Публикации рабочая программа 5 класс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: рабочая программа 5 класс
Автор: Савченкова Оксана Олеговна

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДепартамент образования и науки Брянской областиМБОУ БСОШ имени В.А. Алексютина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2549065)учебного предмета«Технология»для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный годСоставитель: Савченкова Оксана ОлеговнаУчитель технологии с. Брасово 2022ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИФундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах:процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий.В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма; проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;исследованы социальные аспекты технологии.Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась структура человеческой деятельности в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самымрешительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИОсновной целью освоенияпредметнойобласти«Технология»являетсяформирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.Задачами курса технологии являются:овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания, полученные обучающимися на других предметах.Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образования категории «знания», а именно:понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную область;алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемому результату при соблюдении определённых условий;предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей, применяемых в той или иной предметной области;методологическое знание знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем:технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны следующие уровни освоения технологии:уровень представления; уровень пользователя;когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд, осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе технологии;появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения учиться.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.Современный курс технологии построен по модульному принципу.Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса технологии.Модуль «Производство и технология»В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и подходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по«восходящему»принципу:отуменийреализацииимеющихсятехнологийкихоценкеи совершенствованию, а от них к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых для человека продуктов.Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции.Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений, сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания уникальных изделий народного творчества.Модуль «Растениеводство»Модуль знакомит учащихся с классическими и современными технологиями в сельскохозяйственной сфере. Особенностью этих технологий заключается в том, что их объектами в данном случае являются природные объекты, поведение которых часто не подвластно человеку. В этом случае при реализации технологии существенное значение имеет творческий фактор умение в нужный момент скорректировать технологический процесс.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕУчебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа в неделе, общий объем составляет 68 часов.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМодуль «Производство и технология»Раздел. Преобразовательная деятельность человека.Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполнения алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм.Раздел. Простейшие машины и механизмы.Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики передаточных механизмов.Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые модели.Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» Раздел. Структура технологии: от материала к изделию.Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта.Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии. Технологии и алгоритмы.Раздел. Материалы и их свойства.Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных материалов.Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге. Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей.Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины. Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов.Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и проволока.Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами.Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические наноструктуры.Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные соединения углерода.Раздел. Основные ручные инструменты.Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с древесиной. Инструменты для работы с металлом.Компьютерные инструменты.Раздел. Трудовые действия как основные слагаемые технологии.Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений. Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬМодуль «Растениеводство»Раздел. Элементы технологий выращивания сельскохозяйственных культур.Земледелие как поворотный пункт развития человеческой цивилизации. Земля как величайшая ценность человечества. История земледелия.Почвы, виды почв. Плодородие почв.Инструменты обработки почвы: ручные и механизированные. Сельскохозяйственная техника. Культурные растения и их классификация.Выращивание растений на школьном/приусадебном участке. Полезные для человека дикорастущие растения и их классификация.Сбор, заготовка и хранение полезных для человека дикорастущих растений и их плодов. Сбор и заготовка грибов. Соблюдение правил безопасности.Сохранение природной среды.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПатриотическое воспитание:проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.Гражданское и духовно-нравственное воспитание:готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.Эстетическое воспитание:восприятие эстетических качеств предметов труда;умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.Ценности научного познания и практической деятельности:осознание ценности науки как фундамента технологий;развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.Трудовое воспитание:активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей; умение ориентироваться в мире современных профессий.Экологическое воспитание:воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;осознание пределов преобразовательной деятельности человека.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОвладение универсальными познавательными действиямиБазовые логические действия:выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,относящихся к внешнему миру;выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.Базовые исследовательские действия:использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;опытным путём изучать свойства различных материалов;овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов. Работа с информацией:выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями;владеть начальными навыками работы с «большими данными»;владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.Овладение универсальными учебными регулятивными действиямиСамоорганизация:уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;делать выбор и брать ответственность за решение.Самоконтроль (рефлексия):давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлениюпроекта;оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.Принятие себя и других:признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.Овладение универсальными коммуникативными действиями.Общение:в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.Совместная деятельность:понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условияуспешной проектной деятельности;уметьадекватноинтерпретироватьвысказываниясобеседникаучастникасовместнойдеятельности;владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию.ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИМодуль «Производство и технология»характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества; характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;выявлять причины и последствия развития техники и технологий;характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; соблюдать правила безопасности;использоватьразличныематериалы(древесина,металлыисплавы,полимеры,текстиль, сельскохозяйственная продукция);уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов; оперировать понятием «биотехнология»;классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды; оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека; соблюдать правила безопасности;организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;классифицироватьихарактеризоватьинструменты,приспособленияитехнологическое оборудование;активноиспользоватьзнания,полученныеприизучениидругихучебныхпредметов,и сформированные универсальные учебные действия;использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования;получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов из различных материалов;характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов; применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;правильно хранить пищевые продукты;осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую ценность;выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда; осуществлять доступными средствами контроль качества блюда; проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных изделий;строить чертежи простых швейных изделий;выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ; выполнять художественное оформление швейных изделий;выделять свойства наноструктур;приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их использованием для конструирования новых материалов.ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬМодуль «Растениеводство»соблюдать правила безопасности;организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; характеризовать основные направления растениеводства;описыватьполныйтехнологическийциклполучениянаиболеераспространённой растениеводческой продукции своего региона;характеризовать виды и свойства почв данного региона;назвать ручные и механизированные инструменты обработки почвы; классифицировать культурные растения по различным основаниям; называть полезные дикорастущие растения и знать их свойства; назвать опасные для человека дикорастущие растения;называть полезные для человека грибы; называть опасные для человека грибы;владеть методами сбора, переработки и хранения полезных дикорастущих растений и их плодов; владеть методами сбора, переработки и хранения полезных для человека грибов; характеризовать основные направления цифровизации и роботизации в растениеводстве;получить возможность научиться использовать цифровые устройства и программные сервисы в технологии растениеводства;характеризовать мир профессий, связанных с растениеводством, их востребованность на рынке труда.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКАТехнология. 5 класс/Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и другие; под редакцией Казакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯметодическое пособиеЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТresh.edu.ru uchi.ru РЭШinfourok.ruМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАУЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕкомпьютерОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ