Публикации Опыты с воздухом

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыты с воздухом
Автор: Сябро Юлия Юрьевна

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе 4-5 лет на тему:«Опыты с воздухом»МКДОУ д/с 389 г. НовосибирскВоспитатель: Сябро Юлия ЮрьевнаЦель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Задачи: - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;- воспитывать дружеские отношения между детьми.- обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется.- развивать навыки проведения опытов;- воспитывать аккуратность при работе с водой.Обородование:Воздушный  шарик (с нарисованным лицом); нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо; полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне; таз с водой; трубочки; духи; веера по количеству детей; воздушный шарик (сдутый). Ход занятия:Воспитатель: Ребята, а давайте все вместе возьмемся за руки и сделаем большой круг.Собрались все дети в круг. Ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу – улыбнемся.Ребятки, сегодня к нам на занятие прилетел воздушный шарик.  Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте  его историю: воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику? Дети – Да.Воспитатель: - конечно поможем, шарик, не переживай,  мы обязательно тебе постараемся помочь. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать) А кому ещё нужен воздух?Дети: - Рыбам, животным, растениям.Воспитатель: - Правильно, всему живому.Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.Проходите  в лабораторию, не забудьте надеть специальные шапочки - вот теперь мы ученые.Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.Садитесь за столы.Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.Посмотрите на исследовательскую доску.На первой схеме изображен глаз.Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?Да, правильно, - как можно увидеть воздух?Опыт 1. «Поймай воздух».Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух(Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями. Трогайте, чувствуете? Получается?Ответы детей: нетВоспитатель: И у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?Ответы детей: есть.Воспитатель: Хотите, я вас научу ловить воздух?Ответы детей: даВозьмите со столов полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчикеСледующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой?Дети: -  Она сухая.Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду.Опыт 3 «Воздух в человеке»Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (загадочно)Ответы детей: даВоспитатель: Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта.Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду. Что же происходит? Ответы детей: в стакане появились пузырьки.Воспитатель: Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Значит, что?Вывод: внутри нас тоже есть воздух.Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске?Дети: - Нос.Воспитатель: - Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?Опыт 4. «Есть ли запах у воздухаПредложить детям понюхать воздух – не слышно запаха. Дать понюхать детям духи.Вывод: воздух без запаха, но  может передавать чужие запахи.ФизкультминуткаРаздувайся – пузырь. Раздувайся большой. Оставайся такой, да не лопайсяВот и кончилась игра, продолжить опыты пора. Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме?Дети:  - Руки. Воспитатель: - Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.Опыт 5. «Движение воздуха»Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.Возьмите веера и помашите им в лицо.Что вы чувствуете?Дети: - Чувствуем, как воздух движется.Вывод: ветер – это движение воздуха.Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.На какой вопрос мы должны найти ответ?Дети: -  Как услышать воздух?Опыт 6. «Слышим воздух»Воспитатель: У нас на столе есть  шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писквоздух.Вывод: воздух можно услышать разными способами.Воспитатель:Итак, ребята, давайте напомним воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?Вывод 1: Воздух существует!Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.Вывод 3: Воздух без запаха.Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри насВывод 5Воздух можно услышать разными способами.Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.Воспитатель: - Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе. Ему пора возвращаться к себе домой. Он теперь никогда грустить не будет. И еще прилетит к нам в группу на наше занятие.Шарик – До свидания ребята.Наш друг - воздушный шарик, оставил вам в подарок трубочки для проведения в детском саду игры - опыта «Рисование воздухом». С помощью воздуха можно рисовать: надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны.И в садике можно, кто захочет, нарисовать воздушному шарику картины в подарок, чтобы он уже больше никогда не грустил.