Публикации Развитие математических способностей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие математических способностей
Автор: Горюнова Алла Владимировна

Развитие математических способностей у младших школьников.
Горюнова Алла Владимировна,
учитель начальных классов,
г. Воронеж, МОУ СОШ с УИОП № 8
Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Формирование элементарных математических способностей направлено на развитие важнейшей cоставляющей личности ребенка – его интеллекта и интеллектуально - творческих способностей.
Что же такое математические способности? В чем конкретно проявляются математические способности детей? Это актуальные вопросы в наше время. Математические способности – это особенности протекания мыслительного процесса с выраженностью анализа и синтеза, быстрого абстрагирования и обобщения применительно к математическому материалу. Способности к изучению математики - это те индивидуально-психологические особенности умственной деятельности школьника, которые обусловливают успешное овладение математикой. Одним из решающих условий успешного овладения математикой является активное, положи-тельное отношение школьника к математике, интерес к ней, склонность заниматься ею, переходящие в ряде случаев в страстную увлеченность. Другое важное условие- наличие характерологических черт, таких как , целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, организованность, сосредоточенность. Велика роль и так называемых интеллектуальных чувств (чувство удовлетворения от напряжённой умственной деятельности, радость творчества). Интерес к математике необходим, но сам по себе он не является способностью. Без настойчивости математикой не овладеешь, но математической способностью её назвать нельзя. Поэтому, наряду с условиями успешного овладения математикой выделяем и собственно математические способности как особенности умственной деятельности человека. Как же развивать математические способности? Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к математике. Заметив у школьников интерес к математике, склонность заниматься ею, необходимо развивать, поощрять детей в этом отношении. Если таких интересов и склонностей нет, следует попытаться пробудить их.
Надо помнить , что математические способности сочетаются с глубокими и действенными интересами и склонностями к математике. Изучая математические способности В.А. Крутецкий установил, что для успеха в математике необходимы: 1.активное положительное отношение к математике, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлечённость; 2. ряд характерных черт, прежде всего, трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость, а также устойчивые интеллектуальные чувства; 3. наличие во время деятельности благоприятных для её выполнения психических состояний; 4. определённый фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области; 5. определённые индивидуально- психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.
Первые четыре критерия следует рассматривать как общие свойства, необходимые для любой деятельности. Последняя группа качеств является специфической, проявляющей успешность только в математической деятельности.
Включение школьника в доступную его возрасту математическую деятельность - основной путь развития математических способностей. Основная роль здесь, разумеется, принадлежит школе, кружкам, но и родители могут содействовать этому. При этом не переутомляйте детей, не заставляйте их решать большое количество задач.
Специальные исследования показали, что особенно полезны для развития математических способностей, математического мышления у детей младшего школьного возраста задачи определенных типов. Приведём несколько примерных задач : 1. Задачи с несформулированным вопросом. В этих задачах специально не формулируется вопрос, но вопрос логически вытекает из данных в задаче. 2.Задачи на рассуждение (или составление уравнений). 3. Задачи с несколькими решениями. Важно, чтобы школьник умел находить несколько решений одной и той же задачи. 4.Задачи на соображение. 5. Задачи на логическое рассуждение. В таких задачах тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообрази-тельность. 6. Задачи с наглядным решением. Эти задачи легко решаются с применением наглядно-образных средств (рисунков, схем, чертежей). 7.Задачи с недостающими данными. Серия этих задач также направлена на выявление особенностей восприятия. 8.Задачи с изменёнными данными. Серия этих задач также направлена на выявление особенностей умственного восприятия задачи. В эти задачи введены дополнительные ненужные данные, до известной степени маскирующие необходимые для решения показатели.9.Задачи на доказательство. Учащиеся упражняются в построении правильного , обоснованного, последовательного рассуждения. 10.Задачи, требующие наглядных представлений. Решение подобных задач тренирует пространственное представление, способность мысленно видеть соответствующие фигуры, тела, пространственные соотношения. Учащиеся должны решать в уме , без помощи карандаша и бумаги. 11.Системы типовых задач. Задачи предназначены для исследования особенностей умственного восприятия, мышления, памяти. 12.Нереальные задачи. 13. Задачи с меняющимся содержанием. 14. Прямые и обратные задачи. 15.Задачи со сложным, трудным для запоминания условием. Эти задачи предназначены на выявление особенностей памяти. 16.Задачи, решение которых требует наличие пространственных представлений.
Все эти задачи предназначены для развития и формирования восприятия, логического рассуждения , смекалки, сообразительности, памяти, пространственного воображения и мышления.
Важнейшую роль в развитии способностей играет вера в свои силы, уверенность в своих возможностях и способностях к усвоению математики. Школьника надо убедить в том, что он вполне может и будет знать и понимать математику не хуже одноклассников, что трудности, с которыми он встретился, вполне преодолимы. Конечно, помощь каждому ребенку нужна индивидуальная. В настоящее время в помощь и учителям, и родителям предоставлено много тетрадей на печатной основе, в которых дети работают с увлечением, так как задания разнообразны, требуют порой только записи ответов, раскрашивания и т.д.
Таким образом , развитие математических способностей учащихся в процессе изучения математики является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями в современной школе. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач- шуток, математических ребусов, софизмов, анаграмм. Поиск новых путей активизации творческой деятельности учащихся является одной из неотложных задач современной педагогики и психологии.
Литература:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Начальные классы. 1-4 классы. М., Просвещение, 2008
2. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. 1-4 классы. М., ВАКО, 2006
3. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. - М., 1968.
4. Туркина В.М. Как развивать математические способности у учащихся начальной школы. М., изд. АРКТИ, 2007
5. Артемов, А. К.. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах / А. К. Артемов, Н. Б. Истомина и др. / Под ред. Н. Б. Истоминой. - Московский департамент образования. — Москва-Воронеж,