Публикации Воспитательная работа педагога дополнительного образования как средство сохранности контингента обучающихся в объединении.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитательная работа педагога дополнительного образования как средство сохранности контингента обучающихся в объединении.
Автор: Анна Саттаровна Джораева

Воспитательная работа педагога дополнительного образования как средство сохранности контингента обучающихся в объединении.
Джораева А.С.
Педагог дополнительного образования
Наиболее актуальной проблемой каждого учреждения дополнительного образования является сохранность контингента детского объединения. Зачастую к середине года часть обучающиеся покидают детское объединение. Возможной причиной является отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе. Но не смотря на данный фактор для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые условия:
вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников, осуществляется им добровольно.
Методы работы детского объединения могут, при необходимости могут варьироваться, ведь именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.
Условно названные аспекты могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива.
Более глобальным решающим моментом является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.
Ведь именно руководитель объединения для ребенка это в первую очередь профессионал, который является образцом в выбранном им виде творческой деятельности. Во-вторых, педагог, который способен помочь обучающемуся стать самостоятельным творческим человеком, и именно он и является воспитателем который может повлиять на формирование личности ребенка
В каждом творческом объединении имеются неформальные лидеры детского коллектива, который могут способствовать социальному становлению каждого его члена.
Педагог в свою очередь может оказывать влияние на формирование и развитие детского коллектива в объединении через создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым.
Активность педагога может содействовать для создания ситуации успеха для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом. При помощи различных форм интерактивной массовой воспитательной работой, каждый воспитанник может приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях. Способствовать укреплению дружеской атмосферы в объединение может создание органов детского самоуправления, которые способны реально влиять насодержание его деятельности.
Используя педагогические приемы, каждому педагог дополнительного образования может ускорить процесс формирования детского коллектива.
Начать эту работу необходимо уже с первых занятий. Когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того чтобы это реально произошло, недостаточно ограничиться обычной перекличкой, а следует провести небольшую игру – знакомство, во время которой каждый из присутствующих расскажет всем немного себе.
Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть Устав детского объединения). Такие правила,обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.
Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом может традиционно используемый ритуал – посвящение в члены детского объединения, в ходе которого новичку вручат значок, галстук или эмблему детского объединения, познакомят его с летописью. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива разучит девиз и гимн коллективного творчества ребят.
Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т.к. именно для всех поручениебудет выполняться. В качестветаких несложныхпоручений могут рассматриваться, например,проверка готовности ребят к занятию (наличие необходимых инструментов и материалов и др.), раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка кабинета к учебному занятию и т.д.
Очень сплачивают коллектив различные формы выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т.д. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех.
Еще одним способом объединения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм воспитательных мероприятий. Для сплочения ребят, не важно,будет ли это день рождения коллектива или посещение театра. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.
Одним из критериев профессионализма педагога является умелая организация педагогической деятельности по развитию творческих способностей, индивидуальности детей с помощью игры.
Игра как деятельность по овладению умением уметьпомогает ребенку овладеть конкретными умениями и навыками, и общими правилами поведения, формирует способность к восприятию нового, неожиданного, развивает способность к адекватному эмоциональному реагированию.
Все перечисленные особенности делают дополнительное образование привлекательным для детей, позволяют ребенку найти сферу самореализации и удовлетворения своих интересов и потребностей.
Список используемой литературы:
Буданова Г.П. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей. // ПроДОД. 03.2020.
Воронов В. Разнообразные формы воспитательной работы. Воспитание школьников, 2001 г. №6.
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993
Планирование воспитательной работы (под редакцией Е.Н.Степанова), М. 2001 г.
Интернет-ресурсы: