Публикации
Работа над музыкальным образом (конспект урока в классе аккордеона)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над музыкальным образом (конспект урока в классе аккордеона)
Автор: Туркова Елена Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над музыкальным образом (конспект урока в классе аккордеона)
Автор: Туркова Елена Викторовна
Работа над музыкальным образом
(конспекты уроков в классе аккордеона)
Введение
Индивидуальные занятия по классу аккордеона предполагают развитие музыкально - творческих способностей учащихся, возрастная категория которых 6 - 15 лет. На уроках для меня важно использовать комплексный подход: одновременно развивать слух, чувство ритма, умение читать с листа, работать над музыкальными образами. Так же большое значение я уделяю выбору репертуара, который должен соответствовать индивидуальным возможностям и способностям ученика. Уроки специальности должны быть источником радости, восторга и удивления от познания нового. Ведь именно в процессе занятий ученик познаёт музыку во всём её многообразии, у него формируются навыки и привычка трудиться, воспитываются воля и чувства, развивается мышление. В последнее время интерес к владению таким инструментом как аккордеон повысился, опять становится модным исполнение народных песен, романсов. Пропаганда национальной культуры, народных традиций и праздников, а также проведение всевозможных конкурсов баянистов и аккордеонистов, которые демонстрируются на телевидении и в средствах массовой информации, всё это способствует поддержанию интереса молодёжи к игре на народных инструментах.
1.Основная часть
1.1.Характеристика ученика
Урок проходит с учащимся 5 класса ДШИ № 2 г. Артёма Ч. Елисеем, возраст 11 лет.
Начинал своё обучение на эстетическом отделении, где познакомился с инструментом и выбрал аккордеон как предмет по выбору. Затем стал учащимся музыкального отделения и аккордеон стал специальностью.
Елисей обладает очень хорошими музыкальными данными: замечательные чувство ритма, музыкальная память и слух. Благодаря этим природным данным, любит сочинять и импровизировать. Очень быстро разбирает нотный текст музыкального произведения и старается запомнить его сразу наизусть, так как не очень любит играть по нотам. Немного зажат игровой аппарат, особенно кисть правой руки (работаем над этой проблемой). Любит выступать на сцене с первого класса, с удовольствием участвует в различных концертных программах школы и городских мероприятиях. Психологически уравновешенный ребенок, разносторонне развитый, любопытен и любознателен, задает много вопросов. Учится и готовится к урокам добросовестно, очень ответственный. Домашние задания выполняет регулярно.
Основная часть.
Урок № 1.
Тема урока: Работа над музыкальным образом в Этюде ля-минор
С. Холминова
Цель урока: Работа над исполнительской техникой и звуковедением.
Задачи урока:
1. На примере гаммы ля-минор выработать технический навык использования штрихов нон легато и легато для дальнейшей работы над музыкальным образом.
2. Воспитание целеустремлённости и настойчивости в овладении технических приёмов
Методы и приёмы реализации поставленных задач:
Урок начинается с проверки домашнего задания. Ученик приготовил исполнение гаммы ля минор в среднем темпе в одну и две октавы штрихом легато и нон легато, чтобы на уроке продолжить работу над ней в полном объёме. Время: 10 минут.
Работа над гаммой ля – минор. Время: 10 минут
Урок начинается с проигрывания гаммы ля минор (натуральный, гармонический и мелодический) сначала в медленном, а затем в умеренном темпе в 1,2 октавы и различными группировками и штрихами, арпеджио, аккордов. При игре гаммы и арпеджио обращаем внимание ученика на подкладывание 1 пальца. Пальцы собираем в направлении движения. При игре аккордов пальцы живые, активные, как бы хватают клавиши. Работает вся рука. Потребовалась помощь педагога, дополнительное объяснение, показ. Следим за сменой меха и динамическими оттенками. Работа над динамикой. Соблюдение верной аппликатуры, подкладывание и перекладывание пальцев прозвучали ровно без толчков, работает слуховой контроль смены меха. Ученику рекомендуется ярче выполнять динамические оттенки, акцентировать внимание на смене меха, а так же учить гамму исполнять комплексно без остановок.
Вывод: Развитие технического потенциала очень важная и сложная задача для любого исполнителя. Поэтому данная работа должна проводиться систематически постоянно и каждый раз с наращиванием темпа.
Работа над музыкальным образом в Этюде С. Холминова (ля минор). Размер 2/4
1) Штрихи (легато, нон легато)
2) Нюансы, динамические оттенки (пиано, меццо форте, форте, крещендо и диминуэндо, акценты)
3) Темп (быстрый)
Время: 15 минут
Перед тем как сыграть произведение, рассказала немного о понятиях Образ и Музыкальный образ.
Образ – это живое наглядное представление о ком-либо, о чём-либо. Музыкальный образ – это воплощённый в музыке образ (чувства переживания, размышления, действия одного или нескольких людей, настроение проявления природы, события в жизни людей).
Преподаватель проигрывает данное произведение и спрашивает ученика: Какой образ у него возник, слушая эту музыку?. Елисей подумав, говорит, что в первой части произведения он представил, как неожиданно налетела буря, когда они всей семьёй пошли гулять в осенний лес и наслаждаться красотой этого времени года. У всех было очень хорошее настроение. И вдруг, неожиданно для всех поднялся сильный ветер, налетела огромная черная туча и полил сильный дождь. Преподаватель поддерживает инициативу ученика, помогая ему в раскрытии придуманного образа. Для этого он рекомендует ему использовать динамические оттенки крещендо и диминуендо.
Сначала преподаватель просит ученика проиграть первую часть этюда в медленном темпе разными штрихами. Сначала легато в медленном темпе, необходимое для независимости работы пальцев, а так же для отработки аппликатурной гибкости. Мышцы пальцев при этом активно работают, находятся под усиленной нагрузкой. Затем предлагает ученику исполнить этюд в оживленном темпе штрихом нон легато.
Во второй части произведения ученик нарисовал картинку, где по характеру и динамике музыки он представил, что так же неожиданно выглянуло солнышко и все были рады этому. Но, так как дождь залил все вокруг, а сильный ветер набросал на землю много веток с деревьев, им всем пришлось с трудом выбираться из леса.
Благодаря множественным отклонениям в другие тональности и ярким акцентам, этот образ возник у ученика неслучайно и, именно по этой причине, вторая часть далась в изучении Елисею намного сложнее. Чтобы преодолеть все трудности со случайными знаками альтерации в тексте второй части этюда и понадобились знания урока сольфеджио. Возникла необходимость играть вместе с преподавателем и анализировать вслух все знаки в отклонениях. Ученик заинтересованно наблюдает за движением своей руки. Преподаватель даёт ему время на отработку.
В третьей части (реприза первой части) ученик представил, как они заблудились и стали звать на помощь – это форте(f),они долго искали дорогу домой – это крещендо(<) и диминуендо(>), даже немного запаниковали – это акценты. А когда с трудом нашли её, то немного успокоились – это пиано(p) в последнем такте. Штрих в этой части нон легато.
Преподаватель просит ученика попробовать сыграть репризу в темпе этюда (аллегро).
Темп аллегро идеально подходит для данного произведения (соответствует образу).
Анализ результата урока.
В заключение урока ученик совместно с преподавателем делает вывод о том, что технические навыки использования штрихов легато и нон легато, владение коротким и длинным видами арпеджио, помогло ученику достичь наибольшей выразительности в работе над музыкальным образом в произведении. Время: 5 минут
Домашнее задание.
Исходя из результатов работы на уроке, ученику задаётся следующее домашнее задание: продолжить работу над гаммой ля минор, стараться играть ритмично без остановок и в едином темпе. А так же самостоятельно
выучить гамму до-минор (3 вида) в одну октаву штрихом нон легато. В Этюде отработать среднюю часть в медленном темпе, включая образное мышление. Слуховой контроль обязателен. Время: 5 минут
Домашнее задание.
Учитывая сложности с которыми столкнулся ученик на уроке, разбирая новую гамму фа минор (новая аппликатура) и произведение В подражании Генделю это: аккорды, которые играются на плотном и активном мехе на легато, сложная динамика в течении всего произведения, ученику даётся следующее домашнее задание: продолжить работу над гаммой, учитывая новую аппликатуру, стараться играть ритмично, пока в медленном темпе штрихом нон-легато и аккорды штрихом легато. Отработать в Генделе в медленном темпе сложные технические места: аккорды на легато с крещендо до диминуендо и обратно Время: 5 минут
Заключение
Работа над музыкальным образом очень сложная и состоит из выполнения конкретных задач:
задачи преподавателя:
максимально заинтересовать ученика;
совершенствовать не только технологические навыки владения инструментом, но и интенсивно погружать ученика в исполняемую музыку,
заражать ею, будить воображение.
Уже с исполнения первых мелодий в начале обучения надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл выразительно, с пониманием характера, т.е. грустную мелодию – грустно, весёлую – весело, торжественную – торжественно и т.д.
задачи исполнителя (ученика):
максимально войти в образ. Поэтому, на данном этапе очень важна инициатива ученика, которая является показателем его заинтересованности данным процессом.
используя различные возможности, которые имеются в арсенале музыканта: штрихи, динамические оттенки, скорость звучания (темп), мы достигаем более глубокого раскрытия образа в музыкальном произведении.
Развитие воображения – одна из самых сложных и интересных задач в работе преподавателя и ученика (исполнителя).
#
(конспекты уроков в классе аккордеона)
Введение
Индивидуальные занятия по классу аккордеона предполагают развитие музыкально - творческих способностей учащихся, возрастная категория которых 6 - 15 лет. На уроках для меня важно использовать комплексный подход: одновременно развивать слух, чувство ритма, умение читать с листа, работать над музыкальными образами. Так же большое значение я уделяю выбору репертуара, который должен соответствовать индивидуальным возможностям и способностям ученика. Уроки специальности должны быть источником радости, восторга и удивления от познания нового. Ведь именно в процессе занятий ученик познаёт музыку во всём её многообразии, у него формируются навыки и привычка трудиться, воспитываются воля и чувства, развивается мышление. В последнее время интерес к владению таким инструментом как аккордеон повысился, опять становится модным исполнение народных песен, романсов. Пропаганда национальной культуры, народных традиций и праздников, а также проведение всевозможных конкурсов баянистов и аккордеонистов, которые демонстрируются на телевидении и в средствах массовой информации, всё это способствует поддержанию интереса молодёжи к игре на народных инструментах.
1.Основная часть
1.1.Характеристика ученика
Урок проходит с учащимся 5 класса ДШИ № 2 г. Артёма Ч. Елисеем, возраст 11 лет.
Начинал своё обучение на эстетическом отделении, где познакомился с инструментом и выбрал аккордеон как предмет по выбору. Затем стал учащимся музыкального отделения и аккордеон стал специальностью.
Елисей обладает очень хорошими музыкальными данными: замечательные чувство ритма, музыкальная память и слух. Благодаря этим природным данным, любит сочинять и импровизировать. Очень быстро разбирает нотный текст музыкального произведения и старается запомнить его сразу наизусть, так как не очень любит играть по нотам. Немного зажат игровой аппарат, особенно кисть правой руки (работаем над этой проблемой). Любит выступать на сцене с первого класса, с удовольствием участвует в различных концертных программах школы и городских мероприятиях. Психологически уравновешенный ребенок, разносторонне развитый, любопытен и любознателен, задает много вопросов. Учится и готовится к урокам добросовестно, очень ответственный. Домашние задания выполняет регулярно.
Основная часть.
Урок № 1.
Тема урока: Работа над музыкальным образом в Этюде ля-минор
С. Холминова
Цель урока: Работа над исполнительской техникой и звуковедением.
Задачи урока:
1. На примере гаммы ля-минор выработать технический навык использования штрихов нон легато и легато для дальнейшей работы над музыкальным образом.
2. Воспитание целеустремлённости и настойчивости в овладении технических приёмов
Методы и приёмы реализации поставленных задач:
Урок начинается с проверки домашнего задания. Ученик приготовил исполнение гаммы ля минор в среднем темпе в одну и две октавы штрихом легато и нон легато, чтобы на уроке продолжить работу над ней в полном объёме. Время: 10 минут.
Работа над гаммой ля – минор. Время: 10 минут
Урок начинается с проигрывания гаммы ля минор (натуральный, гармонический и мелодический) сначала в медленном, а затем в умеренном темпе в 1,2 октавы и различными группировками и штрихами, арпеджио, аккордов. При игре гаммы и арпеджио обращаем внимание ученика на подкладывание 1 пальца. Пальцы собираем в направлении движения. При игре аккордов пальцы живые, активные, как бы хватают клавиши. Работает вся рука. Потребовалась помощь педагога, дополнительное объяснение, показ. Следим за сменой меха и динамическими оттенками. Работа над динамикой. Соблюдение верной аппликатуры, подкладывание и перекладывание пальцев прозвучали ровно без толчков, работает слуховой контроль смены меха. Ученику рекомендуется ярче выполнять динамические оттенки, акцентировать внимание на смене меха, а так же учить гамму исполнять комплексно без остановок.
Вывод: Развитие технического потенциала очень важная и сложная задача для любого исполнителя. Поэтому данная работа должна проводиться систематически постоянно и каждый раз с наращиванием темпа.
Работа над музыкальным образом в Этюде С. Холминова (ля минор). Размер 2/4
1) Штрихи (легато, нон легато)
2) Нюансы, динамические оттенки (пиано, меццо форте, форте, крещендо и диминуэндо, акценты)
3) Темп (быстрый)
Время: 15 минут
Перед тем как сыграть произведение, рассказала немного о понятиях Образ и Музыкальный образ.
Образ – это живое наглядное представление о ком-либо, о чём-либо. Музыкальный образ – это воплощённый в музыке образ (чувства переживания, размышления, действия одного или нескольких людей, настроение проявления природы, события в жизни людей).
Преподаватель проигрывает данное произведение и спрашивает ученика: Какой образ у него возник, слушая эту музыку?. Елисей подумав, говорит, что в первой части произведения он представил, как неожиданно налетела буря, когда они всей семьёй пошли гулять в осенний лес и наслаждаться красотой этого времени года. У всех было очень хорошее настроение. И вдруг, неожиданно для всех поднялся сильный ветер, налетела огромная черная туча и полил сильный дождь. Преподаватель поддерживает инициативу ученика, помогая ему в раскрытии придуманного образа. Для этого он рекомендует ему использовать динамические оттенки крещендо и диминуендо.
Сначала преподаватель просит ученика проиграть первую часть этюда в медленном темпе разными штрихами. Сначала легато в медленном темпе, необходимое для независимости работы пальцев, а так же для отработки аппликатурной гибкости. Мышцы пальцев при этом активно работают, находятся под усиленной нагрузкой. Затем предлагает ученику исполнить этюд в оживленном темпе штрихом нон легато.
Во второй части произведения ученик нарисовал картинку, где по характеру и динамике музыки он представил, что так же неожиданно выглянуло солнышко и все были рады этому. Но, так как дождь залил все вокруг, а сильный ветер набросал на землю много веток с деревьев, им всем пришлось с трудом выбираться из леса.
Благодаря множественным отклонениям в другие тональности и ярким акцентам, этот образ возник у ученика неслучайно и, именно по этой причине, вторая часть далась в изучении Елисею намного сложнее. Чтобы преодолеть все трудности со случайными знаками альтерации в тексте второй части этюда и понадобились знания урока сольфеджио. Возникла необходимость играть вместе с преподавателем и анализировать вслух все знаки в отклонениях. Ученик заинтересованно наблюдает за движением своей руки. Преподаватель даёт ему время на отработку.
В третьей части (реприза первой части) ученик представил, как они заблудились и стали звать на помощь – это форте(f),они долго искали дорогу домой – это крещендо(<) и диминуендо(>), даже немного запаниковали – это акценты. А когда с трудом нашли её, то немного успокоились – это пиано(p) в последнем такте. Штрих в этой части нон легато.
Преподаватель просит ученика попробовать сыграть репризу в темпе этюда (аллегро).
Темп аллегро идеально подходит для данного произведения (соответствует образу).
Анализ результата урока.
В заключение урока ученик совместно с преподавателем делает вывод о том, что технические навыки использования штрихов легато и нон легато, владение коротким и длинным видами арпеджио, помогло ученику достичь наибольшей выразительности в работе над музыкальным образом в произведении. Время: 5 минут
Домашнее задание.
Исходя из результатов работы на уроке, ученику задаётся следующее домашнее задание: продолжить работу над гаммой ля минор, стараться играть ритмично без остановок и в едином темпе. А так же самостоятельно
выучить гамму до-минор (3 вида) в одну октаву штрихом нон легато. В Этюде отработать среднюю часть в медленном темпе, включая образное мышление. Слуховой контроль обязателен. Время: 5 минут
Домашнее задание.
Учитывая сложности с которыми столкнулся ученик на уроке, разбирая новую гамму фа минор (новая аппликатура) и произведение В подражании Генделю это: аккорды, которые играются на плотном и активном мехе на легато, сложная динамика в течении всего произведения, ученику даётся следующее домашнее задание: продолжить работу над гаммой, учитывая новую аппликатуру, стараться играть ритмично, пока в медленном темпе штрихом нон-легато и аккорды штрихом легато. Отработать в Генделе в медленном темпе сложные технические места: аккорды на легато с крещендо до диминуендо и обратно Время: 5 минут
Заключение
Работа над музыкальным образом очень сложная и состоит из выполнения конкретных задач:
задачи преподавателя:
максимально заинтересовать ученика;
совершенствовать не только технологические навыки владения инструментом, но и интенсивно погружать ученика в исполняемую музыку,
заражать ею, будить воображение.
Уже с исполнения первых мелодий в начале обучения надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл выразительно, с пониманием характера, т.е. грустную мелодию – грустно, весёлую – весело, торжественную – торжественно и т.д.
задачи исполнителя (ученика):
максимально войти в образ. Поэтому, на данном этапе очень важна инициатива ученика, которая является показателем его заинтересованности данным процессом.
используя различные возможности, которые имеются в арсенале музыканта: штрихи, динамические оттенки, скорость звучания (темп), мы достигаем более глубокого раскрытия образа в музыкальном произведении.
Развитие воображения – одна из самых сложных и интересных задач в работе преподавателя и ученика (исполнителя).
#