Публикации
Конспект занятия по теме: Школа, профессии людей работающих в школе.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по теме: Школа, профессии людей работающих в школе.
Автор: Стукалова Светлана Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по теме: Школа, профессии людей работающих в школе.
Автор: Стукалова Светлана Николаевна
Логопедическое занятие
С группой учащихся 1 класса, имеющих диагноз
ОНР III уровня
Логопедическая тема: Актуализация и обогащение предикативного словаря по лексической теме Школа.
Грамматическая тема: Развитие навыков словоизменения.
Лексическая тема: Школа, профессии людей работающих в школе.
Коррекционные задачи:
учить анализировать содержание текста;
учить словесному иллюстрированию;
заниматься актуализацией словарного запаса учащихся, обогащением и активизацией их лексикона;
работать над операциями внутреннего программирования высказывания, его грамматическим структурированием;
формировать умение составлять простое распространенное предложение.
Общеобразовательные задачи:
дать представление о слове (комплексе звуков, имеющем значение);
учить дифференцировать слово и звукокомплексы на основе выделения лексического значения слова;
закреплять учебную терминологию;
учить работать со словарной статьёй.
Воспитательные задачи:
формировать культуру речевого общения;
воспитывать бережное отношение к труду взрослых;
прививать бережное отношение к книге;
формировать навыки трудолюбия.
Оборудование: Предметные картинки, колокольчик, кукла Незнайка, толковые словари, запись на доске.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
2. Речевая зарядка.
3. Закрепление ранее изученного материала.
4. Сообщение темы урока.
5. Работа с текстом скороговорки.
6. Развитие словарного запаса. (Номинативного и предикативного)
7. Развитие связной речи. (Работа по сюжетной картинке)
8. Физкультминутка.
9. Беседа о словаре.
10. Домашнее задание.
11. Подведение итогов урока.
12. Оценка деятельности учащихся
План-конспект.
Организационный момент.
Приветствие . уточнение пространственно-временных представлений.
- Какое сегодня число, день недели? Какой идёт месяц?
Речевая зарядка.
- Сядьте прямо, красиво, улыбнитесь. Поднимите головы. Правую руку положите на животики. Вдохните – животики стали круглыми (на счёт раз). Выдохните – животики стали маленькими (на счёт два). Упражнение выполняем медленно, не спеша. (Повторить 3-5 раз.)
- Прочитайте запись на доске: От топота копыт пыль по полю летит.
- Скажите, что это? (Скороговорка)
- Прочитайте вслух.
- Вместе со мной отхлопайте ритм. (Тренировочное упр. проводится 1-2 раза).
- Прочитаем по очереди, увеличивая темп.
- Теперь прочтём тихо, шёпотом.
- Послушайте, как звучит колокольчик.
- Прочтите по одному так же, звонко, громко.
Закрепление ранее изученного материала.
- Что нового мы узнали на прошлом занятии? (чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать)
- Каким должно быть дыхание во время речи? (дыхание должно быть ровным, спокойным)
- От чего зависят сила и высота голоса в момент речи? (это зависит от того, с кем и где мы говорим)
- Какая речь понятна, и какую речь приятно слушать?
Сообщение темы урока.
- Сегодня нам поможет провести урок Незнайка. Мы будем рассказывать ему новое о словах русского языка.
- Научимся находить слова.
- Мы будем знакомиться со словами-друзьями, красивыми, добрыми, вежливыми словами.
Работа с текстом скороговорки.
- Скажите, пожалуйста, из скольких предложений состоит скороговорка?
- Будьте добры, прослушайте её ещё раз.
- Какую картину вы себе представляете, слушая эту скороговорку?
- Послушайте, какой это поэтичный, красивый язык.
- О каком времени года идёт речь?
- Спасибо за ответы. Объясните, почему вы так решили.
- Какие слова передают звук, движение?
- Если бы вы были художниками, какую бы картину нарисовали?
- А чем нарисовал картину автор этой скороговорки?
- Пожалуйста, назовите те слова, которые помогли автору нарисовать картину.
- Будьте любезны, прочитайте скороговорку, выделите голосом подчёркнутые слова: топота, пыль, по полю.
- Итак, в скороговорке, как правило, одно предложение.
- Из чего состоит предложение?
- Сколько слов в предложении?
- Послушайте теперь, как расскажет скороговорку Незнайка:
От тотота копыт пыль по полю летит.
- Все ли слова Незнайка произнёс правильно?
- Как нужно было сказать?
- Какое из них не является словом?
- Почему?
- Любое ли сочетание звуков является словом? (Сочетание звуков является словом, если оно что-то обозначает.)
- Итак, не каждое сочетание звуков является словом. Слово имеет значение.
- Какие вежливые слова мы с вами называли? (Будьте добры, спасибо, пожалуйста, будьте любезны.)
- Эти слова помогают общаться, находить общий язык.
- Как вы понимаете выражение находить общий язык?
Развитие словарного запаса. (Номинативного и предикативного)
- Рассмотрите картинку.
- Помогите Незнайке познакомиться со школой.
- Скажите, как можно догадаться о том, что перед нами школа?
- Что изображено на первом этаже? (Столовая, спортивный зал.)
- Почему вы так решили?
- Рассмотрите следующие картинки. Кто на них изображен?
- Что делает повар?
- Где готовит повар?
- Рассмотрите другую картинку, расположенную рядом.
- Чему учит учитель физкультуры?
- Кто может объяснить значение слова физкультура? Как оно образовалось?
- Какие помещения находятся на втором этаже (вернитесь к предыдущей странице)?
- Чему учит учитель начальных классов?
- Что находится в классе? Отгадайте загадки.
- Почему в школе работает врач?
- Что записывает врач в медицинской карточке каждого ребёнка?
- Как вы догадались о том, что справа от медицинского кабинета находится библиотека?
- Где хранятся книги? (На стеллажах)
- Какие вы книги знаете? Какие любите читать?
- Книг очень много, сегодня мы расскажем Незнайке о толковом словаре.
Развитие связной речи.
- Рассмотрите изображения предметов, расположенные ниже изображений людей различных профессий.
- Найдите лишний предмет, т. е. тот, которым не пользуются люди данных профессий. (Гвоздь)
- А теперь вместе с Незнайкой докажем правильность нашего ответа. Для этого составим предложения. Используйте изображения верхнего и нижнего ряда.
Физкультминутка.
- Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали,
Руки – вверх, руки – вниз,
Влево, вправо повернись!
Беседа о словаре.
- Словарь называют помощником. Почему?
- Почему его так назвали? (Потому что в нём живут слова. Они нам бывают, нужны в тех случаях, когда мы забыли, как слова пишутся или что обозначают.)
- Почему эту книгу назвали толковый словарь? (Она толкует, объясняет значение слов)
- Почему эту книгу назвали словариком?
- Как располагаются слова в словаре? Все слова располагаются в алфавитном порядке. Это помогает быстрее найти нужное слово. Над каждым, словом стоит значок ударения. Он показывает, как произносится слово, т. е. на какой слог падает ударение. Значение каждого слова раскрывает словарная статья. В ней разъясняется значение слова, приводятся примеры его употребления в речи.
- Найдите в словаре слово ученик. Послушайте, что оно обозначает.
Домашнее задание.
- Прочитайте значения слов: коридор, крыльцо.
- Составьте с этими словами по одному предложению.
Подведение итогов урока.
- Скажите, из чего состоит предложение?
- Чем отличается слово от сочетания звуков? (Слово имеет значение.)
- Для чего нужно понимать значение слова?
- Какие книги помогают выяснить значение незнакомого слова?
- Какие книги помогают выяснить значение незнакомого слова?
- Какие слова помогают общению? Приведите примеры.
Оценка деятельности учащихся.
С группой учащихся 1 класса, имеющих диагноз
ОНР III уровня
Логопедическая тема: Актуализация и обогащение предикативного словаря по лексической теме Школа.
Грамматическая тема: Развитие навыков словоизменения.
Лексическая тема: Школа, профессии людей работающих в школе.
Коррекционные задачи:
учить анализировать содержание текста;
учить словесному иллюстрированию;
заниматься актуализацией словарного запаса учащихся, обогащением и активизацией их лексикона;
работать над операциями внутреннего программирования высказывания, его грамматическим структурированием;
формировать умение составлять простое распространенное предложение.
Общеобразовательные задачи:
дать представление о слове (комплексе звуков, имеющем значение);
учить дифференцировать слово и звукокомплексы на основе выделения лексического значения слова;
закреплять учебную терминологию;
учить работать со словарной статьёй.
Воспитательные задачи:
формировать культуру речевого общения;
воспитывать бережное отношение к труду взрослых;
прививать бережное отношение к книге;
формировать навыки трудолюбия.
Оборудование: Предметные картинки, колокольчик, кукла Незнайка, толковые словари, запись на доске.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
2. Речевая зарядка.
3. Закрепление ранее изученного материала.
4. Сообщение темы урока.
5. Работа с текстом скороговорки.
6. Развитие словарного запаса. (Номинативного и предикативного)
7. Развитие связной речи. (Работа по сюжетной картинке)
8. Физкультминутка.
9. Беседа о словаре.
10. Домашнее задание.
11. Подведение итогов урока.
12. Оценка деятельности учащихся
План-конспект.
Организационный момент.
Приветствие . уточнение пространственно-временных представлений.
- Какое сегодня число, день недели? Какой идёт месяц?
Речевая зарядка.
- Сядьте прямо, красиво, улыбнитесь. Поднимите головы. Правую руку положите на животики. Вдохните – животики стали круглыми (на счёт раз). Выдохните – животики стали маленькими (на счёт два). Упражнение выполняем медленно, не спеша. (Повторить 3-5 раз.)
- Прочитайте запись на доске: От топота копыт пыль по полю летит.
- Скажите, что это? (Скороговорка)
- Прочитайте вслух.
- Вместе со мной отхлопайте ритм. (Тренировочное упр. проводится 1-2 раза).
- Прочитаем по очереди, увеличивая темп.
- Теперь прочтём тихо, шёпотом.
- Послушайте, как звучит колокольчик.
- Прочтите по одному так же, звонко, громко.
Закрепление ранее изученного материала.
- Что нового мы узнали на прошлом занятии? (чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать)
- Каким должно быть дыхание во время речи? (дыхание должно быть ровным, спокойным)
- От чего зависят сила и высота голоса в момент речи? (это зависит от того, с кем и где мы говорим)
- Какая речь понятна, и какую речь приятно слушать?
Сообщение темы урока.
- Сегодня нам поможет провести урок Незнайка. Мы будем рассказывать ему новое о словах русского языка.
- Научимся находить слова.
- Мы будем знакомиться со словами-друзьями, красивыми, добрыми, вежливыми словами.
Работа с текстом скороговорки.
- Скажите, пожалуйста, из скольких предложений состоит скороговорка?
- Будьте добры, прослушайте её ещё раз.
- Какую картину вы себе представляете, слушая эту скороговорку?
- Послушайте, какой это поэтичный, красивый язык.
- О каком времени года идёт речь?
- Спасибо за ответы. Объясните, почему вы так решили.
- Какие слова передают звук, движение?
- Если бы вы были художниками, какую бы картину нарисовали?
- А чем нарисовал картину автор этой скороговорки?
- Пожалуйста, назовите те слова, которые помогли автору нарисовать картину.
- Будьте любезны, прочитайте скороговорку, выделите голосом подчёркнутые слова: топота, пыль, по полю.
- Итак, в скороговорке, как правило, одно предложение.
- Из чего состоит предложение?
- Сколько слов в предложении?
- Послушайте теперь, как расскажет скороговорку Незнайка:
От тотота копыт пыль по полю летит.
- Все ли слова Незнайка произнёс правильно?
- Как нужно было сказать?
- Какое из них не является словом?
- Почему?
- Любое ли сочетание звуков является словом? (Сочетание звуков является словом, если оно что-то обозначает.)
- Итак, не каждое сочетание звуков является словом. Слово имеет значение.
- Какие вежливые слова мы с вами называли? (Будьте добры, спасибо, пожалуйста, будьте любезны.)
- Эти слова помогают общаться, находить общий язык.
- Как вы понимаете выражение находить общий язык?
Развитие словарного запаса. (Номинативного и предикативного)
- Рассмотрите картинку.
- Помогите Незнайке познакомиться со школой.
- Скажите, как можно догадаться о том, что перед нами школа?
- Что изображено на первом этаже? (Столовая, спортивный зал.)
- Почему вы так решили?
- Рассмотрите следующие картинки. Кто на них изображен?
- Что делает повар?
- Где готовит повар?
- Рассмотрите другую картинку, расположенную рядом.
- Чему учит учитель физкультуры?
- Кто может объяснить значение слова физкультура? Как оно образовалось?
- Какие помещения находятся на втором этаже (вернитесь к предыдущей странице)?
- Чему учит учитель начальных классов?
- Что находится в классе? Отгадайте загадки.
- Почему в школе работает врач?
- Что записывает врач в медицинской карточке каждого ребёнка?
- Как вы догадались о том, что справа от медицинского кабинета находится библиотека?
- Где хранятся книги? (На стеллажах)
- Какие вы книги знаете? Какие любите читать?
- Книг очень много, сегодня мы расскажем Незнайке о толковом словаре.
Развитие связной речи.
- Рассмотрите изображения предметов, расположенные ниже изображений людей различных профессий.
- Найдите лишний предмет, т. е. тот, которым не пользуются люди данных профессий. (Гвоздь)
- А теперь вместе с Незнайкой докажем правильность нашего ответа. Для этого составим предложения. Используйте изображения верхнего и нижнего ряда.
Физкультминутка.
- Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали,
Руки – вверх, руки – вниз,
Влево, вправо повернись!
Беседа о словаре.
- Словарь называют помощником. Почему?
- Почему его так назвали? (Потому что в нём живут слова. Они нам бывают, нужны в тех случаях, когда мы забыли, как слова пишутся или что обозначают.)
- Почему эту книгу назвали толковый словарь? (Она толкует, объясняет значение слов)
- Почему эту книгу назвали словариком?
- Как располагаются слова в словаре? Все слова располагаются в алфавитном порядке. Это помогает быстрее найти нужное слово. Над каждым, словом стоит значок ударения. Он показывает, как произносится слово, т. е. на какой слог падает ударение. Значение каждого слова раскрывает словарная статья. В ней разъясняется значение слова, приводятся примеры его употребления в речи.
- Найдите в словаре слово ученик. Послушайте, что оно обозначает.
Домашнее задание.
- Прочитайте значения слов: коридор, крыльцо.
- Составьте с этими словами по одному предложению.
Подведение итогов урока.
- Скажите, из чего состоит предложение?
- Чем отличается слово от сочетания звуков? (Слово имеет значение.)
- Для чего нужно понимать значение слова?
- Какие книги помогают выяснить значение незнакомого слова?
- Какие книги помогают выяснить значение незнакомого слова?
- Какие слова помогают общению? Приведите примеры.
Оценка деятельности учащихся.