Публикации Доклад для выступления на педагогическом совете«Готовность воспитанников подготовительной группы к школьному обучению»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад для выступления на педагогическом совете«Готовность воспитанников подготовительной группы к школьному обучению»
Автор: Антонова Анастасия Павловна

Доклад для выступления на педагогическом совете «Готовность воспитанников подготовительной группы к школьному обучению»Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Все дети шести-семи летнего возраста приходят в школу с огромным желанием учиться. Они уверены, что всё сумеют сделать, что всё у них получится. Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но обязательно чувствует и переживает его: он гордиться, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением,так называемой, «внутренней позиции школьника». В поддержании у старших дошкольников этой позиции большая роль наряду с родителями, на мой взгляд, принадлежит дошкольному образовательному учреждению, т. е. воспитателю. Потому что, уважаемые коллеги, именно наше с вами серьёзное отношение к будущей школьной жизни воспитанников, внимание к их успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка – помогают будущим первоклассникам почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.Ребёнок, поступаюший в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Поэтому первоочередной задачей,на мой взгляд, должно быть всестороннее развитие ребёнка в ходе непосредственно- образовательной деятельности и в процессе игры.Поэтому в начале 2016-2017 учебного года мною был составлен проект работы с детьми подготовительной к школе группы «Золотая рыбка» - «Первый раз в первый класс!». Цель данного проекта – формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению в школе. Основная образовательная область – социализация, интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, здоровье, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество и, конечно же, совместная работа по планам музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию в таких образовательных, как музыка и физическая культура.Основные задачи данного проекта:• создание условий для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;• формирование личностной готовности детей к школе, «внутренней готовности школьника»;• педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.Ожидаемый результат – наличие у детей правильных и чётких представлений и знаний о школьной жизни, эмоционально-положительное отношение к школе.В своём выступлении для примера, я назову некоторые мероприятия данного проекта, которые были проведены в группе в течение года. Так, например, в начале учебного года была проведена диагностическая беседа, направленная на выявление представлений о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы. На родительском собрании была проведена беседа «Ваш ребёнок – будущий первоклассник». На протяжении текущего года непосредственно с детьми проводилась следующая работа:* составление рассказа «Что тебе понравилось в школе?» (после прохождения детьми подготовительных занятий, проходивших на базе общеобразовательных школ)* рисование на тему «Зарисовки о школе»* сюжетно-ролевые игры «Школа», «Магазин «Школьные товары»* дидактическая игра «Кто быстрее соберёт портфель?»* решение ребусов, кроссвордов на тему «Школа»* цикл бесед на школьную тематику* рассказ педагога с показом иллюстраций о школе, учителях и школьных правилах* беседы о школьном режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и т. д.Но, конечно же, основная работа по подготовке детей к школе проводилась в ходе непосредственно-образовательной деятельности. Ребёнку, поступающему в школу, необходимы знания об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о нормах поведения в обществе и т. д.Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать грамоте и математике с самого начала. Но на практике мы видим, что все дети к концу дошкольного детства знают буквы, а большая часть группы вполне уверенно умеют читать, а счётом в пределах установленной программы владеют все без исключения дети.Следует помнить, что решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребёнка, особенности развития его интересов. Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени, вот поэтому в дошкольном возрасте их воспитанию необходимо уделять достаточно внимания. Наибольшие трудности испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объём знаний, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребёнка игровой или житейской ситуацией. Формированию устойчивых познавательных интересов способствуют условия СИСТЕМАТИЧЕСКОГО дошкольного обучения.Уровень развития познавательной деятельности включает в себя определённые качества восприятия и мышления ребёнка. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребёнка во времени и пространстве. Старший дошкольник должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходство и отличие. Ещё одной стороной психического развития, определяющей готовность ребёнка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно и понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или иное явление природы.Подготовка ребёнка к школе включает также формирование элементарных математических навыков и, развитие логического мышления. Все дети группы умеют считать и складывать числа в пределах установленной программы. Дети любят большие числа, некоторые с гордостью демонстрируют умение считать до ста и более, умеют считать десятками. Данные знания они получают от родителей. Но дело в том, что дети нередко заучивают счёт неосознанно, механически, т. е. за названием числа у них нет реального представления о величине этого числа. Такой счёт не развивает мышление ребёнка, а наоборот притупляет его математические способности. Так, например, проводя на занятии по математике математическую разминку, я задала детям вопрос: «Курица стоит на одной ноге и весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на обе ноги?». Вначале дети затруднились с ответом, но когда я продемонстрировала им данную задачу наглядно (вызвала ребёнка, уточнила его вес, затем предложила встать ему на одной ноге, спросила детей, изменился ли вес, а затем предложила вновь встать на обе ноги и вновь уточнила вес). Таким образом, дети пришли к выводу, что вес человека или животного не меняется от количества точек опоры. А я лишний раз убедилась, что дети данной возрастной группы не сразу нашлись с ответом, потому что привыкли пересчитывать конкретные предметы: кубики, мячики, игрушки и т. д.В беседе с учителями начальных классов, я выяснила, что наибольшие трудности у первоклассников возникают при выполнении графических упражнений. Одна из причин данного явления – это недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук. Чтобы данная проблема коснулась моих воспитанников в наименьшей степени, на протяжении всего учебного года большое внимание уделяла укреплению мелкой моторики,выполняя определё нные упражнения: пальчиковую гимнастику, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание верёвочек, вырезывание ножницами и т. д.)Насколько хорошо не был бы подготовлен дошкольник к школе, тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение, поэтому наряду с образовательным процессом необходимо уделять большое внимание и социальной готовности ребёнка к школе, его коммуникативности.Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинить своё поведение законам детских групп. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности, умение преодолевать трудности, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе группы.Важной предпосылкой готовности ребёнка к школе является коммуникативная инициатива – способность ребёнка осознанно организовывать своё взаимодействие с воспитателем, а в дальнейшем и с учителем, например, задать вопрос по существу, спокойно выразить своё несогласие, попросить о помощи или самому предложить помощь.Потребность и умение общаться со сверстниками является необходимым условием успешного обучения в школе. Осознавая важность умения общаться со сверстниками, воспитатель может помочь ребёнку в двух отношениях. Во-первых, коммуникативным навыкам можно обучить на наглядных примерах собственного поведения во взаимодействии с другими людьми, и прежде всего с самим ребёнком. Во-вторых, нужно создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками, - удобное игровое пространство и игрушки.Ответственность за подготовку ребёнка к школе в равной степени с педагогами ложиться и на родителей, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития детей. И поэтому в начале учебного года мною был составлен перспективный план работы с родителями на текущий учебный год. Я назову некоторые мероприятия, например, в начале учебного года с целью распространения педагогических знаний среди родителей, активизации родительского внимания к вопросам жизни ребёнка в детском саду, был оформлен информационный стенд; проведено родительское собрание – с целью знакомства родителей с задачами воспитания детей на учебный год и знакомства с возрастными особенностями детей. В течение года в индивидуальных беседах проводила консультации на темы: «Учимся, играя», цель которых заключалась в активизации педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребёнка в семье, повышение уровня ответственности родителей за успешное обучение ребёнка в школе. Совместно с инструктором по физическому воспитанию был проведён физкультурный досуг, посвящённый Дню защитника Отечества, целью которого было привлечение внимания родителей к вопросам физического воспитания, пропаганда здорового образа жизни. С целью демонстрации творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков, развития эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, работников ДОУ, на протяжении учебного года в группе был проведён целый ряд утренников и развлечений, посвящённых различным праздникам и памятным датам. На протяжении учебного года для родителей был проведё н ряд консультаций на различную тематику: «Драчуны. Как исправить ситуацию?», «Роль отца в воспитании ребёнка», «О воспитании правдивости в детях», «Ребёнок и компьютер» и т. д. – целью которых было вовлечение родителей в педагогическую деятельность, решение проблем воспитания, изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания. Привлечение родителей к украшению группы к празднику Нового года, проведение субботников по благоустройству участка для прогулок – с целью формирования командного духа среди родителей, формировании положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями. И, как итог работы с родителями, проведение родительского собрания с целью подведения итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год.Таким образом, можно сделать вывод, систематическая работа в ходе непосредственно-образовательной деятельности, правильная организация досуга, повышение педагогической грамотности родителей в той или иной области развития и обучения детей даёт вполне положительный результат. Работу по подготовке детей подготовительной к школе группы «Золотая рыбка» можно признать положительной.