Публикации Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Автор: Стукалова Светлана Николаевна

С.Н. Стукалова
ГКУ СРЦН Синарский
города Каменска – Уральского
Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Работаю учителем-логопедом в детском доме 22 года. В нашем учреждении воспитываются дети разного возраста и разными образовательными потребностями. За последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии 80% соматически ослабленных детей. Некоторые из них имеют хронические заболевания. Также у большинства детей имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения дыхания (поверхностное, ключичное дыхание). Среди воспитанников наблюдается церебрастенический синдром, который проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, нарушений функций внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости – признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; а в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности. По результатам логопедического обследования 90 % детей имеют общее недоразвитие речи разного уровня, которое осложняется недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу дизартрии, моторной алалии.
На основе анализа состояния здоровья детей возникает необходимость проведения комплексной коррекционно-развивающей работы. Моя работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Поэтому при планировании и проведении логопедических занятий учитываю возрастные и психофизиологические особенности детей. Особую значимость приобретает внедрение в систему занятий здоровьесберегающих технологий.
Упражнения, направленные на здоровьесбережения, проводятся в течение двух – трёх минут в начале или середине занятия.
Виды работы направленные на здоровьесбережение:
Фитотерапия. Использую травяные отвары для нормализации мышечного тонуса и коррекции дизартрических расстройств. Приём такого фиточая советую использовать на групповых занятиях, так как способствует снятию усталости, раздражительности, повышению работоспособности, улучшению общего состояния детей.
Су - Джок терапия. Массаж активных точек расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляем во время хождения по ребристой дорожке. Ручной массаж проводим до появления тепла. Эту работу провожу на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты специальными шариками и массажными колечками. Целью является нормализация мышечного тонуса.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, а также чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Применение биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Каждое логопедическое занятие начинаю с упражнений на активизацию дыхания, на формирование правильного физиологического и речевого дыхания. В основу системы работы над дыханием взяла методику Стрельниковой А.Н. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, что очень важно на этапе постановки и автоматизации звуков.
На формирование и развитие межполушарного взаимодействия использую кинезеологические упражнения. Беру комплекс упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". Данные упражнения развивают точность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое.
Фонетическая ритмика. [1] На занятиях выполняем двигательные упражнения в сочетании с произнесением речевого материала. Подбираю и использую ритмику при изучении лексических тем на подгрупповых занятиях. Часто использую музыкальное сопровождение.[2] Применение фонетической ритмики способствует развитию фонематического слуха; правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах; умению выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
В результате проводимой работы по использованию здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях у детей формируется уверенность в себе, развивается самоконтроль, умение реализовать намеченные цели, также снижаются и исчезают многие негативные психоневрологические проявления, скованность и тревожность. Улучшаются внимание, восприятие. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать. Корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности. Снимается эмоциональное напряжение. Развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Таким образом, применение системы здоровьесберегающих технологий, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.
Литература:
Костылёва Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 64 с. – (Логопед в ДОУ).
Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. - СПб.: КАРО – 2009. – 64 с.
Ощепкова И.Г., Верясова Т.В. Система коррекционной работы по формированию графо-моторного компонента у детей младшего школьного возраста с дизартрией в структуре преодоления нерезко выраженного общего недоразвития речи. – Екатеринбург 2003. – 60 с.
Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на Дону: Феникс, 2002. – 448 с.