Публикации Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку
Автор: Сурина Наталья Алексеевна

СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУН. А. Сурина При обучении английскому языку эффективность окружающей образовательной среды имеет решающее значение для достижения поставленных целей и оказывает непосредственное влияние на результативность обучения. В младшем школьном возрасте окружающая образовательная среда должна быть особенно благоприятной в психическом, физическом и эмоциональном плане, чтобы сохранить интерес младшего школьника к изучению нового языка и вызвать интерес и уважение к другим культурам. Целью начального образования является воспитание личности младшего школьника как человека культуры, а целью обучения английскому языку в начальной школе - формирование языковой личности младшего школьника, способной к межкультурному общению на самом элементарном уровне. Под культурной средой при обучении английскому языку мы понимаем все то, что окружает учителя и ученика и что формирует образ личности ученика как субъекта культуры, и его способности к межкультурному общению на английском языке. Культурная среда при обучении английскому языку в начальной школе включает в себя внешние и внутренние компоненты. Внутренний компонент связан с воспитательно-учебным процессом, который находит воплощение в уроке иностранного языка. Это и отбор содержания обучения (реализованное в УМК) и технология его освоения и формы взаимодействия учителя и учащихся между собой.Внешние компоненты связаны с тем, что «окружает» данный воспитательно-учебный процесс: кабинет, другие предметы начальной школы, отношение родителей к английскому языку. В соответствии с целями начального образования, я выделяю следующие функции культурной среды в начальной школе:
  • нравственная - формирование нравственных ценностей у учащихся, необходимых для взаимодействия и взаимопонимания с представителями других культур (патриотизм, осознание себя частью национальной культуры, чувство гордости за свою культуру, уважение к другим культурам, уважение к старшим, трудолюбие, ответственность за процесс и результаты своего труда по овладению английским языком (воспитание);
  • 2) мотивационная - стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению английским языком как средством межкультурного общения (развитие и образование);3) социальная – предполагает помощь маленькому ученику (воспитание); Детская душа и детское восприятие открыто ко всему новому, и в частности, другому языку и другой культуре. У них нет стереотипов или нетерпимости в отношении других культур, которые нужно преодолевать. Культурная образовательная среда на всех уровнях призвана создавать условия для духовного роста младших школьников и развития их интереса к новому языку и к «иному», не такому «как у нас» и на этой основе лучшему осознанию «своего». При организации деятельности учащихся по овладению английским языком важно формировать диалог (и полилог) обычаев и традиций разных культур.В качестве первого способа построения культурной среды, который может использовать учитель, начиная со 2 класса, следует назвать использование проектной технологии, поскольку совместное выполнение детьми проектных заданий, предполагающих создание собственного продукта деятельности, создает ситуации соучастия, развивает их инициативу и творчество, способствует организации доброжелательной атмосферы, благоприятной для их развития. Тематика культурных проектов маленьких учеников определяется изучаемыми темами в рамках УМК, и желательно, чтобы они были связаны с поиском общего в разных культурах и культурных традициях.Второй способ - организация утренников с приглашением родителей и других родственников и посвященных демонстрации успехов младших школьников в освоении нового языка как средства диалога и полилога культур. Организация конкурсов на лучшего чтеца, на лучшего знатока сказочных персонажей и сказок родной и других культур, на лучшего знатока пословиц, поговорок, скороговорок.Проведение выставок творческих работ учащихся.Третий способ- использование в воспитательно-учебном процессе инновационной технологии «Европейский Языковой Портфель», которая формирует качества и способности младшего школьника, необходимые для взаимодействия с представителями других культур и помогает ученику повысить свою мотивацию в изучении неродного языка и осознать ценность межкультурного общения в своем классе, школе, регионе, стране и за ее пределами.Четвертый способ, который можно использовать к концу третьего года начального обучения (4 класс) – это переписка с зарубежными сверстниками как способ опосредованного (письменного) общения с носителями языка.Пятый способ - использование учителем Интернет-технологий (к сожалению, пока не все школы это могут себе позволить), что делает возможным как участие школьников в детских международных проектах, так и организацию прямого общения со сверстниками-носителями языка.Прямое общение может быть заранее подготовленным, а может быть и спонтанным, в зависимости от темы и поставленных задач. Это есть первая (но пока недостижимая для начальной школы) возможность включения реального непосредственного общения на изучаемом языке в обучение английскому языку в начальной школе. Использование аутентичных текстов, аудио и видеоматериалов остается пока наиболее реальным способом погружения детей в иноязычную среду в условиях, когда у школьников нет естественной потребности в использовании иностранного языка.Важно, чтобы эти способы способствовали целостной реализации целей начального языкового образования и, что особенно важно, воссоздавали определенные сегменты культурной среды этого процесса, ориентированного на диалог и полилог различных культур. Завершая, подчеркнем, что при обучении младших школьников английскому языку как средству межкультурного общения, на первый план мы выдвигаем организацию многонациональной культурной образовательной среды, в которой происходит воспитание, обучение и закладываются основы культурного становления личности младшего школьника, и которая оказывает непосредственное воздействие на воспитательно-учебный процесс. Чтобы обеспечивать положительное воздействие на воспитательно-учебный процесс, культурная образовательная среда должна быть устойчивой. Это возможно, если будут учитываться индивидуальные особенности, интересы, склонности каждого ученика, его право на выбор и ответственность в той или иной ситуации учения и обучения. Это возможно, если личностно-ориентированный подход будет принят всеми учителями как основная стратегия обновления начальной школы.