Публикации
Исследовательская деятельность в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская деятельность в начальной школе
Автор: Чванова Лариса Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская деятельность в начальной школе
Автор: Чванова Лариса Анатольевна
Исследовательская деятельность в начальной школе В настоящее время образовательное пространство серьёзно переоценивается. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых видов учебной деятельности и методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие виды деятельности и методы обучения, которые:— формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;— развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;— формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;— были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;— реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов образования. Исходя из этого, учитель пересмотрел подходы к развитию у детей исследовательского поведения, в основе которого лежит принцип личностной ориентации. Что является учебной исследовательской деятельностью?Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Это использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся. К ним мы относим:умение видеть проблемы;умение задавать вопросы;умение выдвигать гипотезы;умение давать определение понятиям;умение классифицировать;умение наблюдать;умение проводить эксперименты;умение делать выводы и умозаключения;умение структурировать материал;умение доказывать и защищать свои идеи.Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.С первого класса необходимо пытаться вовлекать учащихся в мини-исследования, включать этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе работы имеют коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Ребята могут вести себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.При организации исследования предлагаю учащимся следующий план работы, который дает доктор педагогических наук А.И. Савенков в своей работе «Методика исследовательского обучения младших школьников»:Актуализация проблемы. Под руководством учителя учащиеся формулируют проблемуОпределение сферы исследования. На данном этапе работы учащиеся формулируют вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.Выбор темы исследования. Выбирая тему, надо фиксировать внимание детей на том, что если мы имеем возможность, то надо выбирать что-то особенно привлекательное.На данном этапе работы учащимся дается памятка- рекомендация:«Для того, чтобы выбрать тему, попробуй задать себе следующие вопросы:Что мне интересно? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Что из изученного на уроках хотелось бы узнать более глубоко? Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею».Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:■ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы■ ЭМПИРИЧЕСКИЕ – темы. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей.■ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.Теперь несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований.Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.■ Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.■ Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности,■ Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.■ Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным. Исследовательская работа делается ребенком совместно с педагогом, поэтому тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у учителя.■ Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.Выработка гипотезы исследования. Ребятам даются такие рекомендации:«Гипотеза — это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом». Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».5.Организация и методика исследования.На данном этапе работы необходимо объяснить исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования.6.Анализ и обобщение полученных материалов.На этом этапе полученный материал структурируется с использованием известных логических правил и приёмов.7.Подготовка к защите исследования.РекомендацияТеперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого требуется:1) дать определения основным понятиям;2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;3) предложить сравнения, сопоставления, схемы;4) сделать выводы;5) подготовить текст выступления и подготовится к ответам на вопросы по результатам исследования.8.Доклад.Защиту детских работ следует проводить как праздничное мероприятие. Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.В любой области познавательной активности можно найти тему для будущего исследования. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель. Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия. Для учебного исследования это может подойти. Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для ученика. Но если это не так, то вся работа над исследованием, а иногда это длительная работа, превратится в тяжкую повинность. В этом случае мы можем не только не получить развитие познавательного потенциала, но и отбить охоту к исследовательской деятельности вообще. При этом надо иметь в виду, что и для учителя метод исследовательской деятельности является довольно трудоемкой технологией. Поэтому желательно не предлагать детям готовых тем исследования. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать детям возможность обсудить ее и домыслить, может быть, переформулировать или даже самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно работать.Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем только проблема, имеющая личностную окраску, вызывающая интерес, вспышку любопытства заставляет человека действовать.Для педагога главный результат учебно-исследовательской работы не просто красивая, детально проработанная тема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок», или склеенный из бумаги макет. Педагогический результат — это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, психические новообразования, отличающие истинного творца от простого исполнителя, новые знания, умения и навыки. Литература: Кулик Е.Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе» А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений»