Публикации «Деятельность учителя на уроке в связи с введением ФГОС»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Деятельность учителя на уроке в связи с введением ФГОС»
Автор: Берлёва Вера Ивановна

Выступление
на методическом объединении учителей естественно-математического цикла по теме Деятельность учителя на уроке в связи с введением ФГОС
Берлёвой Веры Ивановны, учителя географии
МБОУ Основная общеобразовательная Крутовская школа
В условиях модернизации образования возрастают требования к профессиональному мастерству учителя. Одно из важнейших требований – совершенствование урока, который, несмотря на разнообразие форм организации обучения, пока остается основой образовательного процесса. Традиционные методики проведения уроков требуют коренных изменений в связи с введением образовательных стандартов нового поколения, направленных на обеспечение перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей учащихся, их подготовке к жизни в современных условиях.
Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы.
Основой современного урока географии выступает деятельностный подход. Согласно положениям деятельностного подхода в центре урока – организация деятельности учащихся, направленная на освоение ими различных учебных действий. Задача учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоенное содержание, задавать вопросы, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, осознании собственных творческих возможностей, создавать ситуации взаимодействия.
Признаки традиционного и современного уроков географии
Признаки для сравнения
Традиционный урок
Современный урок
Цели и содержание
Формирование знаний и умений
Развитие личности учащегося, формирование опыта творческой деятельности через применение знаний и умений
Функция учителя
Информирование учащихся. Четкое разграничение функций учителя и учащихся
Организация учебно-познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Часть функций учителя передается учащимся (планирование логики изучения темы, контроль результатов, самопроверка и пр.)
Преобладающие методы обучения
Объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным
Сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов
Средства обучения
Традиционные: карты, учебник, средства наглядности
УМК по предмету и новые (цифровые) средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, средства телекоммуникации, интерактивная доска и т.д.
Формы организации учебной деятельности школьников
Преобладание фронтальной в сочетании с индивидуальной
Применение коллективных форм: групповая работа, работа в парах
Особенности и типы уроков
Четкое разграничение этапов урока. Преобладает комбинированный, непроблемный урок
Нет четкого различения этапов урока. Разнообразные типы уроков: межпредметные, проблемные; уроки нетрадиционных форм
Главный фактор воспитания учащихся
Содержание урока
Продуктивные методы и технологии обучения
Стиль общения: характер взаимоотношения учителя и учащихся
Авторитарный либо попустительский
Демократический: учитель уважает учеников, учитывает их индивидуальные особенности
Характер взаимоотношений учащихся на уроке
Общение между учащимися отсутствует
Учащиеся общаются в рамках коллективной работы

Практика показывает, что для учащихся интересны те уроки, на которых они активно работают с картой, учебником, изучают модели географических объектов, решают учебные проблемы, обмениваются мнениями, высказывают суждения, сотрудничают в группе, осуществляют взаимоконтроль.
Особое внимание со стороны учителя в рамках современного урока географии должно быть направлено на планировании деятельности учащихся. Цели, содержание, формы, средства и методы обучения в рамках современного урока должны рассматриваться в соответствии с задачей формирования деятельности учащегося, а результаты обучения, его эффективность – со способом организации деятельности усвоения и формируемым ею мышлением учащегося.
На современном уроке знания и умения из цели обучения трансформируются в средство развития личности учащегося. Учитель организует учебный процесс таким образом, что учащимся необходимо применять имеющиеся знания и умения для решения познавательных задач. Таким образом, на уроке должны использоваться активные методы обучения – частично-поисковый, проблемный, а в идеале исследовательский.
Содержание современного урока необходимо направить на реализацию воспитательных целей. Вклад в формирование личности вносит тот урок, который тесно связан с жизнью, на котором школьники вовлекаются учителем в обсуждение каких-либо научных или социально-экономических проблем, обучаются приемам оценивания и прогнозирования. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания и умения.
Поскольку в настоящее время большая часть информации воспринимается посредством зрения, возрастает роль экранных средств обучения, применения современных информационно-коммуникативных технологий. Здесь следует отметить, что всеобщее увлечение цифровыми средствами наглядности нередко приводит к тому, что наличие электронной презентации расценивается как чуть ли не единственный признак современного урока.
На современном уроке у учителя географии расширяются социально-профессиональные функции, усиливается его роль в формировании и реализации личностных особенностей каждого ученика, становлении у них ценностных ориентаций и смыслов. Главное – отход от преобладания репродуктивных способов обучения и усиление творческой стороны учебного познания, использование современных поисковых, исследовательских способов достижения целей и задач урока.