Публикации доклад «Проектная деятельность на уроках физики как способ формирования универсальных учебных действий»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: доклад «Проектная деятельность на уроках физики как способ формирования универсальных учебных действий»
Автор: Шевченко Вера Евгеньевна

Шевченко Вера Евгеньевна,
учитель физики МБОУ Щербаковская СОШ
Алексеевского городского округа
Белгородской области
Проектная деятельность на уроках физики как способ формирования универсальных учебных действий
Новые времена ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
Получение знаний – теоретических по сути и энциклопедических по широте – долгое время считалось главной целью образования. Теперь получение знаний рассматривается скорее как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры и пр.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
В более узком значении термин универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Одной из особенностей универсальных учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
К основным функциям универсальных учебных действий относятся:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности научить учиться, толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальной верификации выводов.
Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности образовательного процесса, поэтому я активно начала использовать в своей работе метод проектов и исследований.
В основу данного метода положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность обучающихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. Метод проектов может быть использован как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном проекте или исследовании, зависит от изучаемого материала.
Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Для достижения поставленной цели, учащиеся используют научно-популярную литературу, ресурсы INTERNET, проводят самостоятельные исследования, проводят эксперименты. Учащиеся свои работы оформляют в виде мультимедийных презентаций, в виде рефератов. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Вообще говоря, главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнёром;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
навыки делового партнёрского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
умение проектировать процесс (изделие);
Коммуникативные умения:
умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса;
Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Моя работа по формированию УУД в проектной и исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов.
Первый этап – постановка проблемы. Этот этап является наиболее сложным для обучающихся, в самом начале работы я прилагаю максимальный педагогический такт, чтобы помочь ребенку найти то, что могло бы воплотиться в проекте (например, нами были выбраны такие проблемы: Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью линейки, Будет ли гореть свеча на МКС?, Как направлены силы трения между колесами и землей у переднего и заднего колеса тележки?, Как определить радиус большого зеркала)
Следующий этап – целеполагание. На этом этапе дети высказывают большое количество идей, даже самые фантастические. Я определяю вместе с детьми, каким будет проектный продукт, и мы решаем, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Следующий шаг – это планирование. Планирование представляет для них определенную трудность. И здесь требуется моя значительная помощь. Важно только не начать планировать вместо ребенка! Для этого я использую алгоритм планирования:
Вопрос
Ответ
Почему выбрана эта тема проекта?
Проблема проекта
Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему
Цель проекта
Что ты создашь, чтобы цель была достигнута?
Образ проектного продукта (ожидаемый результат)
Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема?
Существуют ли необходимые связи между проблемой, целью и проектным продуктом
Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта доя реализации цели проекта?
Перечисление основных этапов работы
Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и т.д. для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать, и чему придется научиться)?
Развернутый план работы
Когда ты будешь осуществлять все задуманное?
Индивидуальный график проектной работы
На следующем этапе проходит реализация намеченного плана – создание проектного продукта. Тут ребята проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески.
Очень важной частью проекта является отчет о ходе работы и презентация проекта
На различных этапах работы над проектом моя позиция:
руководитель проекта, коллега;
равноправный партнер;
эксперт – знаток.
Роль обучающихся:
активные участники процесса;
члены команды;
авторы проекта;
равноправные партнеры.
Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.
Для оценки сформированности УУД я использую анкеты, тесты, технологические карты наблюдений.
Сформированность универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, влияет на качество знаний.
Проводя такие работы в течение учебного года, выделю положительные моменты формирования УУД в проектно-исследовательской деятельности.
Этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Обучающиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.
Если школьник сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить мотивацию школьника и интерес к изучению предмета физика.
1