Публикации
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЖ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЖ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Автор: Сафонов Всеволод Васильевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЖ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Автор: Сафонов Всеволод Васильевич
Проектная деятельность по ОБЖ в старшей школеВ стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечено: « В условиях глобализации развития процессов мирового развития, международных, политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».Одним из таких факторов национальной безопасности является преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности в школе». У данного предмета много целей и задач, но основной является формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.Программа курса ОБЖ при преподавании в общеобразовательном учреждении построена по модульному принципу, что позволяет учителю более рационально распределять учебный материал и преподавание осуществляется с 5 по 11 класс. Темы, включённые в программу 5 класса, доводятся до учащихся с учётом их возрастных особенностей и направленности класса. Один и тот же модуль безопасности преподаётся как в 5, так и в 11 классе.Как показывает практика преподавания наибольший интерес у учащихся вызывают, темы, связанные с обеспечением личной безопасности в повседневной жизни, а именно пожарной безопасностью.Это объясняется рядом причин:- развитие современных средств коммуникаций, позволяющих оперативно доносить о наиболее резонансных пожарах, случившихся на территории РФ;- историческим аспектом, когда от пожара выгорали целые города;- семейным аспектом, когда основным аспектом семейного воспитания является постулат « Спички – детям, не игрушки»;- образовательным аспектом, когда в начальной школе проводится множество мероприятий по противопожарной тематике, а в среднем звене вводится предмет ОБЖ на котором рассматриваются, причины пожаров, их последствия, профилактика, способы тушения различных видов пожаров.- личностным опытом, когда учащиеся были свидетелями пожаров в Воронеже и области летом 2010 года, а так же пожаров, которые случались в соседнем доме, улице или у близких родственников.Предлагаемые формы работы на уроке ОБЖ по пожарной безопасности отличаются разнообразием (викторины, устные сообщения, реферативное изложение материала, ответы на кроссворды, шарады по пожарной тематике и т.д) и учащиеся с удовольствием участвуют в подобного рода мероприятиях а уроке. Но есть темы, при изложении которых учитель сталкивается с инертностью обучающихся, особенно в 11 классе, поскольку они связаны с правовым аспектом по пожарной безопасности, а для учащихся подобная тематика, как правило, является неинтересной.Речь идёт о изучении основных положений Федерального закона « О пожарной безопасности» от 21.12.1994г., как того требует учебная программа.Изучение основных положений ФЗ № 69 в 11 классе касается прав, обязанностей и ответственности граждан в области пожарной безопасности. Данная учебная тема подразумевает собой проектную деятельность в классе. Класс условно делиться на 3 группы одна из которых, готовит самостоятельно материал по правам граждан, другая группа по обязанностям граждан, третья группа по ответственности граждан. Внутри микрогруппы распределение обязанностей происходит следующим образом: 2-3 учащихся ищут материал с практическими примерами его воплощения, комментариями к интересующим статьям, 2-3 осуществляют подготовку компьютерной презентации или короткометражного учебного фильма, один или два ученика готовят ситуационную задачу по проекту для присутствующих, двое учеников являются выступающими. В результате все учащихся задействованы в подготовке одного проекта. Подготовленный материал предоставляются учителю, который вносит коррективы, даёт рекомендации по проводимой работе. В результате проводимой работы задействованы весь класс, а учащиеся выбирают самостоятельно в рамках проекта тот формат работы, который с учётом личностных компетенций позволяет им выполнять задание. На уроке учащиеся представляют свой проект, отвечают по существу на возникающие вопросы, в результате чего «скучная» и «неинтересная» тема становится понятной и доступной. Данная проектная деятельность позволяет не только расширить кругозор школьника, обогатить его практическими знаниями, но и позволяет вызвать интерес к другому проекту, связанному с данной тематикой, например «Права, обязанности и ответственность граждан стран, входящих в Европейское сообщество в области пожарной безопасности».С подготовленными проектами старшие ученики впоследствии могут выступать в среднем звене на классном часе, предоставлять подготовленный материал в региональное отделение Всероссийского добровольного общества, выступать в рамках проводимого месячника пожарной безопасности.Библиография1.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. ( утв. Указом президента Российской федерации от 12 мая 2009г. № 5372.Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.; Просвещение, 212с.3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011, 192 с.