Публикации
Этапы современного урока по ФГОС в контексте изучения нового материала
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Этапы современного урока по ФГОС в контексте изучения нового материала
Автор: Давыдова Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Этапы современного урока по ФГОС в контексте изучения нового материала
Автор: Давыдова Наталья Владимировна
Этапы современного урока по ФГОС в контексте изучения нового материала
В системе школьных занятий значительная доля отведена урокам, посвященным овладению новым программным материалом. Структура урока открытия нового знания по ФГОС является очень значимой, поэтому современным педагогам важно не только следовать ей, но и детально проработать план подготовки занятий такого типа.
Этапы урока русского языка, математики по ФГОС, если занятия посвящено открытию новых знаний,остаются неизменными.
Рассмотрим подробнее: как конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания. Какие цели важно выделить, какие этапы нужно соблюсти.
Начало формы
Конец формы
Цели урока открытия нового знания
ВФГОСвыделяют две цели для уроков такого типа:
Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.
Характеристика этапов урока по ФГОС: Открытие нового знания
Каждое занятие строится по определенной схеме. Можно выделить следующие этапы урока по ФГОС :
Мотивацияк учебной деятельности.
Актуализация и пробное действие.
Выявление места и причин затруднения.
Построение проекта ирешение проблемы.
Реализация сформированной модели.
Первичное закрепление с проговариванием вслух.
Самостоятельная работа с самоконтролем.
Включение в систему знаний и повторений.
Рефлексияучебной деятельности на занятии.
Структура урока открытия нового знания
Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на покорение новых вершин. Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:
хочу — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
надо — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
могу — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
Приемы для этапа мотивации:
Психологический тренинг.
Графический диктант.
"Да-нет".
Рифмованное начало урока.
Эпиграф к уроку.
Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
Начало урока с элементами театрализации.
Интеллектуальная разминка.
Прием "Светофор".
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.
Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:
вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.
при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
Приемы для этапа актуализации:
.
Прием "Лови ошибку".
Анализ выполнения домашнего задания.
Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
Мозговой штурм.
Прием "Почини цепочку".
3. Этап выявления места и причины затруднений
Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.
Работа на данном этапе строится следующим образом:
Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они споткнулись —это место затруднения.
Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает —это причина затруднений. Стоит сказать, что самоанализ сопровождает все этапы современного урока (по ФГОС).
Приемы:
Таблица ЗХУ.
Мозговой штурм.
Подводящий диалог.
Прием "Яркое пятно".
Группировка.
Домысливание.
Составление алгоритма.
Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Работа строится так:
Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.
Приемы:
Деловые игры.
Пресс-конференция.
Эксперимент.
Проблемный ряд.
Подводящий диалог.
5. Реализация построенного проекта
Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не
только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.
Приемы:
Вопросы к тексту.
Короткий доклад.
Лови ошибку.
Пресс-конференция.
Проблемный диалог.
Проблемный поиск.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
Приемы:
Вопросы к тексту.
Лови ошибку.
Отсроченная догадка.
Презентация.
Прием "Снежный ком".
Таблица "? + !".
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Приемы:
Щадящий опрос.
Деловые игры.
Прием "Да-нет".
Найди соответствие.
Мини-проекты или мини-исследования.
Диктанты (цифровой, буквенный).
Блиц-контрольные.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
Приемы:
"Найди ошибку".
Тестирование.
Различные виды опросов.
Составлениекроссворда.
Контрольная работа или диктант.
Восстанови текст.
Свои примеры.
8. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:
уже готовоедомашнее заданиес обязательной градацией по степени сложности.
ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На данном этапе ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
Приемы:
Таблица "+ - ?".
Свободный микрофон.
Лестница успеха.
Анкетирование.
Цветотехника.
Цветные поля.
Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.
.