Публикации
Формирование любви и уважения к истории России, своего родного края средствами туризма и краеведения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование любви и уважения к истории России, своего родного края средствами туризма и краеведения
Автор: Герлинская Ирина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование любви и уважения к истории России, своего родного края средствами туризма и краеведения
Автор: Герлинская Ирина Васильевна
Формирование любви и уважения к истории России, своего родного края средствами туризма и краеведения
Герлинская Ирина Васильевна, педагог-организатор,
Самойленко Мария Валерьевна, методист,
Самойленко Виталий Юрьевич, педагог
дополнительного образования
МБУ ДО Центр детского и юношеского туризма и экскурсий
В статье показана система работы в Старооскольском городском округе по формированию у обучающихся интереса к истории своего родного края и России средствами туризма и краеведения: походы, экскурсии, экспедиции, массовые мероприятия, работа объединений по интересам, создание сети школьных музеев.
Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма - он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. Для успешного воспитания патриота и гражданина своего Отечества необходима организация целенаправленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведений о своем крае.
В Старооскольском городском округе создана целая система работы по формированию у обучающихся интереса к истории своего родного края и России, и не просто интереса, а познавательной деятельности. Организует, проводит и курирует эту работу МБУ ДО Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.
Система работы основана на концепции туристско-краеведческой деятельности А.А. Остапца-Свешникова, которая предполагает освоение окружающего мира средствами туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся спирали: от своей семьи, дома – к родному краю и другим регионам отечества; от созерцания-ознакомления – к научному исследованию действительности, а также воспитание на традициях, истории, культуре и природе своей Родины.
В Старооскольском городском округе реализация этой системы заключается в создании сети школьных музеев, поисково-исследовательской деятельности, активном участии обучающихся в походах, экскурсиях, экспедициях, проведении массовых туристско-краеведческих мероприятий, деятельности научного общества и объединений разного профиля.
В ЦДЮТиЭ формирование интереса к краеведению начинается с включения обучающихся в образовательный процесс по 23 дополнительным общеразвивающим программам туристско-краеведческой, естественнонаучной и физкультурно-спортивной направленностей. Краеведческие темы являются обязательным компонентом любой программы, реализуемой в Центре. 30% обучающихся Центра занимаются краеведческой исследовательской деятельностью в рамках научного общества Дюна.
Краеведение в системе наук занимает исключительное место. По словам Д.С. Лихачева, краеведение придает местности, не имеющей "авторского происхождения", историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаем. Преобразуется ландшафт, если мы знаем, какие события в нем происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались.
Так юные краеведы объединения Поиск во главе с И.Н. Чекановым внесли свою лепту в создание материалов для присвоения нашего городу почетного звания города воинской славы. Они по крупицам восстановили историю формирования и проследили боевой путь 267-й стрелковой дивизии. Этот материал вошел в сборник Бессмертного мужества огонь. Под руководством Е.А. Андрусенко обучающимися были проанализированы неопубликованные ранее архивные документы, свидетельствующие о боевых действиях в июне-июле 1942 года на территории Поосколья.
Дополнительное образование отличается своей практико-ориентированной направленностью. Дети включаются в деятельность, в процессе которой они могут и должны научиться извлекать знания.
Традиционно дополнительное образование ориентировано на личностные потребности и нацелено на стимулирование мотивов к образованию, а не на отбор более способных и предрасположенных к предметному обучению. Особенность этой системы в том, что не ребенок должен адаптироваться к имеющимся образовательным условиям, а условия дополнительного образования проектируются с ориентацией на индивидуальность человека. Поэтому дополнительное образование с полным правом называется открытым, неформализованным, способным быстро и мобильно реагировать на изменения в социальной среде, разнообразие потребностей и мотивов социума, способности детей.
Это образование творческое, потому что извлечение знаний – процесс поисковый, развивающий. В нем на первый план выходит проблема отношений, и решается она в интересах ребенка, его семьи и педагога. Дополнительное образование является сферой инновационной, где нет жесткой регламентации, но есть простор для инициативы, поиска новых методов и технологий.
В ЦДЮТиЭ большое внимание уделяется организации и проведению походов, экскурсий. Участие в них предполагает предварительное изучение маршрута и, как правило, стимулирует желание воочию увидеть то, о чём узнал из литературы, понаблюдать самому. В походе ребёнок приучается видеть материальный мир в целом, не разделяя на объекты изучения отдельных наук. Выполняя краеведческие задания, проводя поисковую работу в походах, экспедициях, на экскурсиях, ребенок не просто пополняет свои знания, а включается в сложный мир человеческих отношений, выполняет различные социальные роли, и чем богаче окружающий мир ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность.
Участие в походах расширяет кругозор ребят, знакомит с историей и культурой страны, прививает навыки самообслуживания, приучает к систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. Жизнь на свежем воздухе, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка закаляют ребят. В совместном труде и походах рождается взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Все это делает туризм не только приятным видом активного отдыха, но и могучим средством воспитания. Наши обучающиеся совершают степенные и категорийные пешеходные, горные, водные, лыжные, велосипедные и спелеопоходы по Белгородской области, Кавказу, Крыму, Карелии, Кольскому полуострову. В горном походе на Эльбрус под руководством мастера спорта по туризму Семендяевой Е.В. они водрузили вымпелы и флаг Белгородской области на высоте 5642 м над уровнем моря. В 2022 году обучающиеся Центра представляли команду Белгородской области на Всероссийском туристском слете в Кемеровской области и заняли 2 место.
Большую роль в формировании интереса к истории, воспитании морально-нравственных качеств личности ребенка играют школьные музеи. В Старооскольском округе насчитывается 65 школьных музея разных профилей. Центр туризма курирует работу всех школьных музеев: проводит паспортизацию, смотры, конкурсы, консультирует руководителей, обучает детский актив.
Для любого человека рассуждения на тему патриотизма являются абстрактными до тех пор, пока он не соприкоснется с конкретными документами, письмами, дневниками, подлинными предметами, не встретится с людьми, не услышит их рассказов. Тогда история из учебника оживает, становится понятной, способствует сопереживанию.
В едином образовательном пространстве современной школы музей играет роль центра краеведческих знаний и поисково-исследовательской работы, способствует процессу сохранения социальной информации через эмоциональное воздействие музейного предмета, что позволяет закрепить в сознании ребенка сложившиеся традиции в их исторической последовательности. Он оживляет и наполняет конкретными людьми, событиями, фактами историю нашей страны, области, района, делает ее более доходчивой, зримой, осязаемой и увлекательной, превращает занятия в яркие и запоминающиеся события, способные пробудить интерес, любовь к родной земле, пониманию исторического опыта.
Мы можем долго говорить о подвигах и сражениях на уроках, но только в ходе экскурсии, и желательно хорошем рассказе экскурсовода, возможно погружение в историю, эмоциональное сопереживание. Подлинные предметы, треугольники писем с фронта, фотографии, музыкальное сопровождение, исторические реконструкции заставляют задержать внимание, задуматься, понять и, возможно, переосмыслить свое восприятие исторического прошлого.
Центр туризма проводит многочисленные массовые туристско-краеведческие мероприятия, способствующие формированию интереса к истории, культуре и природе своего края: слеты знатоков родной природы и родного города, географов-краеведов, музееведов, соревнования по туризму и ориентированию, конкурсы походов, путешествий, учебно-тематических экскурсий и т.д. Ежегодно в мероприятиях Центра участвует более 17 тысяч детей.
Включаясь в краеведческие игровые конкурсы, педагоги вместе с детьми встают на дорогу поиска знаний, открытия новых тайн, интересных неожиданных встреч с историей, культурой и замечательными людьми родного края. Положительной стороной игрового краеведения является и то, что для многих участие в таких мероприятиях становится верным ориентиром, в каком направлении двигаться дальше в познании родного края. Многие, благодаря участию в краеведческих играх-конкурсах включаются в серьезную исследовательскую деятельность, защищают свои работы на конференциях различного уровня.
Туристско-краеведческая деятельность обучающихся – это комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в процессе занятий туризмом и краеведением. Туристско-краеведческая деятельность имеет все возможности ненавязчиво, методично, используя право выбора детей, не просто воспитать патриота, но и закрепить чувство патриотизма активными действиями на благо своего Отечества.
Герлинская Ирина Васильевна, педагог-организатор,
Самойленко Мария Валерьевна, методист,
Самойленко Виталий Юрьевич, педагог
дополнительного образования
МБУ ДО Центр детского и юношеского туризма и экскурсий
В статье показана система работы в Старооскольском городском округе по формированию у обучающихся интереса к истории своего родного края и России средствами туризма и краеведения: походы, экскурсии, экспедиции, массовые мероприятия, работа объединений по интересам, создание сети школьных музеев.
Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма - он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. Для успешного воспитания патриота и гражданина своего Отечества необходима организация целенаправленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведений о своем крае.
В Старооскольском городском округе создана целая система работы по формированию у обучающихся интереса к истории своего родного края и России, и не просто интереса, а познавательной деятельности. Организует, проводит и курирует эту работу МБУ ДО Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.
Система работы основана на концепции туристско-краеведческой деятельности А.А. Остапца-Свешникова, которая предполагает освоение окружающего мира средствами туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся спирали: от своей семьи, дома – к родному краю и другим регионам отечества; от созерцания-ознакомления – к научному исследованию действительности, а также воспитание на традициях, истории, культуре и природе своей Родины.
В Старооскольском городском округе реализация этой системы заключается в создании сети школьных музеев, поисково-исследовательской деятельности, активном участии обучающихся в походах, экскурсиях, экспедициях, проведении массовых туристско-краеведческих мероприятий, деятельности научного общества и объединений разного профиля.
В ЦДЮТиЭ формирование интереса к краеведению начинается с включения обучающихся в образовательный процесс по 23 дополнительным общеразвивающим программам туристско-краеведческой, естественнонаучной и физкультурно-спортивной направленностей. Краеведческие темы являются обязательным компонентом любой программы, реализуемой в Центре. 30% обучающихся Центра занимаются краеведческой исследовательской деятельностью в рамках научного общества Дюна.
Краеведение в системе наук занимает исключительное место. По словам Д.С. Лихачева, краеведение придает местности, не имеющей "авторского происхождения", историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаем. Преобразуется ландшафт, если мы знаем, какие события в нем происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались.
Так юные краеведы объединения Поиск во главе с И.Н. Чекановым внесли свою лепту в создание материалов для присвоения нашего городу почетного звания города воинской славы. Они по крупицам восстановили историю формирования и проследили боевой путь 267-й стрелковой дивизии. Этот материал вошел в сборник Бессмертного мужества огонь. Под руководством Е.А. Андрусенко обучающимися были проанализированы неопубликованные ранее архивные документы, свидетельствующие о боевых действиях в июне-июле 1942 года на территории Поосколья.
Дополнительное образование отличается своей практико-ориентированной направленностью. Дети включаются в деятельность, в процессе которой они могут и должны научиться извлекать знания.
Традиционно дополнительное образование ориентировано на личностные потребности и нацелено на стимулирование мотивов к образованию, а не на отбор более способных и предрасположенных к предметному обучению. Особенность этой системы в том, что не ребенок должен адаптироваться к имеющимся образовательным условиям, а условия дополнительного образования проектируются с ориентацией на индивидуальность человека. Поэтому дополнительное образование с полным правом называется открытым, неформализованным, способным быстро и мобильно реагировать на изменения в социальной среде, разнообразие потребностей и мотивов социума, способности детей.
Это образование творческое, потому что извлечение знаний – процесс поисковый, развивающий. В нем на первый план выходит проблема отношений, и решается она в интересах ребенка, его семьи и педагога. Дополнительное образование является сферой инновационной, где нет жесткой регламентации, но есть простор для инициативы, поиска новых методов и технологий.
В ЦДЮТиЭ большое внимание уделяется организации и проведению походов, экскурсий. Участие в них предполагает предварительное изучение маршрута и, как правило, стимулирует желание воочию увидеть то, о чём узнал из литературы, понаблюдать самому. В походе ребёнок приучается видеть материальный мир в целом, не разделяя на объекты изучения отдельных наук. Выполняя краеведческие задания, проводя поисковую работу в походах, экспедициях, на экскурсиях, ребенок не просто пополняет свои знания, а включается в сложный мир человеческих отношений, выполняет различные социальные роли, и чем богаче окружающий мир ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность.
Участие в походах расширяет кругозор ребят, знакомит с историей и культурой страны, прививает навыки самообслуживания, приучает к систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. Жизнь на свежем воздухе, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка закаляют ребят. В совместном труде и походах рождается взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Все это делает туризм не только приятным видом активного отдыха, но и могучим средством воспитания. Наши обучающиеся совершают степенные и категорийные пешеходные, горные, водные, лыжные, велосипедные и спелеопоходы по Белгородской области, Кавказу, Крыму, Карелии, Кольскому полуострову. В горном походе на Эльбрус под руководством мастера спорта по туризму Семендяевой Е.В. они водрузили вымпелы и флаг Белгородской области на высоте 5642 м над уровнем моря. В 2022 году обучающиеся Центра представляли команду Белгородской области на Всероссийском туристском слете в Кемеровской области и заняли 2 место.
Большую роль в формировании интереса к истории, воспитании морально-нравственных качеств личности ребенка играют школьные музеи. В Старооскольском округе насчитывается 65 школьных музея разных профилей. Центр туризма курирует работу всех школьных музеев: проводит паспортизацию, смотры, конкурсы, консультирует руководителей, обучает детский актив.
Для любого человека рассуждения на тему патриотизма являются абстрактными до тех пор, пока он не соприкоснется с конкретными документами, письмами, дневниками, подлинными предметами, не встретится с людьми, не услышит их рассказов. Тогда история из учебника оживает, становится понятной, способствует сопереживанию.
В едином образовательном пространстве современной школы музей играет роль центра краеведческих знаний и поисково-исследовательской работы, способствует процессу сохранения социальной информации через эмоциональное воздействие музейного предмета, что позволяет закрепить в сознании ребенка сложившиеся традиции в их исторической последовательности. Он оживляет и наполняет конкретными людьми, событиями, фактами историю нашей страны, области, района, делает ее более доходчивой, зримой, осязаемой и увлекательной, превращает занятия в яркие и запоминающиеся события, способные пробудить интерес, любовь к родной земле, пониманию исторического опыта.
Мы можем долго говорить о подвигах и сражениях на уроках, но только в ходе экскурсии, и желательно хорошем рассказе экскурсовода, возможно погружение в историю, эмоциональное сопереживание. Подлинные предметы, треугольники писем с фронта, фотографии, музыкальное сопровождение, исторические реконструкции заставляют задержать внимание, задуматься, понять и, возможно, переосмыслить свое восприятие исторического прошлого.
Центр туризма проводит многочисленные массовые туристско-краеведческие мероприятия, способствующие формированию интереса к истории, культуре и природе своего края: слеты знатоков родной природы и родного города, географов-краеведов, музееведов, соревнования по туризму и ориентированию, конкурсы походов, путешествий, учебно-тематических экскурсий и т.д. Ежегодно в мероприятиях Центра участвует более 17 тысяч детей.
Включаясь в краеведческие игровые конкурсы, педагоги вместе с детьми встают на дорогу поиска знаний, открытия новых тайн, интересных неожиданных встреч с историей, культурой и замечательными людьми родного края. Положительной стороной игрового краеведения является и то, что для многих участие в таких мероприятиях становится верным ориентиром, в каком направлении двигаться дальше в познании родного края. Многие, благодаря участию в краеведческих играх-конкурсах включаются в серьезную исследовательскую деятельность, защищают свои работы на конференциях различного уровня.
Туристско-краеведческая деятельность обучающихся – это комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в процессе занятий туризмом и краеведением. Туристско-краеведческая деятельность имеет все возможности ненавязчиво, методично, используя право выбора детей, не просто воспитать патриота, но и закрепить чувство патриотизма активными действиями на благо своего Отечества.