Публикации Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках истории ( из опыта работы)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках истории ( из опыта работы)
Автор: Давыдова Наталья Владимировна

Давыдова Наталья ВладимировнаФилиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» Ербинская основная общеобразовательная школа №4 ( ФМБОУ « Сорская СОШ №3 с УИОП» Ербинская ООШ №4) Учитель истории Контактный телефон: 89130502885 Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках истории (из опыта работы) / Education of the moral culture of students in history lessons / Н.К.Рерих. Концепции / N.K.Rerikh.ConceptsИстория / HistoryИсторические источники / Historical sourcesПатриотизм / PatriotismНравственная культура / Moral cultureЦенности / Values Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках истории (из опыта работы) Н.К.Рерих писал: «Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? С достоинством вы можете ответить: « Мы хотели бы жить в стране Великой Культуры» [1]. Да, нельзя не согласиться со словами великого ученого, художника, мыслителя, профессора Н.К.Рериха. По его концепции, причиной политических, экономических, экологических и всех других кризисов является кризис духовной Культуры. И только подъем Культуры может укрепить экономику, политику и прекратить военные конфликты. С этим нельзя не согласиться. Сейчас у человечества много глобальных проблем. Но проблема воспитания нашей молодёжи для всех государств и народов должна быть особенно актуальной. И именно формирование нравственной культуры имеет важнейшее значение в процессе воспитания личности. Ведь именно сейчас, когда западный мир всё дальше и дальше уходит от идеалов нравственности и духовной чистоты, особенно остро встаёт задача духовного возрождения нашей нации. И гуманитарный предмет «История», на мой взгляд, обладает большими возможностями для достижения данной цели. Ведь задача истории и состоит в том, чтобы способствовать формированию нравственных качеств ребёнка и его духовной личности в целом. Под нравственным воспитанием мы понимаем систематическое воздействие на личность с возможностью передачи ей существующих в обществе духовных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Большим подспорьем в этом, как мне кажется, является исторический опыт человечества и созданные им духовные ценности. В формировании нравственной культуры школьников мне помогают исторические источники, сказки, легенды, притчи, произведения искусства. Вся эта этическая культура, складывающаяся веками, не может не влиять на формирование духовных идеалов обучающихся и их самовоспитание. На уроках мы всегда путешествуем в изучаемую эпоху. Часто примеряем на себя деяния исторических личностей, стараемся осознать правоту поступка, реформы, решения той или иной личности. Ведь только досконально прочувствовав прошлое, можно добиться глубокого понимания изучаемого периода. Вот идёт урок в шестом классе по истории России. Тема «Начало объединения русских земель вокруг Москвы». И снова мы погружаемся в стародавние времена. Вместе с Дмитрием Донским отправляемся в радонежские леса к святому Сергию. Используя метод погружения, мы видим маленькую келью старца, который, беспрестанно молясь всей душой, чувствовал приближение князя. Выйдя ему навстречу, добрым словом приветствовал его. И насколько было важно для князя Дмитрия в короткой беседе услышать слова, укрепившие его дух перед смертельной битвой. Прощаясь, князь легко вскочил на коня и наклонился проститься с монахом и услышал два тихих, но самых важных слова: «Ты победишь!». Всю битву, 8 сентября 1380 года, Сергий Радонежский, по рассказам других монахов, стоял на коленях в своей тесной келье, молясь за каждого воина. Даже этот фрагментарный этап урока позволяет формировать у обучающихся главные ценности человеческой души, её культуру. Конечно, для того, чтобы воссоздать живую картину прошлого, учитель должен обладать расширенными знаниями. Так, например, в преподавании данной темы мне помогает курсовая работа «Сергий Радонежский – великий старец Руси». Так формируется одно из самых главных чувств - патриотизм, бескорыстная любовь к Родине. Также даю много заданий, ориентированных на нравственный и культурный поиск. Например, «Может ли суровый полководец быть святым?» (в случае с Александром Невским), «Стали бы вы участником восстания на Сенатской площади ?», « На чьей стороне вы бы оказались на гражданской войне: белых или красных?» , «Стали бы вы воздвигать шедевры архитектуры в чужой стране?». Когда ребёнку предоставляется реальная возможность примерить на себя какую-то историческую роль, то это действенно способствует переоценке нравственных ценностей и идеалов. Так, например, изучая исторический документ «Записки датского посла Юста Юля о Петре», мы можем видеть, что личность царя представлена неоднозначной. С одной стороны, конечные цели преобразований осознавались царём частично и цена преобразований была высока. С другой стороны, именно этот документ подчёркивает, насколько высока была роль России в Европе, как ценой петровских реформ страна была возведена в ранг европейской державы. Кроме этого, документ показывает нам, какими специальностями владел Пётр I; что особенно дорого было для датского посланника в его личности. И как уважительно, с каким почтением, выказывал царь послушание старшим по службе лицам, являясь главным корабельным мастером. Так мы видим, что любая личность может помочь в формировании нравственных ценностей и приоритетов у обучающихся. Очень интересной может быть и история названия городов, деревень, улиц на протяжении нескольких веков. Например, почему Сергиев Посад стал Загорском? Почему Ленинград вновь стал Петербургом, а не Петроградом? Кроме этого, при работе с памятниками зодчества и архитектуры, предлагаю применить технологию «Духовный эпицентр». Сущность этого метода сводится к тому, что на уроке мы рассматриваем один памятник через разные промежутки времени на разных исторических отрезках. Это может быть анализ истории Кремля, иконы Казанской Божьей матери, Храма Христа Спасителя, любой архитектурный памятник своего региона. Нравственная ценность и уникальность таких уроков связана с тем, что через эти объекты проходила жизнь тысяч и миллионов людей. Сами эти сооружения и произведения искусства могут стать источником нравственного содержания и поучения. Да, мне очень нравится воспитывать моих учеников историей, формируя их мировоззрение и культурные ценности. При этом важно замечать не только основные этапы развития различных государств, но и каждую судьбу человека в отдельности. При этом необходимо донести до каждого ученика, что опыт прошлого дан нам для созидания и размышления над нашим настоящим и будущим. В своей работе чаще всего использую следующие интерактивные методы обучения, которые считаю наиболее эффективными: - игровая деятельность («Узнай картину», « Кто автор?», « В чье царствование был сооружен этот памятник?», игры в исторических героев, «Адвокат и Прокурор », « Пишем историю сами», технология «Духовный эпицентр», путешествие в прошлое, рыцарские турниры, суды над реформами исторических личностей, инсценирование ситуаций и разыгрывание ролей, игровое проектирование);- дискуссионные (обсуждение, дебаты, презентации, интервью). При этом я осознаю, что главная цель данных методов - научить обучающихся анализировать любое историческое событие, отстаивать свою точку зрения, провести исследовательскую работу и предоставить результат своей работы. В том числе при изучении вопросов культуры. Разнообразными могут быть и результаты проектов: разработанный маршрут экскурсии по городам России или родному краю, стенгазета, социологический опрос, видеоклип. Несомненно, каждый проект способствует повышению уровня культуры общения между детьми, способствует сплочению всего коллектива Во всех технологиях обучения и формирования нравственной культуры на уроках истории имеют место биографии и портреты исторических деятелей, иллюстрации памятников архитектуры и зодчества, картины, красочные слайды, исторические фильмы, видеофрагменты. Если ученик сам готовит презентацию по теме «Культура», он становится исследователем, показывая результат своей творческой работы. Замечательно, что при помощи интернет-ресурсов можно посетить великие музеи мира, совершить виртуальную экскурсию и даже путешествие во времени и пространстве. Важно, что на экзаменах содержатся вопросы по разделу «Культура», делая вопрос преподавания ее особенно актуальным. Но, к сожалению, и в этом я соглашусь со многими коллегами, реальными учителями-практиками, часов на изучение данной темы отводится очень мало. В.Н. Сухомлинский выдвинул идею четырёх культов, на которых должна держаться, по его мнению, школа: культ Родины, культ человека, культ родного слова и культ книги [2]. Присутствие этих стержневых понятий в школе означало, что нравственное воспитание детей было приоритетным. И одним из главных секретов успешной педагогики, на мой взгляд, - воспитание самой личностью учителя. Однозначно, нужно любить то и того, кому преподаёшь. И, конечно, стремиться к постоянному совершенствованию своих духовных качеств, думать, анализировать, сопоставлять, а для этого много читать, делая преподавание по-настоящему интересным. Ведь сколько ты получаешь позитивных эмоций, нескрываемой радости, когда видишь пытливые взгляды учеников, когда, затаив дыхание, они слушают тайны прошлого, когда ты узнаёшь, что кто-то из твоих учеников, воодушевлённый твоими уроками, собрался поступить на исторический факультет. В заключение, хочу вспомнить одну из моих любимых притч о культуре Ш.А. Амонашвили [3]. Учителя, академика, прекрасного человека, с которым жизнь подарила мне несколько встреч. Я училась в Тюменском государственном университете, куда он нередко приезжал читать лекции. С первых минут от его доброго голоса и сияющих глаз по залу разливалось тепло. Все слушали, затаив дыхание…После лекции так хотелось подойти к Учителю, насытиться его мудростью. Но его сразу окружали неутомимые студенты, и с каждым он говорил подолгу, очень уважительно, не прерывая… Культура Два ангела — один молодой, другой постарше — смотрели с Седьмого Неба на Землю и наблюдали за жизнью людей…— Что есть Культура?— Она есть Путь к Богу.— Зачем человеку Путь к Богу?— Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом— Покажи мне Культуру!— Смотри, это столица государства. Там есть музеи, театрыА вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть Храмы. В них люди молятся Богу. Это есть Религия…— Религия, Образование, Наука, Искусство… Всё это Культура?— Да, Культура — она и есть Путь к Богу, — ответил ангел-наставник Но в это время произошло что-то страшное. Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным рёвом над городом провисли ракеты и самолёты, и город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого Неба. Молодой ангел ужаснулся.— Зачем человек взорвал свою Культуру?А ангел-наставник заплакал:— Человек опять сошёл с Пути! Воспитание нравственной культуры - двухсторонний процесс формирования духовного сознания. Поведение нравственно, когда человек продумывает свои действия, выбирает верный путь решения стоящей перед ним проблемы, живет по-совести. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он непрерывен и длителен и часто не имеет мгновенных результатов. Основными критериями высокой культуры человека являются его убеждения, моральные принципы, ценности, поступки по отношению к родным и незнакомым людям. Да, уроки истории имеют огромный нравственный потенциал. Но многое зависит и от личности учителя, от того, есть ли у него богатый багаж знаний и искренняя любовь к детям. Кроме этого, большое значение для воспитания нравственной культуры обучающихся имеет не только содержание, но и организация уроков истории. Деятельность учеников для этого необходимо строить как коллективную. Хочется верить, что сейчас в России наступает время радикальных преобразований в сфере духовной культуры. И именно история , неразрывно связанная с усвоением культуры русского народа , должна служить созданию новой духовной реальности в нашей стране. Список литературы : 1.Рерих Н.К. Сожжение тьмы. Держава света / С.-П.: Азбука. 2011.-288 с. 2.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / Сост. О. В.Сухомлинская – М . : Педагогика 1990. – 288 с . – ( Б – ка учителя ) 3. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. / М.: « Амрита», 2014.-40 с.