Публикации
"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Автор: Покидько Ирина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Автор: Покидько Ирина Васильевна
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка.В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка.И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.Актуальность выбранной мной темы определена следующими проблемами:1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.4. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Задачи в работе с детьми:Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками. Развивать творчество, фантазию. Активизировать детей при выборе тематики. Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели. Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке. Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:а) опыт художественных впечатлений образов искусства;б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.Нетрадиционные техники – толчок к развитию воображения. В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества.Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.Я считаю, что необходимо основываться на целенаправленном педагогическом руководстве развития творческой активности детей в процессе рисования нетрадиционными техниками. Нужно исходить из того, что творческий труд должен быть положительно мотивирован, не нести в себе отрицательных эмоций и переживаний. Он базируется на внутренней потребности ребенка в деятельностном познании и созидательном отображении предметов и явлений окружающей действительности. В соответствии с этим с детьми старшего дошкольного возраста была проведена предварительная работа по формированию мотивационной готовности к предстоящей творческой деятельности.Обучение детей в основном строилось на использовании вербальных методов и приемов обучения с проблемно-поисковой и прогностической направленностью. С детьми проводились беседы, читались и анализировались стихотворения, рассказы, создавались проблемные ситуации, позволяющие ребенку самостоятельно, творчески подойти к правильному осознанию и разрешению возникшего противоречия.Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.При формировании у детей мотивационной готовности к художественно-творческой деятельности были реализованы следующие педагогические условия:1.Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию детского творчества в процессе рисования нетрадиционными техниками.2.Создание атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом: проявление педагогом доброжелательности к детям, создание атмосферы сотрудничества в процессе рисования, отказ от резкой критики и отрицательных оценок творческой деятельности ребенка; поощрение педагогом высказывания и реализации детьми оригинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию, самовыражению; учет и формирование в художественно-творческой деятельности продуктивного мышления каждого из детей. В исследовании я также учитывала, что система основных знаний и представлений является важнейшей предпосылкой, условием успешного осуществления творческой трудовой деятельности. В связи с этим дошкольникам сначала сообщались необходимые знания, которые затем закреплялись и переводились в практический план.Свою творческую активность дети в полной мере могут проявить на занятиях в кружке «Радуга». Мной были разработаны занятия в кружке, охватывающие разнообразные виды нетрадиционных техник рисования. (приложение № 4).Реализация когнитивного компонента творческой активности обеспечивалась соблюдением системы мер:рациональным соотношением объяснительно-иллюстративных и исследовательских, эвристических методов обучения; расширением кругозора детей за счет самостоятельного, творческого использования ими различных источников информации (книга, компьютер, телевизор, слово воспитателя и т.д.); контролем усвоения сообщаемых дошкольникам знаний на каждом из этапов проводимых занятий; использованием тренинговых заданий, направленных на повторение, закрепление ранее изученного материала; приоритетным использованием интегративных принципов освоения предлагаемого содержания (интеграция с художественной литературой, игровой, театрализованной и др. видами детской деятельности); переносом усвоенных знаний и представлений, способов деятельности в творческий ручной труд. При формировании данного компонента творческой активности я старалась уйти от сообщения детям знаний в готовом виде за счет привлечения их к самостоятельному, инициативному поиску информации. Этому способствовало решение дошкольниками «открытых» (дивергентных) задач, предполагающих возможность поиска и нахождения нескольких правильных ответов. К дивергентным задачам относится отгадывание загадок, нахождение сходств и отличий между предметами, определение эксцентрических возможностей использования хорошо знакомого предмета, установление взаимосвязей между видовой принадлежностью материала и его особенностями в процессе проведения совместных с педагогом элементарных опытов-экспериментов и пр. Главное, что необходимо помнить при организации работы по решению дошкольниками задач «открытого» типа: следует предоставить ребенку возможность для поиска «правильного» решения. В случае возникновения затруднения ему нужно дать дополнительное время для размышления, лишь косвенно поддерживая интерес к возникшей проблеме.Детям предлагалось выполнить такие задания, как «Что общего между...?», «Где это можно применить,..?», «На что это похоже?», «Хорошо - плохо» и другие.Работа по развитию практико-ориентированного компонента творческой активности предполагала обучение детей технологиям и приемам работы с основными, доступными данному возрасту инструментами и приспособлениями (ножницы, карандаш, линейка, кисть, стека), материалами (ткань, нити, картон, бумага различных сортов и видов), вариантами отделки готового изделия (раскрашивание, аппликация и др.).Основными методами и приемами, используемыми при формировании у дошкольников данного компонента творческой активности, были: эвристическая беседа; инструктаж с пропущенным действием; тренировочные упражнения на креативное применение умений; решение дивергентных задач, проблемно- практических ситуаций; вариативные задания на поиск рациональных способов действия; экспериментирование с художественными материалами и способами их обработки; выполнение интегративных творческих работ, их анализ и оценка; игровые задания с креативной динамикой, мозговой штурм при проектировании замысла.Место, роль, характер использования отдельных методов существенно менялся. Так, на начальном этапе приобщения дошкольников к творческой трудовой деятельности большое значение придавалось использованию развернутых объяснений, повторению с целью закрепления нового материала. На этапе самостоятельного применения имеющихся знаний, умений и навыков в практических обстоятельствах использовались вариативные творческие работы и задания.В процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, работ творческого характера дошкольникам давалась установка на выражение ими индивидуальности, самобытности, инициативы, свободы выбора. Для этого детям предъявлялись вопросы поискового характера, такие как: «Подумай, как выполнить данную работу, с чего ты начнешь?», «Какими инструментами будешь работать?», «Какие материалы и в каком количестве тебе понадобятся?», «Что можно предпринять, чтобы работа получилась неповторимой, оригинальной?», «Из какого еще материала можно изготовить это изделие, как его лучше оформить?» и т.д.Одним из основных условий развития творческой активности на занятиях кружка «Радуга» являлось создание ситуаций незавершенности, ориентирующих детей на поиск наибольшего количества конструктивных решений игровых проблемных ситуаций. Выполняя работу, дошкольники не получали готовых рецептов по воссозданию конкретного образа, повторению заранее заданной педагогом последовательности операций. Детям объяснялись только общие принципы работы, а способ решения поставленной задачи они находили сами. С этой целью широко использовался прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали. Детям были предложены задания оживить листик дерева, ватную палочку, трубочку и т.п. Данные задания были особенно популярны у старших дошкольников, так как позволяли им на одной основе создавать самые разные художественные образы.Постепенно дошкольники подводились от выполнения заданий по образцу к заданиям творческого характера, по собственному замыслу.Хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной теме и рассказать о некоторых нетрадиционных техниках рисования.Рисование пальчикамио Возраст: от 2 лето Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет,о Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.о Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смываетсяРисование ладошкойо Возраст: от 2 лето Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.о Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. о Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге.Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.Оттиск пробкойо Возраст: от 3 лето Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.о Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложенаштемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельнойподушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.Оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)о Возраст: от 3 лето Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.о Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложенаштемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.о Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.Оттиск смятой бумагойо Возраст: от 4 лето Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.о Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложенаштемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.о Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. Восковые мелки + акварельо Возраст: от 4 лето Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.о Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.о Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.Свеча + акварельо Возраст: от 4 лето Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.о Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.о Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затемзакрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечойостаётся белым.Печать по трафаретуо Возраст: от 5 лето Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.о Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложенаштемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.о Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.Монотипия предметнаяо Возраст: от 5 лето Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.о Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.о Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)о Возраст: от 5 лето Средства выразительности: линия, штрих, контраст. о Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.о Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.Кляксография обычнаяо Возраст: от 5 лето Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.о Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.Кляксография с трубочкойо Возраст: от 5 лето Средства выразительности: пятно.о Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)о Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.Кляксография с ниточкойо Возраст: от 5 лето Средства выразительности: пятно.о Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.о Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.Набрызго Возраст: от 5 лето Средства выразительности: точка, фактура.о Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см) о Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.Акварельные мелкио Возраст: от 5 лето Средства выразительности: пятно, цвет, линия.о Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.о Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачиваетсяТычкованиео Возраст: от 5 лето Средства выразительности: фактура, объём.о Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2x2 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.о Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.Цветной граттажо Возраст: от 6 лето Средства выразительности: линия, штрих, цвет.о Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.о Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.Монотипия пейзажнаяо Возраст: от 6 лето Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.о Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.о Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.Занятия по рисованию нетрадиционными техниками каксредство развития творческих способностейОпыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)». Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.Данный проект размещен на сайте МБДОУ №175 в разделе проекты. Фоторепортаж можно посмотреть в разделе фотоальбомы.Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Работу предпочтительней проводить с группой 20-25 человек. Социальный статус значения не имеет.Результаты проектаРезультатом работы над проектом явилось повышение творческого потенциала дошкольников. Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские рукописные книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер. Воспитанники – активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества. Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия нетрадиционными техниками именно в дошкольном возрасте. Поэтому в своей работе я обращаюсь к этим видам детского изобразительного творчества. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.Эффективность разработанной методики была оценена на контрольном этапе (использовались те же задания, что и на этапе констатации см. приложение 1.)Было установлено, что большинство детей теперь характеризуется высоким (57%) и средним (31%) уровнями развития творческой активности, низкий уровень составляет лишь 2%Результаты констатирующего этапа представлены в приложении № 2.Результаты контрольного этапа представлены в приложении № 3.Перспективность нетрадиционных техник рисования в детском садуНа сегодняшний день активно обращается внимание на новые направления художественного воспитания детей дошкольного возраста – изонить, декупаж, которые дают широкий простор детскому творчеству. Реализация этих направлений требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.При развитии творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования ставятся следующие задачи:1. развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей; 2. развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; 3. привлекать детей к работе с разнообразными материалами;4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца;5. Обучение детей элементам дизайн-деятельности. 6. Повысить уровень компетентности родит