Публикации «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.»
Автор: Антонова Анастасия Павловна

ДОКЛАД: «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.»Современное общество требует от человека сосредоточенности и деловитости, способности организовывать свою деятельность с учетом временных рамок. Проблема времени не только – личная проблема отдельного человека, но и научная проблема, которая стала предметом изучения психологии, педагогики. Основные свойства времени, такие как текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм, не повторяемость, длительность. Именно эти характеристики времени, являются определяющими для воспитания и развития ребёнка. Осваивая ценности, дети осваивают время, постигая окружающий их мир, в частности такую категорию как время воспринимают специфическим образом. Основными особенностями восприятия времени являются опосредованность, смешивания временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данной категории, время является наиболее сложной категорией для восприятия и пониманиями детьми дошкольного возраста. У детей наблюдается смешивание временных рамок, и время существует в понятии «сейчас». Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к категориям времени.Развитие временных представлений может быть эффективным, если:- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса математического развития;- будет организованно обучение детей с применением игровых методов в процессе познавательной деятельности;- использовать художественную литературу и живопись как средство, раскрывающее категорию времени в художественном образе.Многие педагоги, ученые изучили вопрос о развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Я.А.Каменский в своей «Великой дидактике» указывал, что в первые шесть лет жизни ребёнка должна быть заложена основа для многих последующих занятий. Определяя содержания этой основы, Я.А.Каменский отметил, что в период так называемой «материнской школы» с ребёнком необходимо пройти первые шаги. Он указал, что обучение дошкольников различению времени должно проводиться в виде бесед родителей с детьми, когда взрослые в понятной форме объясняют, показывают и называют явления окружающего мира. По мнению Ф. Фрёбеля, первые временные представления ребёнок должен усвоить в процессе деятельности в играх и занятиях с дидактическим материалом. М. Монтессори предлагала учить детей понимая слова «до», «после», «реже», «чаще», правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера». К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость об учения малышей «различать предлоги во времени». По его мнению, детям следует объяснять, что для различия времени «мы употребляем дней недели, считаем часы, числа и годы». К.Д. Ушинский предполагал знакомить детей седьмого года жизни с понятиями «сутки», «неделя», «месяц», «год». Он указывал на важную роль чувственного опыта ребёнка и степень овладения им речью.Рисуночный тест «Нарисуй себя в прошлом, настоящим и будущем»Цель - выявить умение ребёнка устанавливать связь между видами времени и собственной жизнью, определить уровень понимания необратимости времени. Ребенку даётся установка нарисовать себя в полный рост в различные временные отрезки. По содержанию рисунка проводится беседа: «Какое время ты изобразил первым (вторым, последним)? Какой ты в это время? Можешь ли ты снова стать младенцем?»Тест – задание «Придумай рассказ о времени и о себе».Цель – определить особенности понятия ребенком вида времени и его текучести, а также место ребёнка в определённом времени.Дети составляют рассказы по просьбе воспитателя о себе в прошедшем, настоящим и будущем времени.Игра – «Чем мы занимались?»Цель – определить способности представлений детей об измерительных приборах и способах их применения.Такие приборы как, часы, секундомер, календарь.Дидактическая игра «Как мы меняемся»Цель – определить уровень понимания ребёнком текучести времени.Детям предложить последовательно расположить карточки с изображениями человека в различные возрастные этапы жизни.Анкетирование родителей.Что, по вашему мнению, должны знать дети дошкольного возраста для ориентировке во времени?Проводите ли вы дома работу с ребёнком по развитию у него временных представлений?Какие формы и средства вы используете для проведения этой работы?Какая методическая помощь вам требуется от педагогов по ознакомлению детей со временем?Анкетирование воспитателей.Что такое время?В каких видах деятельности вы формируете у детей представления о времени?Какие методы и приёмы вы используете для ознакомления детей со временем?Игры «Путешествие в Страну времени»Предложить детям подумать, что они смогут сделать за полчаса.Можно предложить детям «Попутешествовать в тридцати минутах» Чтобы наполнить представление о времени у детей как отрезке его жизни содержанием, конкретными действиями и представлениями о взаимосвязи времени и содержания деятельности использовать художественную и двигательную деятельность. Детям предложить нарисовать за полчаса свою прогулку в осенний лес.Беседа – «Цена времени в нашей жизни»Познакомить детей с такой характеристикой времени, как текучесть, с ценностью времени в жизнедеятельности. В ходе беседы ответить на вопросы: «Что такое день? Какой он бывает? В каких сказках, рассказах вы встречались с этим словом? О чём в них рассказывал день?».Занятие «Время и природа»Цель - формировать у детей способы замера времени, взаимосвязи между природно – временными характеристиками.Данный вид занятия позволит детям высказать свои впечатления о природных явлениях, о событиях. Можно использовать репродукции картин И. Левитана «Ночь. Луна над лесом»В режимных моментах для закрепления полученных знаний можно проводить дидактические, развивающие игры. Использовать произведения фольклора (загадки – шутки), пословицы и поговорки, например: «Время дороже золота», «Делу время, а потехе час». После прогулок утром рисовать услышанное утром, днём или вечером по предложенным темам.Для родителей папка – передвижка «Детям о времени». В родительском уголке поместить консультацию на тему «Развиваем чувство времени» это важнейшее чувство, которое помогает человеку правильно распоряжаться своим временем в течение жизни.Вывод:В современных условиях развития общества особую активность приобретает решение такой проблемы, как развитие временных представлений.В работе по развитию у детей временных представлений средствами художественной литературы и живописи необходимо учитывать особенности восприятия и понимания старшими дошкольниками.Работа по развитию временных представлений должна проводиться не только в процессе НОД, с использованием различных методов и приёмов обучения, но в течение дня в различных режимных моментах.Использование творческих заданий, специальных упражнений, игр, систематическое применение произведений художественной литературы и живописи повлияют на развитие временных представлений у детей.