Публикации
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Автор: Кравцова Дарья Андреевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Автор: Кравцова Дарья Андреевна
Кравцова Д.А.ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОСогласно ФГОС ДО, одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания является принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Российского государства [3].Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина является ключевой задачей и важным компонентом социального заказа современной государственной политики Российской Федерации. ФГОС ДО помогает в решении данной задачи. Стандарт направляет педагогов дошкольных учреждений на поиск ответов на многие важные вопросы, одним из которых является вопрос об объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.В настоящее время происходит процесс реновации системы образования, который сопровождается рядом трудностей. Одной из таких трудностей является нарушение пропорционального соотношения в воспитании физически, психически и духовно здорового ребенка. В дошкольном возрасте деформация развития личности особенно опасна, ведь каждый возрастной этап имеет свои характерные черты, необходимые для учета достижения эффективных результатов. Важным условием эффективного формирования духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей [3]. Для этого необходимо найти «источник» его искренних, неподдельных чувств и эмоций. Настоящее чувство любви дети испытывают к своей матери. Такое состояние душевного комфорта может являться отправной точкой, с которой можно плавно начинать формировать основы любви к ближнему, к Родине, к старшим. Воспитатель в этой цепи выступает связующим звеном между ребенком и социумом, ребенком и государством, ребенком и семьей. Педагог является своего рода «фильтром» воздействия общества на личность ребенка с помощью соответствующих средств и приёмов, способствующих формированию моральных и этических норм. Осведомленность родителей о методах, формах, средствах духовно-нравственного воспитания недостаточны. Большинству из них неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания старшим. Семья — это первичная среда, где человек должен учиться творить добро. «Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Мир прекрасного для ребенка начинается в семье» [2, с. 22]. Родителям необходимо осознать тот факт, что в первую очередь семья закладывает в детях нормы морали и что она ответственна за воспитание своих детей. Одним из способов обеспечения поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно считать привлечение их в семейные совместные проекты детского сада. Нравственное воспитание можно рассматривать как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. В.А. Сухомлинский, педагог, разработавший воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал нравственное воспитание сферой развития духа. Педагог-новатор доказал, что успех работы воспитателя, которая направлена на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни, психических и физических особенностей развития каждого ребенка. Он рассматривал коллектив в качестве средства нравственного и духовного развития ребенка. Нравственная культура человека формируется не только посредством бесед, чтения художественной литературы, игры, но и на основе практического проигрывания и разбора проблемных ситуаций, которые задаются воспитателем, и на основе которых ребенок получает практический опыт выхода и разрешения этой ситуации [2]. Только совместная работа образовательного организации и семьи может способствовать формированию подлинных духовно-нравственных ценностей. Путем системного, целенаправленного воспитательного влияния можно заложить основы духовности, которая проявляется в сложностях современной жизни. В ней ребенку приходится разбираться, принимать решения, делать свой выбор, совершать поступки с опорой на имеющиеся у него знания. Задача воспитателя в этом многогранном процессе — сделать базу знаний ребенка доступной для понимания и осмысления, сделать её положительной во всех смыслах. Именно духовность дети воспринимают через любовь, красоту, правду, добро. Начиная со старшего дошкольного возраста, на первый план выходит приоритет таких ценностей как семья, Родина, долг, подвиг. Эти ценности являются идеалом нормы современного общества. С целью формирования духовно-нравственных основ воспитания необходимо определиться с теми качествами и характеристиками личности, которые буду формироваться у детей дошкольного возраста. К таким качествам относятся следующие: милосердие, сострадание, терпение, желание оказывать помощь, умение прощать обиды, умение просить прощение, показывать положительный пример на деле, поступать честно, избегать агрессии [1]. Согласно целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, ребенок будет обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладать чувством собственного достоинства. Будущий первоклассник будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Он будет способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты [3].Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет четко сформировать семейные ценности, гражданскую позицию, мировоззрение и нравственные ориентиры. Этот процесс можно рассматривать с различных точек зрения, но результатом совместного духовно-нравственного воспитания дошкольного учреждения и семьи является эффективная работа, позволяющая сформировать ценностные качества в маленьком гражданине своей большой страны.ЛитератураАзбука нравственного воспитания: пособие для учителя / Под ред. О.С. Богдановой. — 2-е изд., стер. — М.: Просвещение, 2015. — 134 с. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2018. – 320 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 16.11.2022)