Публикации Исследовательская деятельность в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская деятельность в начальной школе
Автор: Чванова Лариса Анатольевна

Исследовательская деятельность в начальной школе              В настоящее время образовательное пространство серьёзно переоценивается. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых видов учебной деятельности и методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие виды деятельности и методы обучения, которые:— формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;— развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;— формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;— были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;— реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.               Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов образования. Исходя из этого, учитель пересмотрел подходы к развитию у детей исследовательского поведения, в основе которого лежит принцип личностной ориентации.         Что является учебной исследовательской деятельностью?Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Это использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся. К ним мы относим:умение видеть проблемы;умение задавать вопросы;умение выдвигать гипотезы;умение давать определение понятиям;умение классифицировать;умение наблюдать;умение проводить эксперименты;умение делать выводы и умозаключения;умение структурировать материал;умение доказывать и защищать свои идеи.Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.С первого класса необходимо пытаться вовлекать учащихся в мини-исследования, включать этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе работы имеют коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Ребята могут вести себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.При организации исследования предлагаю учащимся следующий план работы, который дает доктор педагогических наук А.И. Савенков в своей работе «Методика исследовательского обучения младших школьников»:
  • Актуализация проблемы.
  • Под руководством учителя учащиеся формулируют проблему
  • Определение сферы исследования.
  • На данном этапе работы учащиеся формулируют вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.
  • Выбор темы исследования.
  • Выбирая тему, надо фиксировать внимание детей на том, что если мы имеем возможность, то надо выбирать что-то особенно привлекательное.На данном этапе работы учащимся дается памятка- рекомендация:«Для того, чтобы выбрать тему, попробуй задать себе следующие вопросы:
  • Что мне интересно?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Что из изученного на уроках хотелось бы узнать более глубоко?
  • Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею».Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:■ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы■ ЭМПИРИЧЕСКИЕ – темы. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей.■ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.Теперь несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований.Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.■ Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.■ Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности,■ Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.■ Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным. Исследовательская работа делается ребенком совместно с педагогом, поэтому тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у учителя.■ Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
  • Выработка гипотезы исследования.
  • Ребятам даются такие рекомендации:«Гипотеза — это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом». Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».5.Организация и методика исследования.На данном этапе работы необходимо объяснить исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования.6.Анализ и обобщение полученных материалов.На этом этапе полученный материал структурируется с использованием известных логических правил и приёмов.7.Подготовка к защите исследования.РекомендацияТеперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого требуется:1) дать определения основным понятиям;2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;3) предложить сравнения, сопоставления, схемы;4) сделать выводы;5) подготовить текст выступления и подготовится к ответам на вопросы по результатам исследования.8.Доклад.Защиту детских работ следует проводить как праздничное мероприятие.            Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.В любой области познавательной активности можно найти тему для будущего исследования. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель. Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия. Для учебного исследования это может подойти. Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для ученика. Но если это не так, то вся работа над исследованием, а иногда это длительная работа, превратится в тяжкую повинность. В этом случае мы можем не только не получить развитие познавательного потенциала, но и отбить охоту к исследовательской деятельности вообще. При этом надо иметь в виду, что и для учителя метод исследовательской деятельности является довольно трудоемкой технологией. Поэтому желательно не предлагать детям готовых тем исследования. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать детям возможность обсудить ее и домыслить, может быть, переформулировать или даже самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно работать.Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем только проблема, имеющая личностную окраску, вызывающая интерес, вспышку любопытства заставляет человека действовать.Для педагога главный результат учебно-исследовательской работы не просто красивая, детально проработанная тема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок», или склеенный из бумаги макет. Педагогический результат — это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, психические новообразования, отличающие истинного творца от простого исполнителя, новые знания, умения и навыки.            Литература: 
  • Кулик Е.Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе» 
  • А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников»
  • Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений»
  •