Публикации
Современный урок истории в аспекте внедрения ФГОС ООО. Этап « Первичное закрепление с проговариванием вслух».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современный урок истории в аспекте внедрения ФГОС ООО. Этап « Первичное закрепление с проговариванием вслух».
Автор: Давыдова Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современный урок истории в аспекте внедрения ФГОС ООО. Этап « Первичное закрепление с проговариванием вслух».
Автор: Давыдова Наталья Владимировна
Современный урок истории в аспекте внедрения ФГОС ООО.
Этап Первичное закрепление с проговариванием вслух.
В последние годы очень остро обозначилась проблема существенного обновления школьного исторического и обществоведческого образования: изменения методологии построения предметных курсов, использования иной концептуализации философских основ и других принципов отбора содержания; разработки новых учебников и прочее. Это касается таких учебных дисциплин как История и Обществознание. Причины такого внимания к данным предметам определяются спецификой исторического и социального образования и его влиянием на формирование мировоззрения и воспитание гражданских качеств человека. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Помимо этого, я считаю, что если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Важная цель уроков истории - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней. Главное требование к современному уроку истории в нашей стране - воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Подлинный патриотизм немыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ - часть мировой цивилизации. Считаю, что урок истории должен быть интересным, художественным и эмоциональным, он должен учить ребенка думать и сопереживать. При конструировании учебных занятий по истории в соответствии с требованиями ФГОС ООО убеждена в том, что приоритет должен быть отдан целям самореализации обучающихся, затем - формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную учебную деятельность, потом – содержанию учебного материала.
Структурные элементы урока
Характеристика этапов урока по ФГОС: Открытие нового знания
Мотивацияк учебной деятельности.
Актуализация и пробное действие.
Выявление места и причин затруднения.
Построение проекта ирешение проблемы.
Реализация сформированной модели.
Первичное закрепление с проговариванием вслух.
Самостоятельная работа с самоконтролем.
Включение в систему знаний и повторений.
Рефлексияучебной деятельности на занятии.
Рассмотрим кратко каждый, но подробнее остановимся на этапе №6.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на покорение новых вершин. Приемы:
*Психологический тренинг.
*Графический диктант.
*Эпиграф к уроку.
*Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
*Начало урока с элементами театрализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. Приемы для этапа актуализации:
Прием "Лови ошибку".
Анализ выполнения домашнего задания.
Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
Мозговой штурм.
3. Этап выявления места и причины затруднений
Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. Работа на данном этапе строится следующим образом: ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали. В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они споткнулись —это место затруднения. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает —это причина затруднений. Стоит сказать, что самоанализ сопровождает все этапы современного урока (по ФГОС). Приемы:
Таблица ЗХУ.
Мозговой штурм.
Подводящий диалог.
Прием "Яркое пятно".
Группировка.
Составление алгоритма.
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. Работа строится так:
Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение. Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр. Приемы:
*Деловые игры.
*Пресс-конференция.
*Эксперимент.
*Проблемный ряд.
*Подводящий диалог.
5. Реализация построенного проекта
Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не
только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа. Приемы:
*Вопросы к тексту.
*Короткий доклад.
*Лови ошибку.
*Пресс-конференция.
*Проблемный диалог.
*Проблемный поиск.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
Цель этапа
Приёмы
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.
"Составь меню"
"Аукцион"
"Феномен"
"Чего больше?"
"Реклама"
"Учимся сообща"
"Я беру тебя с собой"
Составь меню
Составить меню с определенными требованиями, объяснить результаты работы
Аукцион
По аналогии с настоящим аукционом, Лот - объект. Идет его продажа - кто больше знает об объекте, тот его и покупает.Лоты могут быть в виде загадок, ребусов. Готовят их ученики или учитель. Все по очереди продают свой объект.
Феномен
Приём работы над грамотностью письма и грамматическим инструментарием в начальной школе предлагает А. Кушнир. Это ПОКАЗ грамматического (орфографического) феномена. Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даёт ученику читать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.Пример. На уроке чтения в определённый момент перед ребёнком появляется очередная художественная книга для чтения, но с умышленным дефектом – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания – ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА – выделены подчёркиванием, цветным маркером или ещё как-то. С фломастером или маркером в руках легко превратить в пособие для изучения правила любую книгу. Ребёнок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуживает специального внимания.
"Чего больше?"
Ведущий (педагог, ученик, родитель) задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой и др.).Пример. Чего больше: Растений или кустов? Домов или деревянных домов? Деревянных предметов или деревянных стульев? Лесных растений или лесных ягод?
Реклама
Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе.Пример. Создайте рекламу Серебряному веку Русской поэзии. Придумайте слоган к Куликовской битве.
Учимся сообща
Алгоритм действий: 1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки ?, +, ! и т.д.). 2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять знаки вопроса. 3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все знаки вопроса обсуждаются в группе. 4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса. 5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.Пример. задание: составить письмо иностранца-путешественника, который побывал в России николаевской эпохи и увидел армию того времени (8 класс, История России XIX в.)Ученики должны прочитать соответствующий отрывок в учебнике или же поработать на основе уже ранее изученного материала, а затем объяснить остальным, какие стороны жизни особенно были яркими в положительном или отрицательном свете в период правления Николая I.
Я беру тебя с собой
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.Формирует:• умение объединять объекты по общему значению признака;• умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;• умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;• умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Приемы:
*Щадящий опрос.
*Деловые игры.
*Прием "Да-нет".
*Найди соответствие.
*Мини-проекты или мини-исследования.
*Диктанты (цифровой, буквенный)
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему. Приемы:
"Найди ошибку".
Тестирование.
Различные виды опросов.
Составлениекроссворда.
Контрольная работа или диктант.
8. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:
уже готовоедомашнее заданиес обязательной градацией по степени сложности.
ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На данном этапе ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели. Приемы:
Свободный микрофон.
Лестница успеха.
Анкетирование.
Цветные поля.
. В соответствии с новыми стандартами, считаю необходимым, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. учебной деятельности. Одним из таких инструментов является программа MS Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку, обучающиеся не только получают информацию в чистом виде от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897) –М.: Просвещение,2011
2. Якушина Е.В.Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС.//Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.
Учитель истории: Давыдова Н.В.