выделится газ
С) белый осадок
Д) осадка не образуется
4.Сокращенное ионное уравнение 2H+ + CO32- = H2O + CO2 соответствует реакции между:
А) карбонатом кальция и раствором соляной кислоты
В) растворами соляной и угольной кислот
С) карбонатом натрия и раствором гидроксида кальция
Д) растворами карбоната натрия и серной кислоты
5.Реакция нейтрализации относится:
А) к реакциям отщепления
В) к реакциям замещения
С) к реакциям обмена
Д) к реакциям присоединения
6.При взаимодействии кислоты с основанием образуется:
А) соль и водород
В) соль и вода
С) новая кислота и новая соль
Д) соль и углекислый газ
7.С каким металлом соляная кислота не взаимодействует:
А) медь
В) железо
С) кальций
Д) цинк
8.Какой цвет имеет раствор сульфата меди(II):
А) зеленый
В) белый
С) красно-бурый
Д) голубой
9.В результате взаимодействия хлорида калия с нитратом серебра образуется:
А) осадок
В) газ
С) соли друг с другом не взаимодействуют
Д) вода
10Составьте полное и сокращенное ионное уравнение реакции между гидроксидом железа(II) и азотной кислотой. Суммы всех коэффициентов в полном и сокращенном ионном уравнениях равны соответственно:
А) 12 и 3
В) 8 и 6
С) 10 и 6
Д) 12 и 6
11.Вычислите количество вещества, выпадающего в осадок при сливании раствора, содержащего 0,2 моль хлорида железа(III) и, и раствора, содержащего 0,3 моль гидроксида натрия:
А) 0,2 моль
В) 0,1 моль
С) 0,3 моль
Д) 1 моль
12.Определите степень окисления хлора в хлорите натрия NaClO2:
А) +5
В) +2
С) +4
Д) +3
13.Атом водорода, имеющий степень окисления 0, в окислительно-восстановительных реакциях может выступать в качестве:
А) восстановителя
В) как окислителя, так и восстановителя
С) правильного ответа нет
Д) окислителя
14.Чему будет равна степень окисления меди в результате реакции 3CuCl2 + 2Al = 2AlCl3 + 3Cu
А) 0
В) +1
С) +2
Д) +3
15.Как изменится степень окисления азота в результате данной реакции?
8HNO3 + 3Cu = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
А) с 0 до +5
В) с +2 до 0
С) с 0 до +3
Д) с +5 до +2
16..Расставьте коэффициенты в схеме реакции: C + HNO3 --> CO2 + NO + H2O.
Коэффициент перед формулой восстановителя равен:
А) 5
В) 1
С) 3
Д) 2
17.Математической характеристикой среды является:
А) молярная концентрация
В) водородный показатель
С) константа диссоциации
Д) гидроксидный показатель
18.Значение водородного показателя рН в растворе серной кислоты:
А) = 7
В) = - 7
С) < 7
Д) > 7
19.В каком случае возможна реакция гидролиза:
А) в продуктах взаимодействия соли и кислоты находятся малодиссоциированные частицы
В) в продуктах взаимодействия соли и воды находятся малодиссоциированные частицы
С) в продуктах взаимодействия кислоты и воды находятся малодиссоциированные частицы
Д) в продуктах взаимодействия соли и воды находится газ
20.Какую среду будет иметь раствор ацетата натрия:
А) рН = 7
В) pH = -7
С) pH > 7
Д) рН <
Эталон ответов на тест по теме Ионные реакции и реакции окисления-восстановления.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Вариант
а
с
с
д
с
в
а
д
а
с
в
д
в
а
д
с
в
с
в
с
Тест 3 по теме:
Превращения веществ. Химические реакции.
1.При физических явлениях не изменяется:
А) размеры тела
В) форма тела
С) состав тел
Д) структура тел
2.Какое явление не является признаком химических превращений:
А) появление запаха
В) появление осадка
С) выделение газа
Д) изменение объема
3. горения - это:
А) реакции, протекающие с выделением теплоты и света
В) реакции, протекающие с выделением теплоты
С) реакции, протекающие с образованием осадка
Д) реакции, протекающие с поглощением теплоты
4.Какие условия не являются необходимымидля протекания химических реакций:
А) измельчение твердых веществ
В) нагревание смесей
С) повышение давления смесей
Д) растворение (для растворимых веществ)
5.Закон сохранения массы веществ сформулировал:
А) Д.И.Менделеев
В) А.Лавуазье
С) А.Беккерель
Д) М.В.Ломоносов
6.Как изменится масса магния, сгорающего в колбе с доступом воздуха:
А) правильного ответа нет
В) не изменится
С) уменьшится
Д) увеличится
7.Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции
SO2 + O2 = SO3 равна:
А) 5
В) 6
С) 2
Д) 4
8.Укажите химическую реакцию, которая относится к реакциям разложения:
А) CaCO3 = CaO + CO2
В) 2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4
С) 2H2 + O2 = 2H2O
Д) CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
9.К какому типу относится данная химическая реакция
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
А) разложение
В) соединение
С) обмен
Д) замещение
10.Реакции, при которых из одного сложного вещества образуются 2 и более простых или сложных, но более простого состава, вещества, называются реакциями:
А) замещения
В) обмена
С) соединения
Д) разложения
11.Какое уравнение химической реакции соответствует схеме: сульфат меди(II) + гидроксид натрия = гидроксид меди(II) + сульфат натрия:
А) CuSO4 + NaOH = CuOH + NaSO4
В) Cu2SO4 + 2NaOH = 2Cu(OH)2 + Na2SO4
С) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
Д) Cu2SO4 +2NaOH = 2CuOH + Na2SO4
12.Сколько литров водорода получится при взаимодействии 4 моль соляной кислоты с цинком:
А) 2 л
В) 44,8 л
С) 89,6 л
Д) 22,4 л
13.Какой тип реакции соответствует процессу лабораторного получения кислорода из перманганата калия:
А) соединение
В) разложение
С) обмен
Д) замещение
14.Кусочки мрамора залили соляной кислотой. Как изменится пламя лучинки, если внести ее в этот стакан:
А) вспыхнет
В) изменит цвет
С) погаснет
Д) не изменится
15.Сколько кислорода расходуется пр горении 16г метана (схема реакции: CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O):
А) 1 г
В) 64 г
С) 16 г
Д) 32 г
16.Какой из перечисленных ниже параметров всегда остается неизменным в химических реакциях:
А) объем
В) давление
С) масса
Д) концентрация
17.Нельзя окислить:
А) Mn+7
В) Mn+6
С) Mn0
Д) Mn+2
18.В какой реакции сера является восстановителем:
А) H2 + S = H2S
В) H2SO4(раствор) + Zn = ZnSO4 + H2
С) Cu + 2H2SO4(конц.) = CuSO4 + SO2 + H2O
Д) 2SO2 + O2 = 2SO3
19.Напишите уравнение реакции горения алюминия в хлоре. Коэффициент перед формулой восстановителя равен:
А) 3
В) 2
С) 1
Д) 6
20.Какая электронная схема соответствует процессу окисления:
А) S+6 --> S0
В) Mg0 --> Mg+2
С) S+4 --> S0
Д) S+6 --> S-2
Эталон ответов на тест по теме
Превращения веществ. Химические реакции.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Вариант
в
в
а
а
с
д
с
д
д
в
с
а
а
с
а
а
с
а
в
с
Тест 4 по теме:
Общие положения теории электролитической диссоциации
1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить
А) в жидкий азот
В) в гидроксид меди(II)
С) в расплав хлорида калия
Д) в дистиллированную воду
2.Не является электролитом:
А) расплав гидроксида калия
В) водный растовр соляной кислоты
С) жидкий кислород
Д) водный раствор сульфата меди(II)
3.Раствор какого из данных веществ является электролитом:
А) спирта
В) соли
С) сахара
Д) глюкозы
4.Молекулы воды представляют собой диполи, так как атомы водорода располагаются под углом:
А) 105,40
В) 105,30
С) 104,50
Д) 103,50
5.Что такое электролитическая диссоциация:
А) процесс образования ионов
В) самораспад вещества на отдельные молекулы
С) процесс распада электролита на отдельные атомы
Д) процесс распада вещества на ионы при расплавлении или растворении в воде
6.Какие вещества называют кристаллогидратами:
А) твердые вещества, реагирующие с водой
В) твердые вещества, в состав которых входит химически связанная вода
С) твердые вещества, не растворимые в воде
Д) твердые вещества, растворимые в воде
7.Формула для вычисления степени диссоциации:
А) Na/NB
В) NP/NД
С) N0/NB
Д) NД/NP
8.Какой цвет имеет гидратированный ион меди Cu2+:
А) голубой
В) желтый
С) белый
Д) не имеет цвета
9.Как называется положительный полюс источника тока:
А) катод
В) анион
С) анод
Д) катион
10.Как называются электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка:
А) оксиды
В) соли
С) кислоты
Д) основания
11.Процесс диссоциации азотной кислоты можно выразить уравнением диссоциации:
А) HNO3 <=> H+ + 3NO-
В) HNO3 <=> 3H+ + 3NO-
С) HNO3 <=> H+1 + NO3-1
Д) HNO3 <=> H+ + NO3-
12.Все общие свойства оснований обусловлены наличием:
А) анионов кислотного остатка
В) катионов водорода
С) гидроксид-ионов
Д) катионов металлов
13.Процесс диссоциации гидроксида кальция можно выразить уравнением диссоциации:
А) Ca(OH)2 <=> Ca+2 + 2OH-1
В) Ca(OH)2 <=> Ca2+ + 2OH-
С) Ca(OH)2 <=> Ca+2 + OH-
Д) Ca(OH)2 <=> Ca2+ + OH-
14.Какая из данных кислот является при обычных условиях жидкостью:
А) кремниевая
В) ортофосфорная
С) серная
Д) угольная
15.Какая из данных кислот является сильной:
А) угольная
В) ортофосфорная
С) серная
Д) кремниевая
16.Диссоциация угольной кислоты является обратимой реакцией, так как эта кислота:
А) слабый электролит
В) растворима в воде
С) изменяет цвет индикатора
Д) сильный электролит
17.Что означает выражение "степень диссоциации кислоты равна 25 %":
А) 25 % всех частиц в растворе кислоты - молекулы
В) 25 % всех молекул кислоты диссоциируют на ионы
С) 25 % всех частиц в растворе кислоты - ионы
Д) 25 % всех молекул кислоты не диссоциируют на ионы
18.Какая из данных формул отражает состав средней соли
А) Na2CO3
В) Mg(HSO4)2
С) NaHCO3
Д) (CuOH)2CO3
19.Какие ионы не могут присутствовать в растворе одновременно:
А) Cu2+ и OH-
В) Cu2+ и SO42-
С) Na+ и SiO32-
Д) H+ и Br-
20.При диссоциации какого вещества образуется меньше всего ионов:
А) сероводородная кислота
В) сульфат железа(III)
С) ортофосфорная кислота
Д) угольная кислота
Эталон ответов на тест по теме Общие положения теории электролитической диссоциации
.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Вариант
с
с
в
с
д
в
д
а
с
с
д
с
в
с
с
а
в
а
а
а
Тест по теме Неметалы
Уровень А.
Выберите один правильный ответ.
1.Какой заряд ядра атома кислорода:
a.+1
b.+6
c.+8
d.+16
2.Какой заряд ядра атома кремния:
a.+14
b.+28
c.+3
d.+4
3.Количество валентных электронов хлора:
a.3
b.5
c.7
d.17
4.Количество валентных электронов углерода:
a.2
b.4
c.6
d.12
5.Краткая запись электронного строения водорода:
a.1s1
b.1s2
c.1s22s1
d.1s22s22p1
6.Краткая запись электронного строения азота:
a.1s22s22p5
b.1s22s22p63s23p3
c.1s22s2
d.1s22s22p3
7.Возможная валентность серы:
a.II
b.II, IV
c.II, IV, VI
d.II, IV, VI, VIII
8. Возможная валентность фосфора:
a.I
b.III
c.III, V
d.I, III, V, VII
9.Возможная валентность углерода:
a.II
b.II, IV
c.II, IV, VI
d.I, III
10.Степень окисления кислорода:
a.+2
b.-2
c.+6
d.-6
11.Степень окисления фтора:
a.+2
b.-2
c.+1
d.-1
12.Степень окисления кремния:
a.+2; -2
b.+4
c.-4
d.-4; +4
13.Может быть красным или белым:
a.кислород
b.азот
c.сера
d.фосфор
14.Основной компонент воздуха:
a.кислород
b.азот
c.хлор
d.углекислый газ
15.Графит и алмаз состоят из:
a.фосфора
b.кремния
c.углерода
d.водорода
16.Самый распространенный элемент:
a.кислород
b.водород
c.углерод
d.азот
17.Наиболее горючий газ:
a.аммиак
b.водород
c.сернистый газ
d.азот
18.Формула оксида углерода II:
a.CO
b.H2CO3
c.CO2
d.C2H2
19.Формула сернистого газа:
a.SO
b.SO3
c.SO2
d.H2S
20.Формула озона:
a.O
b.O2
c.O3
d.N2
21.Формула аммиака:
a.N2
b.NH3
c.NH4
d.NO
22.Формула серной кислоты:
a.H2SO4
b.H2S
c.H2SO3
d.SO3
23.Формула угольной кислоты:
a.H2СO4
b.СH4
c.СO2
d.СO
24.Формула оксида кремния IV:
a.Si
b.SiO2
c.H2SiO3
d.SiO
25.Формула фосфорной кислоты:
a.Р2О5
b.НРО
c.H3РО4
d.Н3Р
26.Формула угарного газа:
a.Н2О
b.НCl
c.CO
d.NH3
27.Формула азотной кислоты:
a.NН3
b.НNO3
c.HNO2
d.NO2
28.Формула соды:
a.CaCO3
b.Na2CO3
c.K2CO3
d.H2CO3
29.Формула хлороводорода:
a.HCl
b.Cl2
c.Cl2O7
d.NaCl
30.Формула песка:
a.Si
b.SiO2
c.H2SiO3
d.SiO
Уровень В
Допишите правильный ответ
1.Какое вещество используют в медицине, для приведения человека в чувства ______.
2.Выброс, какого газа приводит к образованию кислотных дождей ________.
3.Самое распространенное вещество на Земле - _______.
4.Для получения газированной воды используют _______ газ.
5.Это газообразное соединение углерода является сильным ядом ________.
6.Это вещество получается в результате горения фосфора _______.
7.Самый активный галоген _______.
8.Газ, защищающий поверхность Земли от ультрафиолетовых лучей ________.
9.Самое твердое вещество - ______.
10.Спиртовой раствор какого галогена используют в медицине для обеззараживания ран _______.
Уровень С
Опишите любой неметалл (O, H, Cl, F, N, S, C, N, P, Si) по схеме:
1.Электронное строение.
2.Свойства простых веществ (физические и химические).
3.Соединения неметалла.
4.Свойства соединений неметалла (физические и химические).
5.Применение.
Уровень С
Опишите любой неметалл (O, H, Cl, F, N, S, C, N, P, Si) по схеме:
1.Электронное строение.
2.Свойства простых веществ (физические и химические).
3.Соединения неметалла.
4.Свойства соединений неметалла (физические и химические).
5.Применение.
Уровень С
Опишите любой неметалл (O, H, Cl, F, N, S, C, N, P, Si) по схеме:
1.Электронное строение.
2.Свойства простых веществ (физические и химические).
3.Соединения неметалла.
4.Свойства соединений неметалла (физические и химические).
5.Применение.
Конец формы
3.3. Задания для оценки освоения дисциплины
3.3.1. В 1 семестре изучения дисциплины промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.
Контрольная работа №1.
Реакции ионного обмена
1. Из приведенных ниже веществ выберите электролит:
а) раствор сахара;
б) раствор поваренной соли;
в) бензин;
г) растительное масло.
2. Из приведенных ниже частиц укажите катион:
а) К0;
б) H2;
в) S2–;
г) Na+.
3. Частица, имеющая отрицательный заряд, называется:
а) анион;
б) катион;
в) атом;
г) молекула.
4. Процесс распада электролита на ионы при его растворении или расплавлении называется:
а) гидролиз;
б) гидратация;
в) диссоциация;
г) сублимация.
5. Положительно заряженный электрод в химии называют:
а) катод;
б) анод;
в) соленоид;
г) гидрат.
6. Отношение числа диссоциированных молекул к общему числу молекул, находящихся в растворе, для сильных электролитов близко к:
а) 1;
б) 0,5;
в) 0,25;
г) 0,1.
7. Степень диссоциации некоторого электролита = 0,1. Можно сказать, что этот электролит:
а) сильный;
б) средней силы;
в) слабый;
г) практически неэлектролит.
8. Реакция
Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2
протекает до конца, т. к. выделяется:
а) вода;
б) осадок;
в) соль;
г) газ.
9. Из приведенных ниже реакций выберите ту, которая не протекает до конца:
а) KCl + NaNO3 = ... ;
б) K2CO3 + HCl = ... ;
в) CuO + HNO3 = ... ;
г) NaOH + H2SO4 = ... .
10. В трех пробирках находятся растворы KOH, HCl, Na2SO4. Имеются три реактива: синий лакмус (1), BaCl2 (2), фенолфталеин (3). Укажите верную последовательность прибавления реактивов 1, 2, 3 в пробирки для обнаружения веществ в растворах. Варианты ответа:
а) 1, 3, 2;
б) 3, 1, 2;
в) 1, 2, 3;
г) 2, 3, 1.
11. В какой из приведенных ниже реакций наблюдаются два признака, позволяющих говорить о том, что данная реакция ионного обмена идет до конца?
а) KCl + NaOH = ... ;
б) НCl + КOH = ... ;
в) Na2CO3 + HNO3 = ... ;
г) CaO + HNO3 = ... .
12. Реакции какого типа не бывают окислительно-восстановительными?
а) обмена;
б) замещения;
в) разложения;
г) соединения.
II. Запиши диссоциацию веществ.
Al(NO3)3; Ba(OH)2; CaCl2; Na3PO4; PbCO3; HNO3.
III. Распиши уравнение химической реакции на ионы.
KOH + HCl = KCl + H2O
K2S + CuSO4 = CuS + K2SO4
BaCl2 + KNO3 =Ba(NO3)2 + KCl
IV.Дописать и расписать на ионы.
Задания на оценку "3"
1. NaOH + HCl =
2. K2S + MgSO4 =
3. MgCl2 + NaNO3 =
4 HgO + H2SO4 =Задания на оценку "4"
1. Pb(NO3)2 + Ba(OH)2 =
2. CaCl2 + Na3PO4 =
3. MgCO3 + HNO3 =
4. Na2SO3 + KNO3 =
5. Na2O+ H3PO4 =
Задания на оценку "5"
1. Fe2O3 + HNO3 =
2. H2CO3 + NaOH =
3. Pb(OH)2 + HNO3 =
4. Al(OH)3 + NaOH =
5. Cr 3+2(SO4)3 + H3PO4 =
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2. Итоговый тест по курсу органической химии.

Начало формы
Чему равно число изомеров гексана?2457
Какую общую формулу имеет класс соединений, к которому принадлежит вещество СН3–СН2–СН=СН–СН=СН2?СnH2n–2СnH2n+2СnH2nСnH5n
Какое соединение можно по- лучить хлорированием метана?хлоропропанхлороформхлоривинилхлорофилл
Какой углеводород отвечает общей формуле СnH2n–2?СН3–СН(СН3)–С≡С–СН2–СН3СН3–СН(СН3)–СН=СН2СН3–С(СН3)2–СН2–СН3СН3–С(СН3)2–СH=СН2
Какова гибридизация атомов углерода в ацетилене?sp2spsp3sp2и sp
Соединения, содержащие функциональную группу –С(О)–Н, относятся к классу:спиртовкарбоновых кислотальдегидовуглеводов
Какой класс соединений имеет общую формулу Сn(H2O)m?углеводородыуглеводыжирыспирты
Дана цепочка превращений: С→СН4→ СН3ОН → Н–С(О)–Н → Н–СООН → Н–С(О)–О–СН3. На какой стадии образуется сложный эфир?3542
Чему равна молярная масса 2,3,4-триметилгексена-2?128 г/моль;140 г/моль;126 г/моль;143 г/моль;
Укажите название вещества СН ≡ С – СН(СН3) – СН(СН3)–СН2(СН3).3,4,5-триметилпентин-13,4-диметилгексин-11,2,3-триметилпентин-11,2-диметилгексин-1
Что получают при окислении этилена перманганатом калия?уксусную кислотуэтиленгликольэтиловый спиртэтанол
Какой углеводород является гомологом бензола?С8Н10С6Н10С6Н16С2Н4
Какие реакции наиболее характерны для алкенов?замещенияприсоединенияразложениядегидратации
Какова формула вещества – мономера натурального каучука?СН2=С(Cl)–CH=CH2СН2=С(СН3)–C(СН3)=CH2СН2=С(СН3)–CН=CH2СН2=С=CН–CH2
С чем взаимодействует фенол?с водойс бромной водойс соляной кислотойс серной кислотой
С помощью какого вещества можно распознать глицерин, ацетальдегид, уксусную кислоту и глюкозу?Cu(OH)2NaOHAg2OН2О
Какое вещество входит в состав жидкого мыла?С17Н35СООNaС17Н35СООKС17Н35СООНС17Н35СООMg
Какое соединение образуется при окислении глюкозы?этнолглюконовая кислотамолочная кислотаглицерин
Укажите названия трех природных полимеров.белок, аминокислота, крахмаламинокислота, крахмал, целлюлозабелок, крахмал, целлюлозаполиэтилен, крахмал, целлюлоза
Какие из утверждений о феноле и его свойствах верны? А) Для фенола наиболее характерны реакции замещения. Б) Фенол, в отличие от этанола, реагирует с бромоводородом.верно только Аверно только Бверны оба утвержденияоба утверждения неверны
3.3.2. Во 2 семестре изучения дисциплины итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ХИМИЯ
1
Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы.
2
Определение массовой доли химических элементов в сложном веществе
3
Строение атома.
Периодический закон и система Д.И.Менделеева
4
Типы химической связи.
Виды кристаллических решеток.
5
Агрегатные состояния веществ.
Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы.
6
Массовая доля растворенного вещества.
Приготовление раствора заданной концентрации
7
Электролитическая диссоциация.
8
Оксиды. Кислоты. Соли. Основания.
9
Гидролиз солей.
10
Окислительно-востановительные реакции. Метод электронного баланса.
11
Скорость химических реакций. Обратимые химические реакции.
Химическое равновесие и способы его смещения.
12
Типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
13
Металлы: строение, свойства, способы получения. Сплавы.
14
Неметаллы.
15
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.
Классификация органических веществ и химических реакций.
16
Алканы. Метан.
17
Алкены. Этилен. Диеновые. Каучуки.
18
Алкины. Ацетилен. Арены. Бензол.
19
Спирты.Фенолы.Альдегиды
20
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры
21
Углеводы
22
Амины.Аминокислоты.Белки.
23
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений
24
Решение задач на нахождение массы и объема реагирующих веществ или продуктов ракции.
Типовые билеты к дифференцированному зачету
Билет №1
Основные понятия и законы химии.
Объём углекислого газа при нормальных условиях равен 10л. Определите объём его (в м3) при t0=270С и р=105000Па.
Преподаватель:
Билет 2
Типы химической связи.
Вычислите среднюю скорость реакции А+ В = 2С, если начальная концентрация вещества А равна 0,22 моль/л, а через 10с – 0,125 моль/л. Как изменилась за это время концентрация вещества В?
Преподаватель:
Билет 3
Агрегатные состояния веществ.Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы.
Во сколько раз увеличиться скорость реакции при повышении температуры от 150 до 2000С, если при повышении температуры на 100С скорость реакции увеличиться в три раза?
Преподаватель:
Билет 4
Электролитическая диссоциация.
Составьте структурные изомеры состава С5Н10 и назовите их по систематической номенклатуре.
Преподаватель:
Билет 5
Оксиды , кислоты
Какую массу серной кислоты можно получить из 16т руды, содержащей 16% дисульфида железа FeS2?
Преподаватель:
Билет 6
Соли, основания.
Сколько граммов щавелевой кислоты нужно взять для приготовления 100 мл 0,1н раствора?
Преподаватель:
Билет 7
Гидролиз солей
Из навески 5,9120г AgNO3 приготовлено 500 мл раствора. Каков титр этого раствора?
Преподаватель:
Билет 8
Окислительно-востановительные реакции. Метод электронного баланса.
Найти массу, объем и число молекул , которая содержится в 5 моль серной кислоты.
Преподаватель:
Билет 9
Скорость химических реакций
Определить влажность образца каменного угля, если масса навески до высушивания равна 3,4425г, после высушивания 3,3210г
Преподаватель:
Билет 10
Обратимые химические реакции.
Осуществите цепочку превращений
Оксид углерода(IV) → крахмал → глюкоза → этанол → бромэтан
Преподаватель:
Билет 11
Химическое равновесие и способы его смещения.
Найти массу и объем 200 г углекислого газа.
Преподаватель:
Билет 12
Типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Из 1,9298г торфа после прокаливания до постоянной массы получено 0,0015г золы. Какова зольность образца?
Преподаватель:
Билет 13
Металлы: строение, свойства, способы получения. Сплавы
Сколько тонн 98%-ного раствора серной кислоты можно получить из 2,4 т пирита?
Преподаватель:
Билет 14
Неметаллы.
К 500 мл 0,5М раствора гидроксида калия прилили раствор хлорида меди (II). Вычислите массу и количество вещества образовавшегося осадка
Преподаватель:
Билет 15
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.
К 200 г раствора, содержащего 24% нитрата калия, добавили 800 мл воды. Определите массовую долю (в процентах) нитрата калия в полученном растворе
Преподаватель:
Билет 16
Классификация органических веществ и химических реакций.
К раствору, содержащему 12,6 г азотной кислоты, добавили раствор , содержащий раствор 7,2 г гидроксида натрия. Сколько соли при этом образуется? Какое вещество останется в избытке? Какова его масса
Преподаватель:
Билет 17
Алканы. Метан.
В какую сторону смещается химическое равновесие при повышении температуры в системе? Ответ пояснине.2SO2(г) + О2(г) ↔ 2SO3(г) + Q
Преподаватель:
Билет 18
Алкены. Этилен. Диеновые. Каучуки.
При нитровании глицерина массой 27,6г получили тринитроглицерин массой 60г. Определите массовую долю выхода тринитроглицерина от теоретического.
Преподаватель:
Билет 19
Алкины. Ацетилен. Арены. Бензол.
Запишите уравнение ступенчатой диссоциации Na3PO4, Al2(SO4)3.
Преподаватель:
Билет 20
Спирты.Фенолы.Альдегиды
Составьте уравнения гидролиза следующих солей: Na2CO3, NH4Cl.
Преподаватель:
Билет 21
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры
Запишите уравнение ступенчатой диссоциации КН2РО4, К2НРО4.
Преподаватель:
Билет 22
Углеводы
При восстановлении железа из 100 г оксида железа (III) алюминием выделилось 476,0 кДж. Определите тепловой эффект реакции.
Преподаватель:
Билет 23
Амины. Аминокислоты . Белки
Даны вещества: хлороводород, хлорид калия, кислород, этанол. Чем отличаются эти вещества по своему строению и видам связи?
Преподаватель:
Билет 24
Высокомолекулярные соединения. Полимеры.
Рассчитать нормальную концентрацию раствора азотной кислоты с массовой долей 30% и плотностью 1,180 г/мл.
Преподаватель:
Билет 25
Источники углеводородов. Нефть и продукты ее переработки.
Термохимическое уравнение горения алюминия 4Al(т) + 3О2 (г) = 2Al2O3(т) + 3164 кДж
Сколько теплоты выделится при сгорании 5,4г алюминия?
Преподаватель:
Литература для учащегося:
Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. ОИЦ Академия, 2013г.
Габриелян О.С. Химия. ОИЦ Академия, 2012г.
Химия. (Электронный ресурс), Матюгина И.И., Кулебаки: ГБПОУ КМК, 2015г.
Химия. Раздел Органическая химия, (Электронный ресурс), Дормидонтова Н.В., Кулебаки: ГБПОУ КМК, 2016г.
Химия. (Электронный ресурс), Рыжевская Н.В., Кулебаки: ГБПОУ КМК,2017 г.
Интернет-ресурсы
www.class-fizika.nard.ru (Классная доска для любознательных). www.physiks.nad/ru (Физика в анимациях).
www.interneturok.ru (Видеоуроки по предметам школьной программы).
www.chemistry-chemists.com/index.html (электронный журнал Химики и химия).
www.pvg.mk.ru (олимпиада Покори Воробьевы горы).
www.hemi.wallst.ru (Химия. Образовательный сайт для школьников).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.hvsh.ru (журнал Химия в школе).
www.hij.ru (журнал Химия и жизнь).
www.biology.asvu.ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
Разработчики:
ГБРОУ КМК преподаватель Е.В.Сноровихина
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты от работодателя:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия
HYPER13PAGE HYPER15
32