Публикации ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НЕДЕЛЮ У ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НЕДЕЛЮ У ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Автор: Майорова Ольга Владимировна

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НЕДЕЛЮ У ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аксёнов Владимир Павлович – профессор, к.п.н.
Тульский государственный педагогический
университет им.Л.Н.Толстого, г.Тула, РФ
Майорова Ольга Владимировна – учитель физической культуры МБОУ СОШ №8,
г.Ефремов Тульской области, РФ
Актуальность. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока. Поэтому развитие физической культуры и спорта в России признано общенациональной проблемой, напрямую связанной с улучшением здоровья нации, демографической ситуацией и воспитанием здорового подрастающего поколения.
А это, в свою очередь, предусматривает переход к формированию новой технологической базы физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики и биотехнологий, медицины, информатики и управления.
В последние годы школьники резко снизили двигательную активность. Этот факт лежит в плоскости социальных изменений: родители видят для своего ребёнка высокую конкуренцию на будущем рынке труда. Достижение успеха здесь возможно за счёт дополнительных профессиональных знаний, которые формируются на основе общего среднего образования. В связи с этим, родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок хорошо учился и много знал. Отсюда - многочасовые отсидки за учебниками и компьютерами. Следовательно, времени на развлечения во дворе не остаётся, и ребёнок становится обездвиженным. Современные школьники существенно уступают своим сверстникам 70-х годов прошлого века, как по состоянию здоровья, так и по уровню физической подготовленности[2]. В современных социально-экономических условиях урок физической культуры становится основной формой организации двигательной активности школьников. Однако сегодня школьное физическое воспитание не отвечает требованиям общества, в связи с чем проводится его масштабная модернизация.
В этом плане ещё один - третий - урок физической культуры является желательным и приветствуется всеми.
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличении объема двигательной активности и совершенствовании физической подготовленности, формировании здорового образа жизни.
Наиболее значимой проблемой школьной физической культуры является проблема приоритетной направленности этого учебного предмета. Чему отдать предпочтение: оздоровительному, тренировочному или образовательному направлению? Дискуссия на эту тему ведется не первый год, и до сих пор направленность урока физической культуры в школьной программе однозначно не определена. Не выработано единого взгляда и на содержание и методику проведения третьего урока физической культуры. Введение третьего урока является не просто увеличением объёма двигательной активности детей. Реализация дополнительного урока сопряжена с решением целого ряда организационных проблем: увеличение нагрузки на преподавателей, недостаточность материальной базы, недостаточное методическое обеспечение и т.д.[1].
Цель наших исследований - выявить эффективность различных моделей физического воспитания в старших классах общеобразовательной школы.
Методы исследований: теоретический анализ литературных источников по теме исследования, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.
Эксперимент проводился для проверки эффективности разработанной нами программы реализации третьего урока физической культуры. Участники эксперимента - учащиеся 10 класса МБОУ СОШ №8 г. Ефремова Тульской области.
Первая группа – контрольная (КГ) (5 юношей и 5 девушек) занималась по Федеральной программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича 2008 года два часа в неделю (2010-2011 учебный год), вторая группа – экспериментальная (ЭГ) (5 юношей и 5 девушек) занималась уже три часа в неделю по разработанной нами программе (2011-2012 учебный год). В начале эксперимента контрольные и экспериментальные группы достоверно не отличались между собой по показателям физического развития и физической подготовленности (девушки и юноши).
Основной целью программы реализации третьего урока физической культуры в неделю было дальнейшее повышение уровня общей физической подготовленности учащихся десятых классов. В содержание урока были в основном включены упражнения на совершенствование всех основных двигательных способностей, а также различные спортивные и подвижные игры и эстафеты.
Применялись методы целенаправленного и сопряженного воздействия. В зависимости от времени года и погодных условий акцент в занятиях делался на кроссовую или лыжную подготовку, а также на занятия спортивными играми в зале. Достаточно часто применялась круговая тренировка и занятия с различными вспомогательными средствами (скакалки, обручи, гантели, набивные мячи, фитболы и др.). Значительное место отводилось игровому и соревновательному методам (эстафеты, подвижные и спортивные игры).
Так как на этих уроках не изучались новые двигательные действия, то средняя моторная плотность была в диапазоне 60-85%. При организации учащихся на уроке в основном использовались групповой и фронтальный методы.
По результатам педагогических наблюдений видно, что двигательная активность учащихся и посещаемость ими уроков, реализуемых по нашей программе, были выше, чем в контрольной группе. Эмоциональных фон на занятиях также был более благоприятным.
Анализируя динамику показателей физического развития старшеклассников обеих групп за время эксперимента, можно отметить, что определенные положительные изменения произошли во всех группах. Это говорит о том, что, в связи с замедлением темпов естественного биологического развития учащихся, они не настолько интенсивны, чтобы прогресс в показателях достиг достоверного уровня. Можно также, по нашему мнению, утверждать, что эффективность обеих программ, по которым занимались десятиклассники по части влияния их реализации в течение одного учебного года на физическое развитие учащихся примерно одинаково.
Оценивая динамику показателей физической подготовленности юношей обеих групп за время эксперимента, можно констатировать следующее.
В конце эксперимента в обеих группах были зафиксированы достоверные и положительные изменения: в КГ - в челночном беге, прыжке в длину с места, шестиминутном беге и в подтягивании на высокой перекладине; в ЭГ - достоверный прогресс был достигнут в результатах тех же тестов. Однако при сравнении результатов тестирования в обеих группах в конце эксперимента было выявлено, что экспериментальная группа имела достоверное преимущество, по сравнению с контрольной, в шестиминутном беге и подтягивании. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что выносливость и сила лучше всего подвергаются целенаправленному воздействию. В то же время быстрота и ловкость достаточно консервативны и за относительно короткое время эксперимента достоверно не прогрессировали. Сенситивный период для развития гибкости у десятиклассников уже миновал, и поэтому результат в тесте на данное качество в обеих группах практически не изменился.
Таким образом, педагогический эксперимент показал более высокую эффективность экспериментальной программы, однако более весомых результатов, по нашему мнению, следует ожидать при большей продолжительности эксперимента.
Обобщая данные педагогического эксперимента среди девушек, можно констатировать следующее.
За время эксперимента в обеих группах в результатах нескольких тестов произошли положительные и достоверные изменения: в КГ - наклон из положения, стоя – тест Е.В.Васильева, подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, в ЭГ - челночный бег, шестиминутный бег, подтягивание на низкой перекладине из виса лежа. На наш взгляд, такие результаты обусловлены тем, что выносливость и силовые способности быстрее реагируют на целенаправленное воздействие (ЭГ). Прогресс этой группы в челночном беге обусловлен, с одной стороны, начальным низким уровнем развития ловкости, а с другой стороны, повышением уровня общей физической подготовленности девушек.
Сравнительный анализ результатов тестирования в двух группах показал достоверное преимущество ЭГ лишь в подтягивании на низкой перекладине. Таким образом, эффективность экспериментальной программы для девушек так же оказалась несколько выше, чем программы, по которой они занимались ранее.
В целом, обобщая все полученные результаты педагогического эксперимента, можно утверждать, что экспериментальная программа физического воспитания десятиклассников, рассчитанная на три урока в неделю показала себя более эффективной, чем Федеральной программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича, 2008, рассчитанная на два часа в неделю, что и следовало ожидать.
Однако надо признать то, что увеличение учебного времени по дисциплине физическая культура в полтора раза практически не сказалось на физическом развитии учащихся, а также не принесло ожидаемых результатов в плане повышения уровня физической подготовленности десятиклассников. Здесь также надо иметь ввиду еще и существенное повышение нагрузки на преподавателей, как в плане чисто учебной работы, так и по разделу проектировочной деятельности и подготовке методического обеспечения. Нагрузка на материальную базу в целом также существенно увеличилась.
Выводы. 1.В настоящее время в стране отмечается отрицательная тенденция снижения уровня здоровья и физической подготовленности различных контингентов населения, особую тревогу вызывает физическое состояние современных школьников. Это связано, в основном, с интенсификацией процесса обучения в общеобразовательной школе, с одной стороны, и недостаточной двигательной активностью учащихся, с другой.
2.Оптимальный двигательный режим является одним из основных факторов, влияющих на физическое развитие и подготовленность растущего человека. В современных социально-экономических условиях урок физической культуры в школе для большинства детей школьного возраста является основной формой двигательной активности. Однако в настоящее время школьное физическое воспитание не соответствует требованиям общества.
3.В условиях модернизации системы образования в нашей стране, и в частности, физического воспитания в общеобразовательной школе, существенно возросло количество средств, методов и организационных форм, используемых в целях физического совершенствования учащихся.
4.Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе осуществляется по различным направлениям: спортизация педагогического процесса, использование широкого перечня Федеральных образовательных программ и нестандартного оборудования и инвентаря. Одним из широкомасштабных мероприятий является повсеместное введение в образовательных учреждениях третьего урока физической культуры в неделю. Однако реализация этого направления требует решения целого ряда организационно-методических задач.
5.Нами была разработана и реализована в течение одного учебного года модель физического воспитания учащихся десятого класса общеобразовательной школы, предполагающая наличие трех уроков физической культуры в неделю. По результатам педагогического эксперимента эффективность обеих программ, по которым занимались десятиклассники контрольной и экспериментальных групп по части влияния их реализации на физическое развитие учащихся примерно одинакова. Физическая подготовленность участников ЭГ оказалась выше. Однако преимущество экспериментальной группы над контрольной по показателям физической подготовленности оказалась меньше ожидаемого.
6. Третий урок физической культуры не должен быть лишь механическим увеличением двигательной активности школьников. При его реализации следует применять современные педагогические технологии и оборудование, а основной акцент должен делаться на расширение школы движений и методическую подготовку старшеклассников.
Список литературы.
Бауэр В.Г. Возможности реализации третьего урока физкультуры. //Вестник спортивной науки. - Москва, 2012.-№1.С.40-43.
Николаев М.Е. Спорт и здоровье детей. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – Москва, 2010.-№3. С.3-7.