Публикации
Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования
Автор: Альбина Автаховна Хурматуллина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования
Автор: Альбина Автаховна Хурматуллина
Хурматуллина А.А.
педагог дополнительного образования
МАУДО Дом детства и юношества
Г. Златоуст, Челябинская область
Проектная деятельность в условиях учреждения дополнительного образования.
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос функционирования в условиях учреждения дополнительного образования вокально-инструментального ансамбля.
Ключевые слова: вокально-инструментальный ансамбль, инструменты, репертуар, коллективная форма работы.
Сейчас активно говорят о введении в образовательный процесс инновационных технологий (ТРИЗ, ролевые игры, мозговой штурм, метод проектов и.т.д) не только в общеобразовательных учреждениях, но в учреждениях дополнительного образования детей. Одна из основных педагогических технологий является учебное проектирование, который включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных творческих тем, и позволяет он эффективно организовать учебно- воспитательский процесс в учебных заведениях.
Выделим основные составляющие и характерные особенности творческого проекта:Но предварительно хочется ещё раз подчеркнуть, что мы вкладываем в понятие проект и чем он отличается от, например, изготовления какого-либо конкретного изделия. Для того, что бы разобраться в этом, обратимся к словарю. Проект (лат. projectus - брошенный вперед) имеет в словаре несколько трактовок:
технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, и т.д.;
предварительный текст какого-либо документа;
план, замысел.
Все эти варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели и плана. Слово проектировать в словаре имеет следующий смысл:
составлять проект;
предполагать сделать что-либо, намечать план.
Если следовать логике всех этих определений, проектами в нашей жизни может являться практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт; а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей. Но нас интересуют, конечно же, в первую очередь учебные проекты.
Основные требования, которые предъявляются к учебным проектам:
Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;
Целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся;
Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.
Учебный проект предусматривает определение потребностей людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, а также оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров. Учебный проект – это самостоятельная работа учащихся интеллектуально-творческого характера, выполненная под руководством педагога.
В процессе обучения учащиеся выполняют прикладные проекты. Выбираются различные направления для проведения исследований, благодаря которым учащиеся получают:
сведения об изделии из других областей знаний;
сведения о наличии материалов и инструментов, их свойствах и доступности; способах производства;
сведения о потребностях конкретного человека;
сведения о материальных затратах и др.
Главной целью проекта для педагога, является контроль знаний и умений учащихся в выполнении творческого проекта, что позволяет развивать творческое начало и формировать у учащихся интеллектуальные и общетрудовые знания и умения, развитие индивидуальных способностей и самореализация личности ребенка на основе формирования интереса к научно – техническому творчеству в процессе обучения.
Актуальностьсоздания творческого проекта обусловлена:
во-первых, социально - экономической потребностью и заказом государства в обучении, воспитании и развитии интеллектуальных и творческих способностей подрастающего поколения. А творческий проект сегодня это технология развития творческого мышления, которое определяется активным воображением, умением оценить выдвинутую идею средствами логики и способностью к решению задач из любой области деятельности.
во-вторых, говоря о будущем, необходимо признать, что процветание в стране будет зависеть не только от владения информацией и технологиями, а от творчества, направленного на преобразование имеющихся и рождение новых идей и концепций. Здесь необходимо отметить устойчивую потребность предприятий Санкт - Петербурга в талантливых инженерно – технических специалистах. В решении этой задачи может помочь навык владения проектной деятельностью.
Новизнаданной работы состоит в подходе к проектированию на основе технологии коллективных творческих дел. Это способствует переходу от репродуктивных форм обучения к творческим формам обучения и формированию информационно-коммуникативных умений, таких как: умение работать в команде, взаимодействие с другими людьми, ведение дискуссий, защита своей точки зрения и др. В образовательном процессе в органичном единстве у обучающихся формируется системно-диалектическое мышление, навыки самостоятельной и коллективной творческой деятельности, элементы технологической и проектной культуры, как важные составляющие культуры современного человека.
Ведущие идеи:целенаправленное формирование элементов технологической и проектной культуры через использование метода проектов ;
изобретательский подход к решению любых видов заданий через организацию практической работы;
возможность максимального развития интеллектуальных и творческих способностей каждого обучающегося через интерактивные формы работы на занятиях;
ориентация детей на успех - как гарантия их успешности в дальнейшей жизни, через участие в КТД, конкурсах, олимпиадах, выставках различного уровня;
создание единого образовательного пространства для формирования личности ребёнка: дополнительное образование детей – семья – школа – социальная среда.
Тема творческого проекта может быть выбрана учащимися по любому разделу планирования образовательной программы: выбор должен быть целесообразным, например конструирование предметов домашнего интерьера, игрушек, сувениров, т.е. иметь практическую значимость.
Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей. Учащиеся под руководством педагога выполняют творческие проекты в четыре этапа:
Подготовительный этап:
постановка проблемы и обоснование её;
Определение знаний, умений и навыков для выполнения проекта
Составление плана работы для реализации проекта
Определение материальных и финансовых затрат необходимых для выполнения проекта
Конструкторский этап:
Обсуждение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и выбор оптимального
Сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам
Разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта труда
Разработка соответствующей технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов
Распределение обязанностей при наличии групповых и коллективных проектов.
Технологический этап:
Выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна, текущий контроль и корректировка его деятельности педагогом
Соблюдение техники безопасности
Заключительный этап:
Самооценка качества выполнения работы.
Проектирование широко применяется в образовательном процессе учащихся творческого объединения Вологодское кружево прикладного отдела ДДТ Красносельского района и основывается на деятельности, которая развивает личностно ориентированный подход в обучении. Все проекты групповые. Они объединяют учащихся и каждый член группы стремиться обогатить своих товарищей тем, чем богат сам: знаниями, умениями, интересами, что приводит к успеху. Учащиеся творческого объединения были созданы ряд учебных проектов в области кружевоплетения на коклюшках и неоднократно становились победителями и призерами в районных и городских олимпиадах по технологии.
Для выполнения ряда творческих проектов учащихся творческого объединения Вологодское кружево прикладного отдела ДДТ Красносельского района применили знания и умения по кружевоплетению, знания по краеведению, провели исследовательские работы по истории и настоящему данного промысла, освоили приёмы плетения на коклюшках; составления технического рисунка инаучились применять свои знания в своих творческих работах посвященных достопримечательностям Санкт- Петербурга(К 300 –летию Санкт-Петербурга: Спас на крови, Дворцовый мост;Часовня в честь иконы Божей матери; и др. , а также выполнили ряд учебных проектов по теме Русское кружево в народных костюмах и современной жизни.Таким образом, мы подвели некоторые итоги работы по теме, над которой работает наша творческая группа педагогов. Мы поделились с вами промежуточным результатом, так как работа наша продолжается!
педагог дополнительного образования
МАУДО Дом детства и юношества
Г. Златоуст, Челябинская область
Проектная деятельность в условиях учреждения дополнительного образования.
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос функционирования в условиях учреждения дополнительного образования вокально-инструментального ансамбля.
Ключевые слова: вокально-инструментальный ансамбль, инструменты, репертуар, коллективная форма работы.
Сейчас активно говорят о введении в образовательный процесс инновационных технологий (ТРИЗ, ролевые игры, мозговой штурм, метод проектов и.т.д) не только в общеобразовательных учреждениях, но в учреждениях дополнительного образования детей. Одна из основных педагогических технологий является учебное проектирование, который включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных творческих тем, и позволяет он эффективно организовать учебно- воспитательский процесс в учебных заведениях.
Выделим основные составляющие и характерные особенности творческого проекта:Но предварительно хочется ещё раз подчеркнуть, что мы вкладываем в понятие проект и чем он отличается от, например, изготовления какого-либо конкретного изделия. Для того, что бы разобраться в этом, обратимся к словарю. Проект (лат. projectus - брошенный вперед) имеет в словаре несколько трактовок:
технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, и т.д.;
предварительный текст какого-либо документа;
план, замысел.
Все эти варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели и плана. Слово проектировать в словаре имеет следующий смысл:
составлять проект;
предполагать сделать что-либо, намечать план.
Если следовать логике всех этих определений, проектами в нашей жизни может являться практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт; а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей. Но нас интересуют, конечно же, в первую очередь учебные проекты.
Основные требования, которые предъявляются к учебным проектам:
Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;
Целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся;
Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.
Учебный проект предусматривает определение потребностей людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, а также оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров. Учебный проект – это самостоятельная работа учащихся интеллектуально-творческого характера, выполненная под руководством педагога.
В процессе обучения учащиеся выполняют прикладные проекты. Выбираются различные направления для проведения исследований, благодаря которым учащиеся получают:
сведения об изделии из других областей знаний;
сведения о наличии материалов и инструментов, их свойствах и доступности; способах производства;
сведения о потребностях конкретного человека;
сведения о материальных затратах и др.
Главной целью проекта для педагога, является контроль знаний и умений учащихся в выполнении творческого проекта, что позволяет развивать творческое начало и формировать у учащихся интеллектуальные и общетрудовые знания и умения, развитие индивидуальных способностей и самореализация личности ребенка на основе формирования интереса к научно – техническому творчеству в процессе обучения.
Актуальностьсоздания творческого проекта обусловлена:
во-первых, социально - экономической потребностью и заказом государства в обучении, воспитании и развитии интеллектуальных и творческих способностей подрастающего поколения. А творческий проект сегодня это технология развития творческого мышления, которое определяется активным воображением, умением оценить выдвинутую идею средствами логики и способностью к решению задач из любой области деятельности.
во-вторых, говоря о будущем, необходимо признать, что процветание в стране будет зависеть не только от владения информацией и технологиями, а от творчества, направленного на преобразование имеющихся и рождение новых идей и концепций. Здесь необходимо отметить устойчивую потребность предприятий Санкт - Петербурга в талантливых инженерно – технических специалистах. В решении этой задачи может помочь навык владения проектной деятельностью.
Новизнаданной работы состоит в подходе к проектированию на основе технологии коллективных творческих дел. Это способствует переходу от репродуктивных форм обучения к творческим формам обучения и формированию информационно-коммуникативных умений, таких как: умение работать в команде, взаимодействие с другими людьми, ведение дискуссий, защита своей точки зрения и др. В образовательном процессе в органичном единстве у обучающихся формируется системно-диалектическое мышление, навыки самостоятельной и коллективной творческой деятельности, элементы технологической и проектной культуры, как важные составляющие культуры современного человека.
Ведущие идеи:целенаправленное формирование элементов технологической и проектной культуры через использование метода проектов ;
изобретательский подход к решению любых видов заданий через организацию практической работы;
возможность максимального развития интеллектуальных и творческих способностей каждого обучающегося через интерактивные формы работы на занятиях;
ориентация детей на успех - как гарантия их успешности в дальнейшей жизни, через участие в КТД, конкурсах, олимпиадах, выставках различного уровня;
создание единого образовательного пространства для формирования личности ребёнка: дополнительное образование детей – семья – школа – социальная среда.
Тема творческого проекта может быть выбрана учащимися по любому разделу планирования образовательной программы: выбор должен быть целесообразным, например конструирование предметов домашнего интерьера, игрушек, сувениров, т.е. иметь практическую значимость.
Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей. Учащиеся под руководством педагога выполняют творческие проекты в четыре этапа:
Подготовительный этап:
постановка проблемы и обоснование её;
Определение знаний, умений и навыков для выполнения проекта
Составление плана работы для реализации проекта
Определение материальных и финансовых затрат необходимых для выполнения проекта
Конструкторский этап:
Обсуждение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и выбор оптимального
Сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам
Разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта труда
Разработка соответствующей технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов
Распределение обязанностей при наличии групповых и коллективных проектов.
Технологический этап:
Выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна, текущий контроль и корректировка его деятельности педагогом
Соблюдение техники безопасности
Заключительный этап:
Самооценка качества выполнения работы.
Проектирование широко применяется в образовательном процессе учащихся творческого объединения Вологодское кружево прикладного отдела ДДТ Красносельского района и основывается на деятельности, которая развивает личностно ориентированный подход в обучении. Все проекты групповые. Они объединяют учащихся и каждый член группы стремиться обогатить своих товарищей тем, чем богат сам: знаниями, умениями, интересами, что приводит к успеху. Учащиеся творческого объединения были созданы ряд учебных проектов в области кружевоплетения на коклюшках и неоднократно становились победителями и призерами в районных и городских олимпиадах по технологии.
Для выполнения ряда творческих проектов учащихся творческого объединения Вологодское кружево прикладного отдела ДДТ Красносельского района применили знания и умения по кружевоплетению, знания по краеведению, провели исследовательские работы по истории и настоящему данного промысла, освоили приёмы плетения на коклюшках; составления технического рисунка инаучились применять свои знания в своих творческих работах посвященных достопримечательностям Санкт- Петербурга(К 300 –летию Санкт-Петербурга: Спас на крови, Дворцовый мост;Часовня в честь иконы Божей матери; и др. , а также выполнили ряд учебных проектов по теме Русское кружево в народных костюмах и современной жизни.Таким образом, мы подвели некоторые итоги работы по теме, над которой работает наша творческая группа педагогов. Мы поделились с вами промежуточным результатом, так как работа наша продолжается!