Публикации ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ «ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» В КУРСЕ ПРЕДМЕТА ОБЖ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ «ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» В КУРСЕ ПРЕДМЕТА ОБЖ.
Автор: Сафонов Всеволод Васильевич

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ «ТехносфернОЙ безопасностИ» в курсе предмета ОБЖ.Работая учителем ОБЖ в образовательном учреждении несколько лет, пришёл к выводу, что предмет ОБЖ в полной мере оправдывает своё название. То его сокращают в старших классах, мотивируя необходимостью подготовки к ЕГЭ, то его полностью убирают из средней школы, мотивируя региональным компонентом, то пытаются внедрить в другие учебные дисциплины. Получается, что предмет ОБЖ борется за своё существование в школе, как только может.Курс ОБЖ объёмен. Он соприкасается со многими школьными дисциплинами и учит школьников выживанию в этом опасном мире.Люди погибают в различных жизненных ситуациях при природных и техногенных катастрофах, в криминогенных ситуациях, ситуациях, связанных с транспортом. И т.д. По сути дела школа является основным обучающим компонентом в плане ОБЖ, т.к. в высших учебных заведениях студенты в силу различных обстоятельств не придают большого значения. Поэтому вся программа курса ОБЖ ставит своей целью не только изучения теоретических положений, но и получают практические знания в вопросах здоровьесбережения, обеспечения личной безопасности в жизненных ситуациях.Одним из важнейших компонентов предмета ОБЖ является преподавание техносферной безопасности, особенно, для учащихся, проживающих недалеко от Нововоронежской АЭС, а так же вблизи от предприятий химической, фармацевтической промышленности. Прогнозируя развитие опасностей во времени, можно говорить о медленных (вялотекущих) и быстрых (взрывных) процессах. В последнем случае имеют дело с чрезвычайными ситуациями, которые также входят в круг вопросов, рассматриваемых техносферной безопасностью.Объектами изучения здесь являются потенциально опасная техника; человек, этой техникой управляющий и являющийся объектом воздействия опасностей; среда обитания; система методов и средств идентификации, подавления или локализации опасностей.Нет сомнений в том, что масштабность влияния техногенных бедствий и катастроф на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества придают этим процессам не только драматический, но и трагический характер. Существует и обратная связь. Политическая, социальная, нестабильность вызывает всплеск катаклизмов и в техногенной сфере.Особую роль в преподавании техносферной безопасности в школе занимает человек, который здесь выступает в нескольких составляющих функций:Во-первых, это объект защиты (наряду с окружающей средой); Во-вторых, это специалист, обеспечивающий безопасность.Учитель ОБЖ, составляя рабочую программу и планируя календарно тематическое планирование на текущий учебный год вправе варьировать излагаемым материалом в рамках учебного времени. На что он может сделать упор? Пожарную безопасность? Обеспечение безопасности в ЧС природного, техногенного и социального характера? Всё зависит от ценностных ориентаций учителя, сложившейся экологической обстановки, промышленной, технологической безопасности в отдельно взятом населённом пункте, наличием химических, взрывопожарных радиационных объектов, гидротехнических сооружений. И здесь решить проблему по преподаванию техносферной безопасности позволяет создание творческих исследовательских групп, работающих по проблеме. Деятельность таких групп позволяет учителям различных предметных областей и учащимся консолидировано создавать реальные проекты с элементами научного исследования. Возрастная задача профессионального самоопределения старших школьников с одной стороны индивидуализирует его развитие, с другой создает устойчивый интерес к метапредметному знанию, расширяет круг источников знаний, к которым обращается ученик. Проектная деятельность позволяет сделать шаг в этом направлении. Она позволяет побудить интерес школьников к научно-исследовательской деятельности – иному виду деятельности, ориентированному на другие типы результатов. В ней формируются исследовательские навыки – анализа, сравнения, сопоставления гипотез и т.д. Исследовательская деятельность на выходе имеет новое знание. Необходимо рассмотреть отношение учебной и проектной деятельности школьников. В учебной деятельности учащийся работает с учебным содержанием на строго отработанном учебном материале под прямым руководством педагога, в проектной же деятельности складывается иная ситуация. Проектирование – это обязательно практическая деятельность, она в меньшей степени регламентируется педагогом. Проектирование позволяет развивать способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства для достижения поставленной цели.Литература1. Защита населения и территорий от природных и техногенных чрез-вычайных ситуаций и опасностей военного характера: Учебное пособие // Под общей редакцией Старикова А. Г. – Воронеж: ВГУ, 2005. 2. Овчинникова Т. В., Смольянинов В. М., Федянин В. И., Фроло-ва Н. Н. Условия возникновения и особенности Чрезвычайных ситуаций в Центрально-Черноземном регионе. – Воронеж, 2007 г. 3.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011, 192 с.