Публикации Роль среды образовательного учреждения среднего профессионального образования в процессе профессионального становления обучающихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль среды образовательного учреждения среднего профессионального образования в процессе профессионального становления обучающихся
Автор: Бояринцева Ляйля Кямилевна

Роль среды образовательного учреждения среднего профессионального образования в процессе профессионального становления обучающихсяКутуева Л.Кпреподаватель ГБПОУ НТОТСовременные социальные процессы, формируют две, на первый взгляд, противоположные тенденции:с однойстороны, стремление людей к самостоятельности и независимости от общества, а с другой стремление общества к усилению своего влияния на формирование человека. Процесс становления личности в изменяющемся обществе характеризуются переплетением данных тенденций и усилением тех компонентов, которые способны их интегрировать.Одним из таких компонентов выступает социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. «Социальная ориентация, т. определение места в социальной структуре, определяется, в основном, через ориентацию профессиональную–определение места в профессионально структуре общества».Социально-профессиональнаяориентацияявляетсявпервую очередь социально-педагогической проблемой, предполагающей выявление задатков, склонностей, способностей, развитие интересов в процессе поиска своего места в обществе. Проблема профессиональной ориентации школьников поднималась неоднократно. Но заслуживает внимания и такой аспект данной проблемы как профессиональная ориентация той части учащейся молодежи, которая, на первый взгляд, уже сделала свой выбор. В первую очередь речь идет о студентах техникумов.Многие из них, в силу разных причин, к каковым можно отнести низкий уровень общего образования, ограниченность финансовых возможностей и тому подобное, сделали свой выбор, основываясь скорее на принципе доступности данного вида образования, чем ориентируясь на свои желания. Следствием этого является отсутствие стремления к овладению профессией, и низкий уровень квалификации на выходе. Преодоление этой проблемы возможно через изменение отношения молодого человека к той профессии, которой он обучается. Для этого необходимо, что бы в сознании подростка образ того будущего, которого он хотел бы достичь, оказался бы неразрывно и напрямую связан с этой профессией.Информация о получаемой профессии и о перспективах, связанных с ее освоением, до обучающихся педагогами, безусловно, доводится. Но превращение этой информации в часть мировоззрения молодого человека, разделение им профессиональной культуры гораздо более сложная, но необходимая задача. Формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом, называется интериоризацией. Это является психологической основой воспитания профессионала, и, следовательно, основной задачей воспитательной работы в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.Положительноповлиятьнапроцессинтериоризацииспособнасреда образовательного учреждения. Проблема влияния среды на развитие личности не нова для педагогики. Значение среды в воспитании признавали А.С. Макаренко, М.М. Пистрак, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский и др. Большой вклад в разработку теории педагогической среды внесли Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори, Д. Дьюи, С.Т. Шацкий. В последние годы интерес исследователей к феномену средызаметно возрос. Появилась концепция средового подхода в воспитании, т. способа организации среды и оптимизации ее влияния на личность школьника, автором которой является Ю.С. Мануйлов.Создание средыс определеннымипараметрамив образовательном учреждении, подготавливающем специалистов в той или иной области, возможно на основе концепции будущего. Молодой человек, пришедший учиться в образовательное учреждение, должен в самом начале обучения самостоятельно определить свое идеальное будущее. Педагоги должны ему в этом помочь. Таким образом, ученик сам формирует для себя Концепцию будущего (КБ) и план работы над собой. Концепция будущего должна представлять собой систему намерений, ценностей, понятий, взглядов,руководящихидей и ведущихзамыслов, описывающих будущее идеальное состояние объекта управления и среды его существования, а также пути, методы и средства продвижения к этому состоянию.Образ будущего для подростка это представление об образе жизни, какой ему хотелось бы вести в будущем. Сложность такой категории, как «образ жизни» обуславливает возможность ее анализа и выделения составляющих ее элементов.В структуре КБ можно выделить отдельные области или направления. Для их изучения можно использовать уже существующее понятие - «образ реального результата» (ОРР).Результат - это то, чего достигает человек в процессе своей деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, а также значимость его деятельности. Исследования российских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план.Таким образом, приоритетные цели воспитательной работы можно сформулировать таким образом:1. Формирование у обучающихся четкого образа своего желаемого будущего(КБ) на начальном этапе обучения.2. Формирование в ОУ среды, способствующей реализации концепций будущего обучающихся.Таким образом, можно сформулировать цепь задач, стоящих перед педагогическим коллективом:
  • Мониторинг стихий существующих в студенческом и педагогическом коллективах.
  • Выбор стихий, существование которых в состоянии обеспечить желаемый результат, то есть сформирует среду с нужными нам параметрами.
  • Выбор и созданиениш, способных влиять на стихии уже существующие в студенческом коллективе и формировать (при необходимости) те которые необходимы для достижения желаемого результата.
  • Решение этих задач представляетсобой комплексмероприятий направленных на решение каждой из вышеуказанных задач.