Публикации Гармония традиций Рождества и Нового года

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гармония традиций Рождества и Нового года
Автор: Колобовникова Галина Вадимовна

Гармония традиций Рождества и Нового годаКолобовникова Галина Вадимовна,педагог дополнительного образования МАУДО ДТДМ, Оренбург«Я люблю этот праздник красивый — в году он единственный,Когда год нарождается всем неизвестный, таинственныйЛапы ёлки под тяжестью бус и игрушек опущены,Пахнет ёлкой и снегом, и лесом, и сказкой, и детством, и будущим…»Л. ИвановаЯркий белый снег на улицах нашего города напомнил о приближении любимых праздников детей и взрослых – Нового года и Рождества. Мы любим красивые новогодние и рождественские традиции, потому что они связывают разные поколения.Украшать на Новый Год или Рождество ель — это христианская традиция. Вообще традиция украшать какое-либо дерево к праздничному дню пришла из глубины веков. В России до введения петровских реформ существовал обычай украшать плодовые деревья сушеными фруктами. Император Пётр I издал Указ «О праздновании Нового года», перенеся дату с 1 сентября на 1 января. Дома нужно было украшать сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. Такая традиция существовала в католических странах Европы.   Пётр I ввёл ряд новых традиций праздника: устраивать игры для детей, поздравлять друг друга и дарить подарки.История празднования Рождества в России имеет национальный колорит: ряженые устраивали сценки и представления, пели и ходили по домамколядовали, а девушки по вечерам устраивали святочные гадания. Рождественские ёлки стали ежегодными и постепенно приобрели традицию семейных праздников. В домах и учреждениях ставились ели, украшенные всевозможными сладостями: засахаренными фруктами, орехами, сахаром, пряниками. Со второй половины XVIII века на ёлку вешают бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и яичные скорлупки, фигурки из чеканной латуни феи, ангелы, бабочки. В начале XIX века ели начинают украшать кружевами, свечками, ватой, соломенными или тряпочными оберегами. Потом добавились свечи, но для хрупких веток всё это было слишком тяжело, и на смену постепенно пришли стеклянные шары, фигурки птиц, рыбок, людей. Кроме стекла игрушки делали из картона, соломы, папье-маше. Моде на ёлки способствовали популярные сказки «Щелкунчик и мышиный король» Гофмана и «Девочка с серными спичками» Андерсена. Вопреки распространенному заблуждению, большевики после прихода к власти в 1917 году способствовали празднованию Нового годаВ середине 1920-х годов Новому году пытались придать статус общенародного коммунистического праздника: его встречали в рабочих клубах, домах культуры и театрах. В силу исторических причин праздник Рождества Христова в нашей стране после Октябрьской революции был запрещён. Его объявили буржуазным пережитком, а ёлку называли религиозным «дурновкусием» и «поповским» обычаем. Был введен запрет на продажу ёлок, а также празднование Рождества, Крещения и даже Нового года. По-настоящему общенациональным праздником Новый Год стал в советское время. В 1935 году Новый Год признали необходимым праздником для советского народа, о чём написал в газете «Правда» один из руководителей Советской Украины Павел Постышев. С этого момента началось создание новых традиций и атрибутов праздника, сильно отличавшихся от старых религиозных. Советские заводы и фабрики начали выпускать коллекции и наборы ёлочных украшений самых разных форм и цветов. Были организованы государственные праздничные ёлки – коллективные мероприятия для детей. Советскую красавицу-ёлку украсили традиционные рождественские шарики, снежинки и фрукты, а также новые рубиновые звезды, дирижабли, флажки с изображением пионеров и октябрят. Тогда же в праздник вернулся Дед Мороз, появилась его очаровательная внучка Снегурочка – оригинальный персонаж, впервые появившийся в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». Вспомним любимый нами рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек», в котором описано празднование Нового года как новая советская традиция. «Когда был накрыт стол, потушили лампу и зажгли свечи. Баянист заиграл весёлый танец. Потом Гек спел песню. А отец включил радиоприёмник. Все сели и замолчали. Издалека донёсся мелодичный звон… Это в далёкой-далёкой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлёвские часы. И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море. И тогда все люди встали, ещё раз поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья…» Новый год теперь отмечался широко и помпезно.  Появились и новые традиции праздника: мандарины, салат оливье, бой курантов, торжественное обращение государственного лидера к гражданам страны, новогодние огоньки и любимые фильмы. В настоящее время мы можем наблюдать смешение всех исторических традиций празднования Нового года и Рождества в России. Выпускаются ёлочные шары с ручной росписью, фигурки, отражающие актуальные мировые события, украшения из подручных материалов. Появилось понятие «дизайнерская ёлка». В Оренбургском музее изобразительных искусств традиционно проходит «пуховая» ёлка. Новогоднее дерево украшают игрушки из оренбургской паутинки, выполненные дизайнером Анной Советовой.Думается, что все традиции Нового года и Рождества нужно изучать и сохранять о них память. Это бесценная память о своём времени, о событиях в нашей стране, и о чём-то очень близком, родном.Использованная литература и интернет-источники
  • Ёлка. Сто лет тому назад:[сборник / автор-сост. Елена Ким]. – Москва: Лабиринт Пресс, 2016. – 115 с.
  • Иванов Е. В. Новый год и Рождество в открытках. – Издательство: Искусство-СПб, 2000. – 336 с.
  • Иванова Т. А. Большая книга Нового года и Рождества. – Издательство: Эксмо, 20008. – 146 с.
  • Душечкина Е. Русская ёлка: История, мифология, литература. – Издательский дом: Норинт, 2002. – 146с.
  • Фото Людмилы Максимовой