Публикации «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьников»
Автор: Жовнер Татьяна Евгеньевна

Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьников
Урок—зона психологического комфорта.
От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит прежде всего от учителя.
Принципы психологического комфорта, следующие:
учеба должна давать детям радость;
протекать на фоне положительных эмоций;
исключать психотравмирующие ситуации.
Многие специалисты считают, что такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, стали чаще присутствовать в психологических портретах школьников. А напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, гасят интерес к учебе.
Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы. Это важно. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д.
Но виноваты, как правило, мы, учителя, применяя непригодный в данной ситуации и к данному ученику метод. Понятие "заслуженный собеседник" предложенный нам А.А. Ухтомским, надо понимать так: Учитель, ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика. Для этого учитель должен быть не только предметником, носителем науки, но и психологом.
Начиная работать в детском коллективе любого возраста, необходимо составить представление:
• о личностно-психологических особенностях каждого учащегося;
• о соотношении способностей и обучаемости каждого;
• о мотивации отношения к учебному процессу;
• о взаимоотношениях между ребятами в классе;
• о семье ученика и т. д.
Учитывая все объективные и субъективные трудности работы в этом направлении, надо сказать, что без психолого-педагогической характеристики работать в системе развивающего обучения невозможно. Психологическая методика помогает лучше разобраться в себе, других, эффективно организовать свою работу, способствует успешному сотрудничеству с людьми. Для этой работы можно использовать все формы диагностики: тесты, беседы, наблюдения, эксперименты.
Учитель должен знать, что ученик обладает, как любой человек, врожденными особенностями, определяющими характер его психики, - степень его уравновешенности, эмоциональной подвижности.
Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка учитываются с самого начала его пребывания в школе. В первые шесть недель у всех, поступивших в школу определяется индивидуальный уровень развития, здоровья. Сразу же прогнозируются возможные трудности в обучении, и учитель в процессе уроков вводит элементы компенсации неблагополучия.
Учащиеся средней школы во все времена представляли собой, пожалуй, один из самых проблемных контингентов школьников. Безусловно, это связано с их возрастными особенностями: физиологическими и психологическими перестройками. Именно в этот период подростки нуждаются в понимании со стороны взрослых, принятии их такими, какие они есть. Значение, которое придают школьники этой возрастной группы взаимоотношениям со взрослыми (учителями, родителями), крайне важно для их дальнейшего развития, здоровья и становления их как личности.
Если в начальной школе работа коллектива в основном направлена на сохранение физического и душевного здоровья ребенка, то в основной школе делается акцент на здоровье социальное, нравственное. Работа психолога, равно как и других специалистов в коллективе, строится по следующей системе взаимодействия: психолог – ученик – педагог – родитель – психолог. Основными методами работы школьного психолога с учащими классов являются: выявление проблемы, индивидуальная и групповая работа с подростками (учителями, родителями), обучающие занятия по отработке навыков и особенностей межличностного общения.
Французский философ М. Монтень, который в сочинении О воспитании детей (1580г) писал: Пока тело еще гибко, его нужно упражнять всеми способами и на все лады. И если воля и вкусы окажутся податливыми, нужно смело приучать ребенка к образу жизни любого круга людей и любого народа... Пусть он приспосабливается к обычаям своего времени. Он должен уметь делать все без исключения, но любить делать должен только хорошее.
Что обеспечивает успех урока?
Успешный урок — это урок, на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроковявляются прочные знания, полученные учениками, когдаих умения и навыки совершенствовались в течение урока.
Достижениеположительных результатов невозможно без заинтересованностии активности ребят. Поэтому движущей силой любого урока является противоречие междузадачами, которые мы ставим перед учениками и тем, что они уже знают и умеют.
Это противоречие заставляет ребят включаться в работу на уроке. Другими словами, учитель должен заинтересовать ребят, или с точки дидактики, активизировать познавательную деятельность учеников.
Новый урок, новый материал – принцип новизны уже лежит в основе интереса. Однако не редко, поставив цель перед учениками, мы можем и не увидеть той самой заинтересованности. Поэтому можно прибегнуть к какой-нибудь интриге. В методике это близко к понятию проблемный вопрос или к понятию поисковый метод. Интрига может быть использована в начале урока, когда учитель формулирует цели предстоящего урока, иногда она просто необходима при изучении определенного блока урока, либо при закреплении изученной темы при рефлексии, когда нам необходимоубедиться в достижении поставленных целей. А может быть использованаи для домашнего задания.
Если мы сможемзаинтересовать своих учеников, тогда на основе их вопросов, сомнений, открытий и озарений мы добьемся результатов. Ведь интерес к изучению, желание познать жизнь во всем ее многообразии, научиться самостоятельно, учиться – это главное в обучении. Наша учительская задача создать для этого условия.
С другой стороны, это наша учительская оценка урока - успешный или неуспешный. А для учеников он – интересный или неинтересный. В их понятие интересного урока входит ученическое субъективное мнение о каждом из нас: о том, как мы говорим, какова наша манера держаться на уроке, какова наша заинтересованность своим предметом, какова наша учительская добросовестность и даже как мы одеваемся.
Поэтому, подготовка успешного урока должна включать два аспекта: методический и психологический.
С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда, когда ты нравишься. Для этого есть многим известные советы психологов:
Искренне интересуйтесь людьми;
Улыбайтесь;
Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук;
Будьте хорошим слушателем;
Говорите о том, что интересует собеседника;
Внушайте ему сознание его значимости.
Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно.
Для подготовки к уроку, с точки зрения, второго аспекта, можно руководствоваться принципами:
теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям;
принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя — угадать эти возможности, правильно определитьстепень трудности;
принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
принцип наглядности (отработка умения наблюдать);
принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).
Выполнение этих принципов возможно лишь при разнообразном наборе методов и средств обучения, при варьировании структуры урока, его технологии, обязательном использовании дифференцированного подхода.
Также, индивидуальный подход необходим каждому ребенку, как и любовь, и понимание со стороны взрослых. Как же добиться высоких результатов на уроках в общеобразовательной школе, если есть общие нормативы, требования, программы?
Абсолютное большинство всех педагогов целью своей педагогической деятельности считают развитие и самосовершенствование ребенка, становление его как личности.
Учение – индивидуально значимая деятельность отдельного ребенка.
Индивидуализация – это организация образовательного процесса для отдельно взятого ученика с учетом его возможностей и потребностей.
Например, по темпераменту, если ученик - меланхолик, это значит: нерешительный, неуверенный, у него трудность в выборе, пассивен, обидчив. Голос его тих, речь медленная. Значит, не жди от него активности на уроке, он стесняется выходить к доске, ему трудно излагать учебный материал громко, четко, быстро. Меланхолики подчиняются правилам и авторитетам. Для учителя — это запрет в общении с ним на громкий, приказной тон, на оскорбления, унижения. Достаточно фразы: "У тебя это плохо получается". - Ученик теряется, руки опускаются, ему нужна дополнительная помощь.
Это люди большой чувственности. Но, если создать спокойную, добрую обстановку в классе, - меланхолик прекрасный работник.
Не менее важно знать и другую наследственную особенность. Жизнь отчетливо указывает на две категории людей - художники и мыслители, - писал И.П. Павлов.
Одни - "художники" – музыканты, писатели - захватывают действие целиком, без всякого дробления.
Другие - "мыслители"- дробят действия, делая из него скелет, а затем постепенно как бы собирая его по частям.
Разделение на два типа идет на основе биологического различия в развитии полушарий. К примеру, ученик относится к "художественному" типу (развито правое полушарие). Для него характерны яркие образы, живое восприятие, много излишних эмоций. Он быстро поймет суть темы, последовательность процесса, но ему трудно дается запоминание терминов.
Для таких учащихся рассчитано эмоциональное изложение материала, живые красочные примеры, форма беседы, диспута. Необходимо обратить внимание на методику запоминания названий и терминов.
Еще одна характеристика. Это контактность. Кто твой ученик - экстраверт, интроверт, амбаверт?
Если экстраверт, то этим объясняется общительность, все получается легко и непринужденно, но несдержан, не считает нужным контролировать эмоции, не всегда исполнителен. По темпераменту - холерик.
Атмосфера в классе. Это не сентиментальное отношение, не атмосфера вседозволенности, как считают некоторые учителя, а доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к его внутреннему миру, к его переживаниям.
Можно предложить разные варианты для организации учащихся после предыдущих уроков и шумных перемен. Это кроссворды, занимательные вопросы, викторины.
Например, если ученик невнимателен, отвлекается. Не нужно говорить ему сразу нравоучения, а можно выполнить маленькое упражнение. Попросить выйти за дверь двух учеников, в том числе и его. На доске изобразить геометрические фигуры, а в них числа.
Задание вошедшим ученикам (они заходят по очереди) такое:
Учитель быстро открывает на доске геометрические фигуры, а ученик попробует запомнить их. (Быстро открываются фигуры и вновь закрываются). Ученик без труда перечисляет фигуры. Но когда его просят назвать, какие числа записаны в фигурах, он не вспомнит или вспомнит не точно и не все.
Теперь очередь другому ученику. Его задание - назвать числа, которые записаны на доске. И после быстрого открывания изображения этого же, он легко назовет. Но зато, назвать в каких фигурах эти числа были написаны, не сможет.
Важно, на что сосредоточено внимание, заниматься одновременно несколькими делами очень сложно и т. д. На ребят это производит большее впечатление, чем занудство: будь внимательнее, не отвлекайся и прочее.
Любое негативное проявление учителя угнетает, сковывает ученика.
"Садись, ты не прав". "Кто скажет лучше?". Учитель парит над учениками, его интересует только результат передачи знаний. Духовный контакт между участниками учебного процесса раскрепощает внутренние силы, дает им выход, а учителю возможность направить их.
Дифференцированный и индивидуальный подход к выставлению оценок особенно важен для учащихся, имеющих высокий или низкий уровень подготовленности, – это позволяет создать психологически комфортную обстановку на уроках. Отношение к предмету, желание у ребят заниматься, трудиться с целью самореализации - один из критериев оценки педагогической деятельности учителя.
Мы можем сделать следующий вывод, что благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке – поможет ученикам в развитии и становлении себя как успешной личности.