Публикации «Цифровые информационные технологии, как средство развития обучающихся с нарушениями интеллекта»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Цифровые информационные технологии, как средство развития обучающихся с нарушениями интеллекта»
Автор: Вещева Любовь Леонидовна

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области«Специальная (коррекционная) школа № . Ангарска»ДокладНа областное заседание МО классных руководителей «Использование цифровых технологий в работе классного руководителя».Тема: «Цифровые информационные технологии, как средство развития обучающихся с нарушениями интеллекта». Докладчик: Вещева Любовь Леонидовна-классный руководитель Ангарск 2022г.Цифровые информационные технологии, как средство развития обучающихся с нарушениями интеллекта. «Расскажи мне - и я забуду,покажи мне – и я запомню,дай мне действоватьсамому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению.В коррекционной педагогике в частности идет поиск методов и средств, активизирующих познавательный интерес обучающихся. Перед педагогом встает задача вызвать интерес к учебному материалу такими средствами, которые могли бы по силе своего эмоционального воздействия сравниться со средствами массовой информации. Этот факт заставляет серьезно относиться к использованию на уроках информационных технологий, не ломая существующую систему обучения, но включая задачу усовершенствования отдельных ее звеньев.Компьютерные технологии – современный и эффективный способ обучения и развития, который способствует развитию восприятия и ощущения, познавательной деятельности ребенка, побуждает его к активному пополнению знаний об окружающем мире.Ребенок с интеллектуальной недостаточностью  не способен длительное время концентрировать свое внимание на содержание урока. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку тренировать в игровой, привлекательной для него форме, указанные свойства внимания, что позволит ему быть в дальнейшем более усидчивым и сосредоточенным на уроках. Обучающие игровые программы облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии задействуют не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Использование обучающих игровых программ позволяет формировать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями навыки коммуникации и самостоятельной деятельности, что является необходимым условием для дальнейшей социальной адаптации.Как показывает практика использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в коррекционо-развивающей работе оказывает положительное влияние на эмоциональное и мотивационное развитие. В процессе занятий с использованием мультимедиа у детей улучшаются их память и внимание. Обучающиеся с нарушением интеллекта обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно запомнить тот или иной материал, но если только материал является ярким и значимым, то ребёнок непроизвольно обращает на него своё внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передаёт информацию в привлекательной для ребёнка форме, что не только ускоряет запоминание содержания,  но и делает его осмысленным и долговременным.Современные информационные технологии призваны помочь нам ориентироваться в бесконечном потоке информации, и самое главное, экономить драгоценное время. Поэтому любой современный педагог должен владеть компьютерной грамотностью.Освоив ИКТ классный руководитель владеет мощным инструментом, который помогает ему провести интересный классный час, внеклассное мероприятие, проиллюстрировать наглядным материалом любое выступление на семинаре, педагогическом совете, родительском собрании.Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя.
  • Электронная документация классного руководителя.
  • В компьютере создаю банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например:- План воспитательной работы;- Социальный паспорт класса;- Анкеты;- Психолого-педагогические характеристики обучающихся класса;- База данных обучающихся и их родителей.В ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным данным об учениках класса, родителях и их занятости во внеурочное время и т.д. С помощью программы Microsoft Excel  базу данных обучающихся своего класса. Использование такой программы позволяет классному руководителю за короткое время создавать списки учащихся класса с различной информацией по требованию администрации.
  • Диагностирование, анкетирование.
  • Определение уровня личностного роста каждого ученика, целого класса.  В чем преимущества компьютерного варианта  по сравнению только с текстовым представлением информации об уровне личностного роста? Во-первых, это наглядность представления информации, во-вторых, при смене классного руководителя нужно оперативно получить достоверную информацию о каждом ученике. При составлении плана воспитательной работы в классе на следующий учебный год приходится учитывать особенности каждого обучающегося. Представим, что у большинства обучающихся класса такой показатель как доброта, отзывчивость, милосердие низкий. Классный руководитель в этом случае должен акцентировать свое внимание на беседы о нравственности, обсуждению прочитанных книг, просмотренных фильмов, конкретных жизненных ситуаций и т.д. Очень удобная в использовании программа Microsoft Excel, которая позволяет по введенным формулам прямо на глазах подсчитывать средний показатель ученика по разным критериям, средний показатель класса по данному критерию, найти эти значения в процентах и построить диаграммы. Таким образом, мы получаем возможность оперативно получить информацию об обучающихся, прослеживать динамику их развития. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. 3. Внеклассные мероприятия Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления  материала к внеклассным мероприятиям считаю создание мультимедийных презентаций, обучающих видеороликов с использованием анимации.Применение на внеклассных занятиях электронных презентаций, обучающих видеороликов на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития. Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.) способствуют повышению заинтересованности обучающихся к предложенной теме. Создание копилки презентаций, изготовленных самостоятельно для классных часов, мероприятий, что способствует повышению заинтересованности  обучающихся в предложенной теме классного часа и т. д. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски, т.е. определенные материальные затраты. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняю электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время. Так же использую готовые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии и т.д. 4. Ресурсы сети ИнтернетВ организации воспитательной работы я использую ресурсы сети Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки. Использую Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями.Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями: электронная почта, сайт школы. Родители могут пройти тестирование на сайте школы «Удовлетворенность родителей работой ОУ» и т.п. Появилась возможность для классного руководителя как участие в Интернет-конкурсах, фестивалях (например, , ), где классный руководитель может также поделиться своим опытом работы. Размещаю свои разработки на персональном сайте.5. Методическая работа- сопровождение выступления на педсовете, МО;- для проведения семинара или творческого совещания;- для обобщения собственного опыта.6. Взаимодействие с родителямиПри выполнении организационно-координирующей функции классный руководитель устанавливает контакт с родителями обучающихся. Самый распространенный вид работы с семьей это родительские собрания, индивидуальная работа, где часто использую ИКТ, которые так же включают мессенджеры Viber, WhatsApp. Родители с интересом просматривают презентации, видео и фотографии различных мероприятий. Налажена тесная взаимосвязь с каждым родителем.7. Творческая работа с обучающимисяТворческие отчеты в виде презентации, видеороликов о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.Создание фото- и видеоальбома из школьной жизни класса, ежегодное его пополнение. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома. В информационный век использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а необходимостью в работе квалифицированного специалиста.Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с обучающимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями. Практика показала, что при условии систематического использования информационно-компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность коррекционно-развивающей работы значительно повышается. Об эффективности говорят следующие факторы:
  • у детей повысилась мотивация к работе на коррекционно-развивающих занятиях;
  • полученные детьми знания остаются в памяти на более длительный срок и легче восстанавливаются для применения на практике, после повторения
  • прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной деятельности обучающихся.