Публикации Занятие - тренинг с разновозрастной группой "Правила дисциплины"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие - тренинг с разновозрастной группой "Правила дисциплины"
Автор: Каплина Анна Юрьевна

Занятие – тренинг для разновозрастной группы «Правила дисциплины»Разработчик: педагог-психолог МАУ ДО «ДД(Ю)Т» Каплина Анна ЮрьевнаЦель: повышение уровня дисциплинированности, сплочение детского коллектива.Задачи: Создать благоприятный психологический климат. Развить умение адекватно себя вести при выполнении различных заданий.Повысить значимость дисциплины путем выработки «личных» правил поведения.Возраст: 8-14 лет.Состав участников: 10-15 человек.Форма проведения: тренинг, игры.Оборудование: фломастеры, маркеры, ватманы или листы бумаги А3, часы или секундомер, лист с правилами работы в группе, микрофон или игрушка.Структура тренинга:
  • Оргмомент, приветствие – 2 мин
  • Цель, задачи, правила работы в группе 4 мин
  • Разминка «Автобус» - 2 мин
  • Основная часть: беседа, игра «Построимся» (самооценка воли), практическое занятие «Преодоление» - 20 мин
  • Выработка правил поведения «Сочиним вместе» - 5 мин
  • Рефлексия – 5 мин
  • Подведение итогов – 2 мин
  • Ход занятия:Оргмомент. Ведущий – Здравствуйте, дети. Сегодня занятие с вами проведу я. Сначала поприветствуем друг друга! Приветствие через рукопожатие, возможны поклоны и другие элементы самовыражения.Прекрасно, мы с вами поздоровались и готовы к занятию с хорошим настроением.Есть ли у вас мысли, почему именно я сегодня веду занятие? Да, как вы заметили, у вас в группе есть некоторые проблемы с дисциплиной и взаимопониманием. Над ними и поработаем. Занятие будет проходить в форме тренинга. Для начала нам нужно принять правила работы в группе. Зачитываются правила (каждый пункт поясняется).
  • Равенство всех членов группы.
  • Уважаем мнение другого.
  • Слушаем, не перебивая, и не оцениваем говорящего.
  • Говорит только тот, у кого в руках предмет (сегодня микрофон).
  • Применяются только Я-высказывания.
  • Правило «Стоп».
  • Конфиденциальность.
  • Теперь давайте поиграем. Упражнение-разминка «Автобус».Цель: развить контакт между ребятами, сплочение, доверие.Все сидят в кругу на стульях, один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у которого свободный стул справа, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем», а четвертый: «А я с …» (называется имя любого участника). Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и всё по аналогии начинается сначала.Беседа. Поверните, пожалуйста, свои стулья так, чтобы оказаться в круге. Давайте поговорим о том, что значит выражение «Плохое поведение», «В чем причина плохого поведения?» и «Что может заставить человека вести себя достойно?» (обратить внимание на соблюдение правил работы группы, Я-высказывания). Спасибо за активность и ваше мнение. Трудно было отвечать на вопросы? Давайте отдохнем. Упражнение «Построимся». Цель: Продемонстрировать возможности адекватного поведения, обмена информацией без слов, развитие навыков взаимопонимания. Основное правило игры заключается в том, чтобы выполнять все задания молча. Можно общаться с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» Сначала надо построиться по росту. Потом по возрасту. И в заключении, по дню рождения. Проверить можно, попросив детей, назвать эти числа. Теперь посмотрите друг на друга и поблагодарите за понимание. Практическое занятие «Преодоление». Цель: развитие способности осознавать последствия нарушения дисциплины, недоброжелательного отношения, непослушания. Работа по сплочению команды.При выполнении этого задания нужно запомнить все свои чувства. Нам понадобится 3 добровольца. Они выходят за дверь, и каждому выдается свое задание (например, то, которое они смогут выполнить с удовольствием и без запинки). Оставшейся группе дается задание следующее: для 1 выступающего обеспечить доброжелательную, заинтересованную атмосферу, идеальное поведение;для 2 выступающего нейтральную атмосферу – кто-то отвлекается, равнодушие, безразличие, тишина, но можно заниматься своими делами (играть, качаться на стуле и т.п.);для 3 выступающего нужно создать некомфортную обстановку: непослушание, выпады, демонстративное поведение по своему выбору, смешки, тихие разговоры и т.п.Во время выполнения задания следует контролировать действия выступающих и остальной группы, чтобы избежать излишней агрессии. Можно применить правило «Стоп». После идет обсуждение в кругу. Напоминание о правилах работы группы. Вопросы для «выступающих» (начинаем с 3-го):
  • Какие эмоции возникли в ответ на поведение группы?
  • Как на это реагировали?
  • А как хотелось отреагировать?
  • Вопросы для остальной группы:
  • Какие эмоции испытывали, когда вели себя так, как я попросила?
  • Как ваше поведение повлияло на выполнение задания?
  • Какое поведение группы предпочли бы, если бы пришлось выступать вам?
  • Вывод: Очень сложно и неприятно рассказывать и делать что-либо, когда тебя не слушают, балуются, разговаривают.Упражнение по выработке правил поведения «Сочиним вместе». Цель: разработать и записать совместно со всеми членами группы правила поведения на занятии, которые будут выполняться этой группой. Теперь вспомните, пожалуйста, как вы обычно себя ведете на занятиях и разделитесь на две группы: 1 – не могу долго вести себя прилично, нарушаю дисциплину; 2 – обычно веду себя достойно, дисциплину не нарушаю.Теперь каждой группе нужно придумать продолжение фразы: Чтобы занятия проходили быстро и интересно, каждому нужно … (выдаются 2 ватмана с написанной фразой и фломастеры).1-я группа будет придумывать правила, чтобы повысить дисциплину у тех, кто нарушает;2-я группа – правила, которые могут помочь преодолеть желание нарушать дисциплину. У вас есть 2 минуты.Поменяйтесь плакатами, посмотрите, что придумали в другой группе, выделите то, что считаете наиболее правильным.Зачитываем выделенные правила, обсуждаем:
  • Насколько трудно было оценить свое обычное поведение?
  • Легко ли было придумать правила хорошего поведения?
  • Как считаете, всем удастся выполнять эти правила?
  • Рефлексия. В завершении занятия подумайте и сообщите:
  • Чему научились или что нового узнали (сказать 1 слово).
  • Это пригодится вам в будущем? (покажите жестом).
  • Ваше настроение после занятия какое? (молча постройтесь по росту и настроению).
  • Вы сегодня большие молодцы! Мне было приятно с вами работать. С вашего разрешения я перепишу придуманные вами правила и отдам вашему педагогу. Он их разместит на видном месте, и вы будете стараться их выполнять. Вы будете стараться? (предполагается положительный ответ хором).Спасибо! Попрощаемся, как артисты (поклоном).