Публикации Внеурочное мероприятие "Химия в автомобиле"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочное мероприятие "Химия в автомобиле"
Автор: Тешева Марияна Борисовна

Кабардино-Балкарская Республика
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж
Рассмотрено на заседании ЦМК
Математических и естественнонаучных дисциплин
Проток №____ от ___ _______20__г.
Председатель ______________ /З.Ш.Шогенова/
МАТЕРИАЛЫ
внеурочного мероприятия
Химия в автомобиле
Методическая проблема: Формирование внутренней мотивации студентов и активизация их познавательной деятельности через различные формы и методы работы
Автор-составитель: преподаватель химии М.Б. Тешева
Нальчик, 2022 г.
Содержание.
Стр.
Пояснительная записка……………………………………………………..…3
Ход конкурса………………………………………………………………..…4-6
Технологическая карта конкурса Химия в автомобиле ……………..… 7-8
Литература………………………………………………………………….... 9
Приложение 1………………………………………………………………….10
Приложение 2………………………………………………………………….11
Приложение 3………………………………………………………………….12
Приложение 4………………………………………………………………….13
Приложение 5………………………………………………………………….14
Пояснительная записка.
Не секрет, что активная работа обучающихся на учебном занятии– залог успешного обучения. Познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и другие методы, с помощью которых обучающиеся вовлекаются в процесс познания. Одним из вариантов повышения познавательной активности является проведение внеклассных мероприятий.
Цель: показать значение химических знаний в будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
активизировать учебную деятельность по предмету Химия;
стимулировать чувство борьбы и ответственности за коллектив.
способствовать эффективной работе в команде, терпимом общении с товарищами.
На проведение конкурса отводится 40 минут.
Форма организации внеурочной деятельности – групповая.
Конкурс состоит из 4 этапов: викторина, сплавы, марки автомобилей, буриме. Конкурсные задания имеют прикладной и занимательный характер. При выполнении конкурсных заданий учащиеся опираются на знания в области химии или своего жизненного опыта.
Обеспечение конкурса:
Раздаточный материал: таблица Д.И. Менделеева, карточки с заданиями, знаки химических элементов, карточки- светофоры, автожетоны.
За ходом конкурса следит жюри из числа учащихся в количестве 2 человека.
Условия конкурса. За каждый правильный ответ команда получает авто-жетон. Объявление промежуточных итогов проводится после каждого этапа. Команда, набравшая большее количество авто-жетонов является победителем.
Ход конкурса.
1. Организационный момент. Вступительное слово.
1.1. Приветствие жюри и участников конкурса.
1.2. Чтение стихотворения.
Есть много замечательных наук,
Важны они для нас, конечно, все.
Без химии мы б жили как без рук,
Царицы всем наукам на земле.
Весь мир большой -
От А до Я,
Земля и небо, ты и я
Автомобиль и порошок,
Соль, сода и песок,
И солнца свет и блеск луны
В науке той заключены.
1.3. Сообщение целей и задач конкурса.
1.4. Представление жюри.
По ходу конкурса жюри ведет протокол (приложение 1).
1.5. Сообщение условий конкурса.
За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает 1автожетон. Победителем является та команда, которая набрала наибольшее количество жетонов.
2. Приветствие команд.
Команды придумывают названия на автомобильную тематику.
3. Конкурсные задания.
3.1. Викторина Большие гонки
Ведущий задает вопрос, команда, поднявшая первой карточку -светофор, имеет право ответа, если ответ не верный, право ответа переходит к другой команде. За правильный ответ 1 жетон.
Вопросы:
Какая кислота содержится в аккумуляторе автомобиля? (Серная).
Непредельный углеводород, основной компонент резины. (Каучук)
При какой скорости движения автомобиля происходит минимальное количество выбросов вредных веществ. (60 км/ч)
Немецкий изобретатель, чье имя носит двигатель внутреннего сгорания. (Дизель)
Какой электрохимический процесс протекает на поверхности автомобиля, при нарушении защитных слоев. (Коррозия)
Физическая величина, которую измеряет спидометр автомобиля. (Скорость)
Из какого продукта переработки нефти получают смазочные масла? (Мазут)
Какие вещества используются в качестве базовых жидкостей при производстве тосола (Спирты, этиленгликоль, пропиленгликоль).
Какой тяжёлый металл содержится в этилированном бензине? (Свинец)
Материал, полученный в результате вулканизации каучука. (Резина)
Смесь, каких органических веществ содержит бензин? (Углеводороды)
Из какого металла изготовлены электроды в автомобильном аккумуляторе. (Свинец)
Продукт нефтепереработки, необходимый для заправки КАМАЗа, трактора и джипа? (Солярка, дизельное топливо)
Каков состав газовой смеси для газовых двигателей? (пропан- бутан, метан)
Автомобиль, двигатель которого расположен не спереди, как обычно, а сзади и охлаждается не водой, а воздухом. ( Запорожец)
Газ без цвета и запаха, образующийся при неполном сгорании углерода в двигателях внутреннего сгорания. (Угарный газ)
Каким газом заполнены автомобильные фары, если их свет голубой. (Ксенон)
Показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива (способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии) для двигателей внутреннего сгорания. (Октановое число).
Из какого полимера изготовлен бампер и панель приборов в автомобиле Лада Приора. (Полипропилен).
Химические препараты, необходимые для ухода за автомобилем. (Автохимия)
3. 2. Сплавы.
Установить соответствие между названием сплава и его химическим составом. Время выполнения 2 мин. Работы передаются для проверки членам жюри. За каждый правильный ответ 1 жетон.
Сталь 1. Медь + олово
Бронза 2. Железо + углерод (менее 2%)
Латунь 3. Медь + никель
Чугун 4. Железо + углерод (более 2%)
Мельхиор 5. Медь + цинк
3.3. Марки автомобилей.
Собрать марки автомобилей из условных обозначений названий химических элементов и указать их название. Время выполнения 15 минут. Работы передаются для проверки членам жюри. Задание оценивается в 2 жетона (за одну собранную марку автомобиля 1 жетон плюс 1 жетон за название химических элементов).
1) Fiat – фтор, йод астат
2) Subaru – сера, уран, барий, рутений
3) Infiniti- йод, азот, фтор, йод, никель, титан
4) Bentli – бериллий, азот, талий, йод
5) Icarus – йод, кальций, рутений, сера
6) Seat – селен, астат
3.4. Буриме.
Составить четверостишие по готовым рифмам. За четверостишие команда получает 3 балла.
Машины……………….ряд
……………………….гудят.
или (на усмотрение ведущего)
………………..……………педаль,
……………………………. даль!
4. Подведение итогов. Поздравление победителей.
Технологическая карта конкурса Химия в автомобиле
№ п/п
Этапы
занятия
Время (мин)
Содержание этапа
Формы, методы,
средства обучения
Предполагаемый результат
1
2
3
4
5
6
1
Организационный момент.
Вступительное слово
5 мин.
1.Взаимное приветствие преподавателя, членов жюри и обучающихся.
2. Педагог читает стихотворение.
3. Сообщение целей и задач конкурса.
4. Представление жюри
5. Сообщение условий конкурса
Фронтальная.
Живое слово педагога.
Средства наглядности: ЭП слайд 1.
Положительная эмоциональная атмосфера
Готовность команд к выполнению конкурсных заданий.
2.
Приветствие команд
3 мин
Команды придумывают названия на автомобильную тематику и хором по очереди их называют
Жюри записывают названия команд в протокол
Групповая.
Протокол (приложение 1)
креативное мышление Пробуждение интереса обучающихся к конкурсу
3.
Конкурсные задания
3.1
Викторина Большие гонки
10 мин
Ведущий задает вопросы, обучающиеся отвечают,
Жюри фиксирует в протоколе правильные ответы
Слово жюри. Подведение итогов 1 этапа
Фронтальная
Живое слово ведущего.
ЭП. слайд 2
протокол
Активная мыслительная деятельность
Появление чувства борьбы и ответственности за коллектив
3.2.
Сплавы
2 мин
Установить соответствие между названием сплавов и их составом
Работа жюри. Проверка работы команды. Подсчет количества баллов.
Групповая
Раздаточный материал: Сплавы (приложение 2)
ЭП. слайд 3
Активная мыслительная и познавательная деятельность
3.3.
Марки автомобилей
15 мин
Обучающиеся составляют марки автомобилей из символов химических элементов
Работа жюри. Проверка работы команды. Подсчет количества баллов.
Групповая
Раздаточный материал: ПС Д.И. Менделеева,
символы химических элементов (приложение 3)
ЭП. слайд 4
Усиление активной и познавательной деятельности.
Получение удовольствия от умственного труда
3.4.
Буриме
5 мин
Составление четверостишия по заданным рифмам
Работа жюри. Подсчет баллов.
Раздаточный материал: рифмы (приложение 4)
Слайд 5
Творческая активность
4.
Подведение итогов
5 мин
Слово жюри.
Объявление победителя.
Благодарность всем участникам конкурса
протокол
Положительные впечатления от конкурса.
Литература.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты / Пер. с нем., 2-е изд. – Л.: Химия, 1985.
Куликова Е.Л. Вечера занимательной химии. М. :Просвящение, 1996
Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1978. – 176 с
Приложение 1
Протокол конкурса Химия в автомобиле

п.п.
Этапы конкурса
Группы и названия команд
1.
Большие гонки
2.
Сплавы
3.
Марки автомобилей
4.
Буриме
5.
ИТОГО
6.
Победители и призеры
(места)
Жюри:
Ф.И.О.
1.___________________________________________________
2.___________________________________________________
3.___________________________________________________
Приложение 2.
Сплавы.
Задание: Установить соответствие между названием сплава и его химическим составом. Время выполнения 2 мин. За каждый правильный ответ 1 жетон.
Сталь 1. Медь + олово
Бронза 2. Железо + углерод (менее 2%)
Латунь 3. Медь + никель
Чугун 4. Железо + углерод (более 2%)
Мельхиор 5. Медь + цинк
Сплавы.
Задание: Установить соответствие между названием сплава и его химическим составом. Время выполнения 2 мин. За каждый правильный ответ 1 жетон.
Сталь 1. Медь + олово
Бронза 2. Железо + углерод (менее 2%)
Латунь 3. Медь + никель
Чугун 4. Железо + углерод (более 2%)
Мельхиор 5. Медь + цинк
Сплавы.
Задание: Установить соответствие между названием сплава и его химическим составом. Время выполнения 2 мин. За каждый правильный ответ 1 жетон.
Сталь 1. Медь + олово
Бронза 2. Железо + углерод (менее 2%)
Латунь 3. Медь + никель
Чугун 4. Железо + углерод (более 2%)
Мельхиор 5. Медь + цинк
Приложение 3.
Символы химических элементов
(разрезной материал)
S
S
S
S
О
О
At
At
At
N
N
I
I
I
I
I
I
At
N
N
N
Ni
I
I
I
Ba
Ba
N
N
Ni
Ni
F
F
F
Ba
Ba
N
N
Ni
Ti
Ti
Ti
Ru
Ru
Ru
U
U
U
Al
Al
Al
P
P
P
Ti
Ti
Ti
Se
Se
Se
In
In
In
Ca
Ca
Ca
Tl
Tl
In
Li
Li
Li
H
H
H
H
H
H
Tl
Tl
Tl
C
C
C
Na
Na
Na
Be
Be
Be
Приложение 4
Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева
Приложение 5.
Рифмы.
Задание: Составить четверостишие, используя рифмы.
Машины……………….ряд
……………………….гудят.
Задание: Составить четверостишие, используя рифмы.
Машины……………….ряд
……………………….гудят.
Задание: Составить четверостишие, используя рифмы.
Машины……………….ряд
……………………….гудят.
HYPER13PAGE HYPER15
2