Публикации
Применение инновационных технологий на логопедических занятиях.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение инновационных технологий на логопедических занятиях.
Автор: Стукалова Светлана Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение инновационных технологий на логопедических занятиях.
Автор: Стукалова Светлана Николаевна
С.Н. Стукалова
Детский сад №94
города Каменска – Уральского
Применение инновационных технологий на логопедических занятиях.
Современный образовательный процесс требует от учителя-логопеда нового подхода к собственной деятельности, использованию новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей.
В последние годы в нашем учреждении отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речевого развития. Большое количество детей испытывают трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей проявляются следующие речевые недостатки: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с недоразвитием всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушение внимания, памяти, словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени – от полного отсутствия развёрнутого высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств, является моделирование.
В современной научно – педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научное исследование и практика подтверждают, что наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям младшего школьного и дошкольного возраста [2].
Учёные (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.) утверждают, что метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память [1].
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволило мне более целенаправленно развивать речь детей, обогащать не только пассивный словарь, но и активный словарь ребёнка, закреплять навыки словообразования и словоизменения, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ, заучивать стихи.
Речевое высказывание можно определить как речевое действие, включенное в целостный акт деятельности в целом. В речевом действии выделяется содержательная сторона, связанная с задачей действия, и операционная сторона структуры речевого акта, обусловленная условиями действия. А.А.Леонтьев в своей работе представил следующую схему модели порождения речевого высказывания: мотив – мысль – внутреннее программирование – лексическое развёртывание – грамматическое конструирование – моторная реализация – внешняя речь [3].
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, в работе речевого высказывания происходит сбой. Поэтому в их высказываниях отсутствует чёткость, последовательность, точность. Предложения грамматически не оформлены, в то время как связная речь - это именно смысловое развёрнутое высказывание или цепочка логически связанных, грамматически правильных предложений.
По мнению Т.А. Ткаченко, традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений, как пересказ объёмного текста без наглядной опоры, описание предметов и объектов, придумывание конца к рассказу педагога, составление рассказа по опорным словам, оказываются недоступными большинству воспитанников. Поэтому необходимо найти вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, с помощью которой происходит речевой акт. [5]
В настоящее время существуют различные приёмы и методы развития речемыслительной деятельности детей. В своей работе я использую ряд приёмов на основе наглядного моделирования, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Реализуя данную технологию, я ставлю следующие задачи:
- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
- учить последовательности, логичности, полноте изложения;
-развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
- снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении;
- развивать мелкую моторику детей.
На разных этапах занятия, в зависимости от индивидуальных способностей детей использую различные приёмы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, таблицы с элементами мнемотехники.
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. В своей работе я использую пиктограммы с изображением слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, схемы предлогов. Вариантов применения пиктограмм разнообразно. Детям предлагаю задания типа: исправить ошибку и произнести правильное предложение, составить из пиктограмм произнесённую фразу и.т.д. Эти задания вызывают у детей большой интерес и желание выполнять их.
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаю другими, реально-условными. В качестве заместителей использую бумажные квадраты, круги, овалы, различающиеся по цвету и величине.
Разыгрывание с помощью заместителей начинаю с народных сказок (лиса оранжевая, медведь большой коричневый и.т.д.). Сначала ребёнок поднимает соответствующий символ по ходу рассказывания сказки, и только затем переходим к разыгрыванию сказки. Данный приём моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности.
Приёмы мнемотехники (мнезис в переводе с латинского означает память) призваны облегчить запоминание и увеличить объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. [5]
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумываю картинку (изображение). Таким образом, весь текст зарисовываю схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Таблицы с элементами мнемотехники использую при обучении составлению описательных рассказов, заучивании стихов,особенно при автоматизации звуков, при отгадывании и загадывании загадок.
В своей работе я использую методику обучения связной речи Т. Ткаченко (обучение рассказыванию по схемам). Она основана на непроизвольном запоминании. При обучении составлению рассказов я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко, и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но дополняю, изменяю и совершенствую их. Использую схемы при обучении детей не только составлению рассказов, но и при пересказах текстов. При пересказе совершенствуется структура речи, произношение, выразительность речи, развивается умение строить предложения правильно.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях по коррекции общего недоразвития речи, помогает задействовать и развивать зрительную, слуховую и двигательную память; совершенствует мышление и речь; делает высказывания детей более логичными и последовательными; поддерживает интерес детей к занятиям, и активной речевой деятельности; дети преодолевают робость, застенчивость, появляется интерес и желание к заучиванию стихов и потешек.
Литература:
Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знания, 2008.- 156 с.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2004.- 168 с.
Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. –214 с.
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи - СПб.: Детство — Пресс, 2009. – 352 с.
Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Издательство Гном, 2004. – 68 с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с.
Детский сад №94
города Каменска – Уральского
Применение инновационных технологий на логопедических занятиях.
Современный образовательный процесс требует от учителя-логопеда нового подхода к собственной деятельности, использованию новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей.
В последние годы в нашем учреждении отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речевого развития. Большое количество детей испытывают трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей проявляются следующие речевые недостатки: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с недоразвитием всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушение внимания, памяти, словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени – от полного отсутствия развёрнутого высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств, является моделирование.
В современной научно – педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научное исследование и практика подтверждают, что наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям младшего школьного и дошкольного возраста [2].
Учёные (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.) утверждают, что метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память [1].
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволило мне более целенаправленно развивать речь детей, обогащать не только пассивный словарь, но и активный словарь ребёнка, закреплять навыки словообразования и словоизменения, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ, заучивать стихи.
Речевое высказывание можно определить как речевое действие, включенное в целостный акт деятельности в целом. В речевом действии выделяется содержательная сторона, связанная с задачей действия, и операционная сторона структуры речевого акта, обусловленная условиями действия. А.А.Леонтьев в своей работе представил следующую схему модели порождения речевого высказывания: мотив – мысль – внутреннее программирование – лексическое развёртывание – грамматическое конструирование – моторная реализация – внешняя речь [3].
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, в работе речевого высказывания происходит сбой. Поэтому в их высказываниях отсутствует чёткость, последовательность, точность. Предложения грамматически не оформлены, в то время как связная речь - это именно смысловое развёрнутое высказывание или цепочка логически связанных, грамматически правильных предложений.
По мнению Т.А. Ткаченко, традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений, как пересказ объёмного текста без наглядной опоры, описание предметов и объектов, придумывание конца к рассказу педагога, составление рассказа по опорным словам, оказываются недоступными большинству воспитанников. Поэтому необходимо найти вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, с помощью которой происходит речевой акт. [5]
В настоящее время существуют различные приёмы и методы развития речемыслительной деятельности детей. В своей работе я использую ряд приёмов на основе наглядного моделирования, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Реализуя данную технологию, я ставлю следующие задачи:
- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
- учить последовательности, логичности, полноте изложения;
-развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
- снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении;
- развивать мелкую моторику детей.
На разных этапах занятия, в зависимости от индивидуальных способностей детей использую различные приёмы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, таблицы с элементами мнемотехники.
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. В своей работе я использую пиктограммы с изображением слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, схемы предлогов. Вариантов применения пиктограмм разнообразно. Детям предлагаю задания типа: исправить ошибку и произнести правильное предложение, составить из пиктограмм произнесённую фразу и.т.д. Эти задания вызывают у детей большой интерес и желание выполнять их.
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаю другими, реально-условными. В качестве заместителей использую бумажные квадраты, круги, овалы, различающиеся по цвету и величине.
Разыгрывание с помощью заместителей начинаю с народных сказок (лиса оранжевая, медведь большой коричневый и.т.д.). Сначала ребёнок поднимает соответствующий символ по ходу рассказывания сказки, и только затем переходим к разыгрыванию сказки. Данный приём моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности.
Приёмы мнемотехники (мнезис в переводе с латинского означает память) призваны облегчить запоминание и увеличить объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. [5]
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумываю картинку (изображение). Таким образом, весь текст зарисовываю схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Таблицы с элементами мнемотехники использую при обучении составлению описательных рассказов, заучивании стихов,особенно при автоматизации звуков, при отгадывании и загадывании загадок.
В своей работе я использую методику обучения связной речи Т. Ткаченко (обучение рассказыванию по схемам). Она основана на непроизвольном запоминании. При обучении составлению рассказов я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко, и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но дополняю, изменяю и совершенствую их. Использую схемы при обучении детей не только составлению рассказов, но и при пересказах текстов. При пересказе совершенствуется структура речи, произношение, выразительность речи, развивается умение строить предложения правильно.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях по коррекции общего недоразвития речи, помогает задействовать и развивать зрительную, слуховую и двигательную память; совершенствует мышление и речь; делает высказывания детей более логичными и последовательными; поддерживает интерес детей к занятиям, и активной речевой деятельности; дети преодолевают робость, застенчивость, появляется интерес и желание к заучиванию стихов и потешек.
Литература:
Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знания, 2008.- 156 с.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2004.- 168 с.
Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. –214 с.
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи - СПб.: Детство — Пресс, 2009. – 352 с.
Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Издательство Гном, 2004. – 68 с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с.