Публикации Разработка урока «Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка урока «Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда»
Автор: Шевченко Вера Евгеньевна

Разработка урока физики в 7 классе
Учитель МБОУ Щербаковская СОШ
Белгородской области
Алексеевского городского округа
Шевченко Вера Евгеньевна
Тема Давление в жидкости и газе.
Расчет давления на дно и стенки сосуда
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности, познакомить детей с давлением на дне морей и океанов;
развивать навыки устного счета; применение теоретических положений и законов на практике; умения наблюдать, делать самостоятельно выводы, готовить сообщения и опыты;
воспитывать аккуратность, умение вести записи в тетрадях,
Задачи:
Дать учащимся представления о том, что жидкость давит на дно и стенки сосуда; раскрыть причину возникновения этого давления; определить от чего зависит давление на дно сосуда; вывести формулу расчета давления на дно сосуда.
Продолжить формирование умения проводить эксперимент; развивать интерес и логическое мышление путем решения проблем.
Продолжить расширять кругозор учащихся; формирование бережного отношения к физическому оборудованию; наблюдать, исследовать, замечать закономерность явлений, аргументировать свои выводы.
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, экран, лабораторное оборудование (стакан с водой, сосуд с резиновым дном), дидактический материал.
Ход урока
Организационный этап
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания школьников.
Этап проверки выполнения домашнего задания
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Я предлагаю вам, ребята, выполнить дыхательную гимнастику:
1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),
Медленно выдохнуть
2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.
Руки опускаем –выдох.
3-е упр. Глубоко вдохнуть, садясь за парту, медленно выдыхаем. (гимнастика проводится под спокойную музыку)
Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день.
Но в основе дыхательной гимнастики лежит физический закон, который изучали на предыдущем уроке.
Какой закон лежит в основе дыхательной гимнастики?
Какова его формулировка?
Учащиеся, стоя за партами, выполняют дыхательную гимнастику.
Мы изучали на прошлом уроке закон Паскаля. Значит в основе дыхательной гимнастики лежит закон Паскаля.
- Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку одинаково во всех направлениях.
Учитель: дальше работаем так:
один ученик решает у доски задачу; (Человек нажимает на лопату силой 600 Н. Какое давление оказывает лопата на почву, если ширина ее лезвия 20 см, а толщина режущего края 0.5 мм? Зачем лопаты остро затачивают?)
2 ученика -работа по тестам (приложение 2);
1 ученик — у компьютера;
остальные обучающиеся — фронтальная беседа по прошедшему материалу.
-Какие свойства газов отличают их от твердых тел и жидкостей?
- Как можно на опыте показать, что газ производит давление на стенки сосуда, в котором он находится?
- Почему давление газа увеличивается при сжатии и уменьшается при расширении?
- Как передают давление жидкости и газы?
- Как читается закон Паскаля?
- На каком опыте можно показать особенность передачи давления жидкостями и газами?
Проверка решения задачи у доски, взаимопроверка детей, работающих с тестами
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Вы уже знаете: твёрдые тела оказывают давление.
От чего зависит давление твёрдых тел?
Вы уже знаете газы оказывают давление. Как газы оказывают давление?

От чего зависит давление газов?
А как вы думаете, жидкости оказывают давление?
Как? От чего оно зависит?
Выслушав ответы, учитель делает вывод: значит, вы не можете точно утверждать, что жидкости оказывают или не оказывают давление.
Сегодня на уроке мы будем говорить о давлении жидкости. Запишите тему урока.
А что вам интересно узнать?
Вот вы сами и сформулировали цель нашего урока: Доказать, что жидкости оказывают давление и от чего зависит давление жидкости; как можно рассчитать давление жидкости; как учитывают и применяют на практике.
Давление твёрдых тел зависит о т силы давления, площади опоры.
Молекулы газа ударяются о стенку сосуда и в этот момент оказывают давление. Молекул много поэтому давление газов достаточно большое.
От объёма сосуда, массы газа, температуры газа.
Учащиеся высказывают свои мнения.
Учащиеся записывают тему урока.
Учащиеся дают ответы о том, что им интересно узнать.
Этап усвоения новых знаний
Демонстрация опыта: Посмотрите, у меня есть сосуд, вместо дна резиновая плёнка и стакан с водой. Может, у кого-то возникла идея доказательства выдвинутой гипотезы. (Если никто не догадался, сама провожу опыт и прошу прокомментировать то, что они видят).
Вопрос №1: Если в сосуд налита вода, то производит ли она давление на дно и стенки сосуда?
Ответ: Вода имеет массу и поэтому притягивается Землей. Верхние слои воды давят на нижние, а так как давление в жидкости передается по всем направлениям без изменения, по закону Паскаля, то жидкость давит не только на дно, но и на стенки сосуда.
Вопрос №2: Подумайте и сделайте вывод от чего зависит давление жидкости?
Вывод: Чем выше столб жидкости, тем давление больше.
Вывод: Давление в жидкости на одном и том же уровне одинаково по всем направлениям Внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. С глубиной давление увеличивается.
Вопрос № 3: Если мы воду заменим другой жидкостью, то останутся ли верными сделанные нами выводы?
Ответ: Естественно, так как основные свойства жидкости останутся теми же.Учитель: Найдем давление, которое оказывает жидкость на дно сосуда.
Вопрос № 4: Как рассчитать давление жидкости на дно сосуда?
Ответ: , где, но т.к. , то . Учитывая, что . Следовательно . Отсюда )
Вывод: Давление жидкости на дно сосуда зависит только от ее плотности и высоты столба.
Давление, которое оказывает покоящаяся жидкость, называется гидростатическим. (запись в тетради)
Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности на практике
Работа с таблицей плотностей жидкостей стр .51 учебник физики А.В Пёрышкин
Какая жидкость будет оказывать наибольшее давление, наименьшее?
Демонстрация опыта: (класс делится на две группы) У вас имеется высокий сосуд. В боковой поверхности его на разной высоте от дна сделаны три небольших отверстия, котрые закрыты спичками. Заполните сосуд водой, откройте отверстия и проследите за струйками вытекающей воды. Почему вода вытекает из отверстий? Из чего следует, что давление увеличивается с глубиной. (Дети самостоятельно проводят опыт, анализируют, делают выводы)
Расчетные задачи
а) Высота столба воды в стакане 8 см. Какое давление на дно стакана оказывает вода? Какое давление оказывала бы ртуть, если бы она была налита вместо воды?
б) Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 1,5 м?
Качественные задачи
в) Волк плывет под водой с дыхательной трубкой. Какие ограничения накладывает на ныряльщика дыхательная трубка? Ответ найдите в учебнике стр.178.
Задача с недостающими данными
г) Какое давление на глубине 1,5 м? Решить устно
Качественные задачи, предполагающие работу с дополнительными источниками информации
д) Какое преимущество дает ныряльщику акваланг? Какие ограничения он накладывает? Ответ в учебнике стр. 178
е) В следующем сюжете мы видим глубоководный аппарат. Почему у него такая внешняя форма?
ж) Чтобы человек мог работать на больших глубинах он должен находиться в специальном скафандре. Найдите о нем информацию в учебнике.Стр. 178-179
з) Анализируя рис. 193 учебника давайте познакомимся с тем, что говорит нам учебник о глубоководных аппаратах. Какие ограничения в их использовании имеются?
и) Вычислите, какое давление в самой глубокой Мариинской впадине глубиной.
к) В просмотренном сюжете мы видели с вами глубоководных рыб. Какую длину лески нужно приготовить для лова рыбы камбалы, если она может выдерживать давление 400 кПа?
Этап контроля и самоконтроля знаний
1. Работа с тестовыми заданиями (приложение 3) Дети осуществляют взаимопроверку после выполнения заданий
2. Работа с учебником упр.15 (1,2)
3. (Самостоятельно) Какую силу испытывает каждый квадратный метр площади поверхности водолазного костюма при погружении в морскую воду на глубину 10 м?
Этап информации о домашнем задании
1. ознакомиться с параграфами 37, 38 учебника; 2. экспериментальное задание 8 (2) учебника стр.92; 3. по желанию (3 человека) делают доклады Изучение подводного мира, Устройство и назначение батисферы и батискафа, Животный мир океанских глубин.
Этап подведения итогов урока
Сообщение учителя, подведение итогов обучающимися
Этап рефлексии
Сегодня на уроке я узнал (а) ….
На уроке я чувствовал (а) себя …18. ДАВЛЕНИЕ В ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. РАСЧЕТ ДАВЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ НА ДНО И СТЕНКИ СОСУДА
Вариант 1
Бруски / и 2 помещены в воду так, что грани Б и В находятся на одном уровне (рис. 30).
I (1) На какую грань давление наименьшее? 1. А; 2. Б;
II (1) На какую грань давление наибольшее? 3. В; 4. Г.
III (1) На какие горизонтальные грани давление одинаковое? 1. А и Б; 2. Б и В; 3. В и Г; 4. А и В; 5. Б и Г.
IV (2) Чтобы вычислить давление жидкости на дно сосуда, надо знать:
1. плотность и высоту столба жидкости.
2. вес жидкости и площадь дна.
3. вес и объем жидкости.
V (4) Современные подводные лодки опускаются на глубину до 400 м. Вычислите давление в морской воде на этой глубине. Плотность морской воды 1030 кг/м3.
1. 20000 Па;
2. 20600 Па;
3. 6800 Па:
4. 4040000 Па;
5. 1030 Па.
Вариант2
Пластинки А, Б, В, Г помещены в сосуд с водой так, как показано на рисунке 31.
I (1) На какую пластинку
давление наименьшее? 1. А; 3. В;
.II (1) На какую пластинку 2. Б; 4. Г
давление наибольшее?
III(1)На какие пластинки давление одинаковое?
1: А и 5; 2. Б и В; 3. В и Г; 4. А и В; 5. Б и Г.
IV (2)Зависит ли давление жидкости на дно и стенки сосуда от плотности жидкости?
1. Не зависит.
2. Давление жидкости прямо пропорционально плотности жидкости.
3. Давление жидкости обратно пропорционально плотности жидкости.
V (4)Чему равно давление в цистерне, наполненной нефтью, на глубине 2,5 м? Плотность нефти 800 кг/м3.
2 Па; 2, 19600 Па; 3. 680 Па; 4. 2000 Па; 5. 1030 Па.
Вариант З
I (1)Давление внутри жидкости на одной и той же глубине...
1. сверху вниз больше, чем снизу вверх.
2. сверху вниз меньше, чем снизу вверх.
3.одинаковое по всем направлениям.
II (1)Как изменится давление на тело с увеличением глубины погружения в жидкость?
III (1)Изменится ли давление на металлическую пластинку, лежащую на дне
сосуда с водой, после того, как в сосуд опустили деревянный брусок?
Увеличится
2. Уменьшится.
Не изменится.
IV (2)Зависит ли давление жидкости на дно сосуда от площади дна?
1. Не зависит.
2. Тем больше, чем больше площадь.
3.Тем меньше, чем меньше площадь.
V (4)Какое давление испытывает человек на глубине 2 м? Плотность морской воды 1030 кг/м'3.
1. 20200 Па;
2. 20900 Па;
З.6800 Па;
. 4 120000 Па;
 1030 Па.
Вариант 4
Пластинки А, Б, В, Г расположены в сосуде с водой (рис. 32).
I (1) На какую пластинку 1. А; 2. Б;
давление наибольшее? 3. В; 4. Г.
II (1) На какую пластинку
давление наименьшее?
III (1)На какие пластинки давление одинаковое?
1. А и Б; 2. Б и В; 3. В и Г; 4. А и В; 5. Б и Г.
IV (2)Чтобы вычислить давление жидкости на стенкисосуда, надо знать...
1. плотность и высоту столба жидкости.
2. площадь стенки сосуда и вес жидкости.
3. вес и объем жидкости.
V (4)Какое давление производит столб ртути высотой5см? Плотность ртути 13600 кг/м3.
1. 20000 Па; 2. 20600 Па; 3.6700 Па;
4.4 120000 Па; 5. 68000 Па;
17. ДАВЛЕНИЕ. ЕДИНИЦЫ ДАВЛЕНИЯ. ДАВЛЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ. ДАВЛЕНИЕ ГАЗА
Вариант 1
I (1) От чего зависит результат действия силы на тело?
1. От модуля силы и от площади поверхности, перпендикулярно к которой она действует.
2. От площади поверхности, перпендикулярно к которой действует сила.
3. От модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую она действует.
II (1) Давлением называют величину, равную ...
1. силе, действующей на единицу площади опоры.
2. отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности.
3. отношению силы, действующей на поверхность, к площади этой поверхности.
III (3) У комбайнов, сеялок и других сельскохозяйственных машин колеса делают с широкими ободами для того, что бы ... давление, так как чем ... площадь опоры, тем ... давление.
1. уменьшить... меньше... меньше
2. уменьшить... больше... меньше
3. увеличить... меньше... больше
4. увеличить... больше... больше
5. уменьшить... больше... больше
IV (2) В каком положении брусок производит большее давление (рис. 28)?
1. В первом. 2. Во втором. 3. В третьем.
V (5)Гусеничный трактор весом 54 кН в среднем производит давление 40 000 Па. Определите опорную площадь гусениц.
1. 1,92 м2; 2. 1,35 м2; 3. 0,048 м2; 4. 0,135 м2; 5. 12,5 м2.
Вариант 2
I (2)Гусеничный трактор весом 60 000 Н имеет опорную площадь обеих гусениц 1,5 м2. Определите давление трактора на грунт.
1. 4000 Па; 2. 12 000 Па; 3. 120 000 Па; 4. 40 000 Па.
II (2)В бутылку, закрытую пробкой с краном, накачали газ и закрыли кран. Одинаковое ли давление будут испытывать дно и стенки бутылки в различных местах?
1. Давление газа в любом месте бутылки одинаковое.
2. Наибольшее давление газа на пробку.
3. Наибольшее давление газа на дно бутылки.
III (2)Режущие инструменты затачивают для того, чтобы ... давление, так как, чем ... площадь опоры, там ... давление.
1. уменьшить... меньше... меньше
2. уменьшить... больше... меньше
3. увеличить... меньше... больше
4. увеличить... больше... больше
5. уменьшить... больше... больше
IV (2)В каком положении тело производит наибольшее давление (рис. 29)?
1. В первом. 2. Во втором, 3. В третьем.
V (5)Гранитная плита лежит на земле, опираясь на грань, имеющую длину 1,2 м и ширину 0,8 м. Определите давление плиты на землю, если ее масса 480 кг.
1.4600 Па; 2.460 Па; 3.500 Па; 4.5000 Па;
5. 0,5 Па.
Вариант 3
I (1)В каких единицах измеряют давление?
1. 1 кг/м3, 1 г/см3; 2. 1 Па, 1 гПа; 1 кПа; 3. 1 м/с, 1 см/с;4. 1 Н, 1 кН.
II (1)В формулах давление обозначают буквой ..., силу ... и площадь ...
1. S ... F ... р; 2. F... S... p; 3. p... F... S.
III (2)Стены зданий устанавливают на широком фундаменте для того, чтобы ... давление, так как, чем ... площадь опоры, тем ... давление.
1. уменьшить... меньше... меньше
2. уменьшить... больше... меньше
3. увеличить... меньше... больше
4. увеличить... больше... больше
5. уменьшить... больше... больше
IV (2)В каком положении брусок оказывает наименьшее давление (см. рис. 28)?
1. В первом. 2. Во втором. 3. В третьем.
V (5)Вычислите силу, действующую на парус яхты площадью 60 м2, если давление ветра 80 Па.
1. 19 200 Н; 2. 13 500 Н; 3. 480 Н; 4. 4800 Н; 5. 135 Н.
Вариант 4
I (1)Станок весом 14 000 Н имеет площадь опоры 2 м2. Вычислите давление станка на фундамент,
1. 7000 Па; 2. 28000 Па; 3. 700 Па; 4. 280 Па.
II (1)За единицу давления принимают такое давление, которое производит ...
1. сила в 1 Н на 1 м2.
2. масса 1 кг на 1 м2.
3. масса 1 кг на 1 см2.
4. сила в 1 Н на 1 см2.
III (3) Если под человеком на водоеме проломился лед, то к нему подходить нельзя. Для спасения ему нужно бросить доску или длинный шест. Опираясь на них, он может выбраться из воды и пройти по льду. Опора на доску или шест позволяет ... давление, так как при этом площадь опоры ..., а давление ...
1. уменьшить... меньше... меньше.
2.уменьшить...больше...больше.3. увеличить... меньше... больше.
4. увеличить... больше... больше.
5. уменьшить... больше... меньше.
IV (2)В каком положении тело оказывает наименьшее давление (см. рис. 29)?
1. В первом. 2. Во втором. 3. В третьем.
V (5)Ящик весом 0,96 кН имеет площадью опоры 0,2 м2. Вычислите давление ящика на опору.
1. 19200 Па; 2. 13500 Па; 3. 480 Па;4. 4800 Па; 5. 135 Па.