Публикации
Методические аспекты логопедической работы по формированию лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические аспекты логопедической работы по формированию лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речи
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Болотнова Анна Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические аспекты логопедической работы по формированию лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речи
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Болотнова Анна Александровна
А.А. Болотнова, И.Е. КорольковаМетодические аспекты логопедической работы по формированию лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речиДля того, что бы определить, как организуется работа по формированию лексико-семантических представлений о слове у младших школьников, мы рассмотрели несколько вариантов авторских программ, применяемых в начальной школе для обучения русскому языку. Среди них УМК «Перспектива» (авторы учебников «Русский язык» - Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина); УМК «Начальная школа XXI века» (авторы учебников «Русский язык» - С.В. Иванов, О.А. Евдокимова, М.И. Кузнецова); УМК «Школа 2100» (авторы учебников «Русский язык» - Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев); УМК «Школа России» (авторы учебников «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Проанализировав данные программы и учебники, мы сделали выводы:1.Теоретический материал в учебниках УМК «Начальная школа XXI века» представлен в достаточном объеме, как и в учебниках Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева (УМК «Школа 2100»). В этих учебниках включено введение терминов «синонимы и антонимы» и рассматривается роль синонимов и антонимов в тексте; 2.Во всех представленных учебниках есть лексические задания, отображающие связь синонимии, антонимии и многозначности, но количество таких заданий недостаточно. Основная часть лексической работы, направлена на сравнение близких и противоположных по значению слов;3.В учебники включены тренировочные упражнения лексического характера, но в большинстве заданий отрабатываются умения младших школьников подбирать синонимы и антонимы, а так же находить их в текстах;4.Мы выяснили, что лексический материал распределен неравномерно по темам, это не позволяет целенаправленно и систематически проводить работу по формированию лексико-семантических представлений о слове и системном характере словарного состава языка.Однако, в рассмотренных нами учебниках, содержится значительный резерв работы по развитию синонимии и антонимии. Этот аспект может быть реализован за счет выявления системных отношений в лексике (связь синонимов, антонимов и многозначности). Работа, заложенная в рассмотренных нами УМК по формированию лексико-семантических представлений о слове у младших школьников, позволяет развивать представления о системных отношениях между лексическими единицами, но в учебниках недостаточно упражнений и заданий данной направленности.Анализируя примерную адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП) начального общего образования, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, мы выделили основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы, связанные с формированием лексико-семантических представлений о слове у младших школьников: - коррекция нарушений устной речи; - коррекция и профилактика нарушений чтения и письма; - развитие сознательного использования языковых средств, в различных коммуникативных ситуациях. Все эти направления нашли отражение в разделе «Лексика», в котором рассматривается: лексическое значение слова и семантические связи слов, многозначность слова с целью коррекции лексико-семантических ошибок. Предусматривается целенаправленное, системное введение языкового материала, постепенное его усложнение. Основной частью уроков русского языка, является словарная работа. Организуется наблюдение за значениями слов в различных вариантах. «Упражнения на подбор синонимов, антонимов, рассмотрение антонимических противопоставлений, синонимических рядов, включение слов в лексико-семантическую группу, установление родовидовых и других отношений, позволяют обучающимся определять место слова в лексической системе языка, способствуют формированию семантических полей, актуализации словаря». Программой предусматривается подбор слов для упражнений лексического характер, основанный на уровне речевой подготовки обучающегося и словарного состава текстов учебников. Лексические упражнения направлены на расширение уточнение и актуализацию словаря, а так же на формирование анализа, сравнения и обобщения.Анализ примерной адаптированной программы, позволяет сделать вывод о том, что работе по формированию лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи посвящен один раздел программы «Лексика».У детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом (дети с ОНР) отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, несформированность лексических полей и семантических реакций. В современной педагогической науке есть достаточно научных исследований и методических разработок, направленных на диагностику, коррекцию и исправления нарушений, связанных с формированием лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речи. Вопросы формирования лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с ОНР представлены в методических разработках О.Ю. Федосовой, С.В. Леоновой, Т.В. Нестеревой, З.А. Репеной, О.Ю. Якушевой, В.А. Иванова, В.Н. Еременой. Одним из наиболее эффективных приемов формирования лексико-семантической системы языка, по мнению Т.В. Нестеревой и О.Ю. Федосовой, является прием составления нерифмованного стихотворения (сиквейна). Этот прием основан на семантической и лексической заданности каждой из пяти строк. Первая строка синквейна представлена, одним словом и отражает тему. Вторая строка состоит из двух слов, которые описывают свойства (признаки), выбранного объекта (предмета). В третью строку включены глаголы (деепричастия), отражающие действия объекта (предмета). Четвертая строка – это фраза из четырех слов, отражает личное отношение автора. Пятая строка – обобщающее слово, которое отражает суть объекта (предмета).Т.В. Нестерова и О.Ю. Федосова разработали методику составления синквейна на этапы: подготовительный, основной, заключительный. Каждый из этих этапов направлен на решение определенной цели. Цель подготовительного этапа: выделение лексико-семантических признаков различных свойств различных частей речи. Задания, входящие в подготовительный этап, направлены на определения главного слова (темы), развития навыка ставить вопрос к главному слову, определять слова обозначающие предмет, признак или действия. Целью основного этапа является формирование парадигматических и синтагматических (синонимия и антонимия) связей слов. В этот этап включены упражнения, направленные на формирование навыка подбирать к предмету признаки, действия, составлять словосочетания или предложения о выбранном предмете или явлении. Цель заключительного этапа: определение связи слов в словосочетании, предложении и закрепление структуры значения слов. На заключительном этапе предлагаются следующие формы работы с синквейном: дополнение синквейна и коллективное составление.Еще один из исследователей вопроса формирования лексико-семантического понятия о слове в начальной школе С.В. Леонова предлагает использование в логопедической деятельности графических изображений (мнемодорожек, пиктограмм, мнемотаблиц). Она утверждает, что графические изображения увеличивают эффективность работы по развитию лексико-семантической системы языка. В своих методиках С.В. Леонова предлагает следующие упражнения: «Небывалый зверь», «Отгадай», «Составь предложение», «Нарисуй действие». Автор считает, что применение игр и конструирования, рисования и других форм деятельностных заданий, делает занятие более разнообразными, а значит, интересным и повышает его эффективность.Комплекс коррекционно-педагогических мероприятий для развития лексико-семантической стороны речи, основанных на коммуникативном принципе, разработали В.А. Иванов и О.Ю. Якушева. Они предлагают использовать в логопедической деятельности дидактические игры, рассказы детей, импровизации, беседы, обсуждение различных произведений, специально организованные коммуникативные ситуации («Продавец и покупатель», «Знакомство на улице», «В библиотеке», «Покупка билета» и т.д.). Данные исследователи утверждают, что на каждом занятии нужно создавать условия для мотивации детской речи и обсуждения, которые опираются на бытовой, игровой, эмоциональный опыт детей. В.А. Иванов и О.Ю. Якушева считают, что главным условием общения является адресованность детской речи и выполнение этого условия, приводит к положительным результатам.О важности развития когнитивно-познавательной деятельности, как основы формирования лексико-семантической системности говорит З.А. Репина. Ею разработана программа, развития семантической стороны речи, состоящая из пяти этапов. На первом этапе происходит формирование образных представлений (ассоциативных связей) о предметах. Задания, используемые на этом этапе, отражают умение выделять главную часть предмета объединять предметы и слова, находить лишнее в заданном ряду. Развитие ассоциативных связей по лексическим признакам второй этап. Задания второго этапа направлены на объединение слов с одинаковыми морфемами. Третий этап – развитие ассоциативных связей по звуковому содержанию. На четвертом этапе формируются ассоциативные связи слов, объединенные одной ситуацией. Заключительным (пятым) этапом является формирования структуры значений слов. З.А. Репина включила в пятый этап упражнения на подбор синонимов и антонимов к разным частям речи.Два основных направления, при формировании лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речи, выделяет В.Н. Еремина. Первое направление совершенствования основных компонентов значения, второе – развитие семантических полей. По мнению В.Н. Ереминой, совершенствование значения слова, зависит от развития трех факторов: денотата, сигнификата и звукового комплекса. В начале необходимо развивать предметный (денотатный) компонент значения. Для этого В.Н. Еремина акцентирует внимание на заданиях, в которых создается и уточняется целостность образа предмета (штриховка, рисование в воздухе, обведение контура объекта пальцем, обведение шаблонов и трафаретов, дорисовывание изображений, сравнительный анализ двух предметов и т.д.). Следующим этапом является развитие сигнификативного компонента, с использованием упражнений на сравнение предметов с яркими отличиями или сходствами. На более сложном уровне используются упражнения на установление менее заметных сходств и различий.В процессе формирования семантических полей В.И. Еремина, обращает внимание на совершенствование парадигматических, синтагматических отношений, а так же на многозначность слов. Развитие парадигматических признаков, осуществляется на противопоставлении объектов по дифференциальному признаку, опираясь на наглядный материал. В начале логопедической работы по формированию семантических полей целесообразно использование приема сравнения нескольких предметов с признаками, через создание речевой ситуации, в ходе которой младшие школьники могут использовать антонимы в собственной речи. Развитие синонимических реакций происходит при использовании приемов: поиск слов – приятелей в любых литературных произведениях (сказках, рассказах, стихотворениях); замена слов синонимами в литературных текстах при пересказе или составлении рассказов. Для развития понимания многозначности В.Н. Еремина предлагает задания: отгадывание загадок, поиск омонимов в стихотворениях, разучивание скороговорок, рисование предметов.В ходе изучения, методического аспекта логопедической работы по формированию лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речи, мы выяснили, что наиболее результативными способами коррекционной деятельности являются: дидактические игры, прием моделирования различных ситуаций, импровизации и коммуникативные ситуации. Эффективность этих методов заключается в привлечении детей к активному и заинтересованному участию в коррекционно-развивающей деятельности.