Публикации Методическая разработка "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка
Автор: Шеховцева Татьяна Сергеевна

Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы
Подготовила Шеховцева Т.С.
Современное развитие российского государства и общества определяет значимые проблемы в воспитании молодого поколения. В настоящее время существует социальная заявка государства на воспитание инициативного человека, здорового, трудолюбивого и нравственного, патриота собственного Отечества, отважного, с активной жизненной и профессиональной позицией, почитающего права и свободы личности, традиции и устои других людей.
Произошедшие в России изменения, вызванные разными социальными, политическими и экономическими потрясениями привели к частичной деградации сложившейся системы патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность. Патриотизм – одно из неоднозначных понятий современной науки и политической практики. Он имеет сложную эмоциональную окраску, выражает высшие чувства к Отечеству, которые в ряде случаев имеют националистический характер.
Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова патриотизм призваны, в первую очередь, образовательные учреждения, так как детство и юность – это самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Перед нами, филологами, проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания стоит особо остро, ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Работа над формированием патриотизма проводится как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Объем работы различен и зависит от общей подготовки учащихся , специфики программного материала, возрастных особенностей, но все-таки можно выделить круг основных задач, направленных на патриотическое воспитание:
Формирование у детей любви и преданности к родине
Развитие любви и уважения к своему народу, национальной культуре и традициям
Воспитание любви к русскому языку как к родному языку и языку межнационального общения
Воспитание любви и бережного отношения к родной природе и своей малой родине
Формирование у учащихся трудиться на благо родины и защищать ее
Развитие у школьников настойчивости в преодолении учебных трудностей как шагу к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношения к тем или иным событиям.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. В 5-6 классах важно заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы,
сформировать устойчивую потребность в чтении.
Формы работы:
отбор произведений для литературного чтения и заучивания наизусть;
Чтение и обсуждение тематики произведений;
Определение ключевых слов и понятий.
В 5-м классе изучается устное народное творчество, которое содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки. Раздел Древнерусская литература знакомит ребят с Повестью временных лет, в которой мы видим отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости.
Огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Героические страницы нашей истории изучаются в стихотворении М. Лермонтов Бородино. Учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о том, какой ценой добывается слава родины.
Высокие патриотические чувства, всенародный патриотический подъем передают и басни. Например, в основе басни Крылова Волк на псарне лежит конкретный исторический факт – попытки Наполеона вступить с Кутузовым в переговоры о заключении мира. В результате анализа произведения пятиклассники определяют мораль – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи ждет участь Волка: С Волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. И тут же выпустил на Волка гончих стаю… вместе с Ловчим, мудрым и опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым хитрым и коварным врагом.
В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 кл.) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей в борьбе за родную землю. Их подвиг вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, отстаивание ее чести и независимости.
В 9 – 11 классе большие возможности принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.
С собой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова (На Волге), И.А. Бунина (Косцы), В.П. Астафьева(Васюткино озеро), М.М. Пришвина (Кладовая солнца) и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока ,С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализи осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета ,освещения, звука, формы.Часто на уроках русского языка и литературы обращаемся к описанию родной природы, которая привлекала и привлекает поэтов и писателей своей скромной простотой. Во вступительном слове сообщаю о том, что в ней нет показной пышности, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта означает веру в народ и его возможности. Мы видим, что в пробуждении чувства Родины самый верный помощник литература.
Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование.
Русский язык, как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность : привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей , воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей используется различный материал : упражнения , диктанты, изложения, сочинения и.т.д. Дидактический материал должен быть наглядным и доступным. Поэтому я привлекаю и самих учащихся к сбору материала на патриотические темы: мы составляем тематические тексты, подбираем художественные и публицистические тексты, это всё используется в дальнейшем на уроках при составлении предложений и написании сочинений, изложений.
В процессе проведения обучающих диктантов, изложений учащимся можно предложить определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях и чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность.
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые используются при изучении различных тем:
Тире между подлежащим и сказуемым: Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Прилагательные полные и краткие: Своя земля и в горести мила. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Степени сравнения прилагательных: родина краше солнца, дороже золота.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Настраивать учащихся на то, что любовь к родине проявляется и в умелом обращении с языком. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка.
- Употребление этикетных слов в различных речевых ситуациях.
-Устранение ошибок в употреблении разных частей речи.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять саамы различные задания: Знакомство со словарными статьями, посвященными словам патриотизм, родина, героизм, отвага, доблесть, мужество. На основе просчитанного ребятам предлагается написать сочинение на тему: Что значит быть патриотом?, Истинный и ложный патриотизм и т.д. Таким образом, с помощью совершенствования и развития языка поднимается не только уровень культуры, но и накапливается богатство добрых отношений между людьми, укрепляются нравственные устои жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль уроков русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.