Публикации
Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта по учебным предметам общеобразовательного цикла
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта по учебным предметам общеобразовательного цикла
Автор: Зверкович Геннадий Васильевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта по учебным предметам общеобразовательного цикла
Автор: Зверкович Геннадий Васильевич
Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛАСАНКТ-ПЕТЕРБУРГ2022Разработчик: Г.В.Зверкович, преподаватель ФСПОРецензенты:К.В.Насущенко - Преподаватель отделения Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) ФСПО СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕМетодические рекомендации по выполнению индивидуального проекта предназначены для обучающихся всех специальностей первых курсов на базе основного общего образования (далее – обучающиеся) Факультета среднего профессионального образования Северо-Западного института управления РАНХиГС (далее – ФСПО). Методические рекомендации окажут помощь обучающимся в написании индивидуального проекта по общеобразовательным предметам. В них излагаются цель и задачи индивидуального проекта, рассматриваются этапы его выполнения (от выбора темы до защиты), даются рекомендации по выбору темы индивидуального проекта, составлению его плана, подбору и изучению необходимой литературы. Кроме того, в методических рекомендациях приведены правила оформления текста, иллюстраций, таблиц, презентаций, ссылок на источники и литературу, примеры оформления приложений.Методические рекомендации помогут обеспечить единство требований, предъявляемых к содержанию, оформлению и качеству работ в целом.1 ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТАИндивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых общеобразовательных учебных предметов среднего профессионального образования в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).Индивидуальный проект выполняется обучающимися первого года обучения на базе основного общего образования и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, конструкторского.Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки и является академической задолженностью.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВСоциально-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отчетные материалы по социальному проекту могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, видео-, фото- и аудио-материалы.Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др.Конструкторский проект – материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.Индивидуальный проект может быть представлен в форме: реферата с презентацией, видеофильма, эссе, мультимедийной презентации, компьютерной анимации, отчета о проведенных исследованиях, публикации.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПроектная деятельность является обязательной частью учебной деятельности обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования, и в рамках освоения программы подготовки специалистов среднего звена.Для организации проектной деятельности преподаватель определяет тематику проектов по предметам.Обучающиеся сами выбирают тему проекта. Выбор обучающимися темы индивидуального проекта осуществляется в течение двух первых месяцев первого семестра.Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного приобретения знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. 4 ЭТАПЫ И СРОКИ РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМРабота над индивидуальным проектом включает в себя 3 этапа:подготовительный (октябрь-ноябрь) – выбор темы проекта; основной (декабрь-март) – совместно с руководителем разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта; заключительный (апрель-июнь) – защита проекта. 4.1 Требования к содержанию и структуре индивидуального проектаСтруктура проекта:титульный лист (Приложение А); содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложение (при наличии). Принаписанииработыцелесообразнопридерживатьсяследующего содержания каждой из её частей.СОДЕРЖАНИЕСодержание состоит из перечня разделов, глав, подразделов и/или параграфов работы и включает: введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников информации и наименование приложений, для каждого из которых указываются номер страниц, с которых начинаются эти элементы работы.Весь текст работы пишется в обезличенной форме. Такие местоимения, как: я, мы, ты, вы не употребляются в работе. Общий объем работы должен составлять 12-15 страниц.ВВЕДЕНИЕВо введении обосновывается актуальность выбранной темы работы, четко определяется цель и формируются конкретные основные задачи, отражается степень изученности в литературе исследуемых вопросов, указываются объект и предмет исследования. Перечисляются использованные основные материалы, приемы и методы исследования, в том числе экономико-математические методы, дается краткая характеристика работы. По объему введение в работе не превышает 1-2 страницы.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬОсновная часть работы включает 1-2 главы, подразделяемые на параграфы, последовательно и логично раскрывающие содержание исследования. Объём 8- 10 страниц. Основная часть отражает теоретическое обоснование и состояние изучаемой проблемы. Вопросы теории излагают во взаимосвязи и для обоснования дальнейшего исследования проблемы в практической части работы. Практическая часть носит аналитический и прикладной характер. В них излагается фактическое состояние изучаемой проблемы.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении обобщаются теоретические и практические выводы и предложения, которые были соответственно сделаны и внесены в результате проведенного исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Объём 1 страница. Заключение содержит выводы, конкретные предложения и рекомендации по исследуемым вопросам. Выводы являются конкретизацией основных положений работы. Здесь не следует помещать новые положения или развивать не вытекающие из содержания работы идеи.Выводы представляют собой результат теоретического осмысления и практической оценки исследуемой проблемы. Выводы и предложения оформляются в виде тезисов – кратко сформулированных и пронумерованных положений без развернутой аргументации или кратко изложенных, но с достаточным их обоснованием.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВСписок должен содержать сведения об информационных источниках (литературных, электронных и др.) информации, использованных при написании работы. Список составляется способом, предусматривающим группировку источников информации на группы, например, «законодательно-нормативные документы», «Книги и статьи» (в алфавитном порядке), «Internet-источники».4.2 Защита индивидуального проектаЗащита индивидуального проекта осуществляется в соответствии с графиком защиты.На защите могут присутствовать представители администрации ФСПО, другие преподаватели, куратор. У обучающегося имеется возможность публично представить результаты работы над индивидуальным проектом и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности.Оценивание работ происходит по критериям. (Приложение Б)4.3 Требования к оформлениюПравила оформления текстовой части проекта регламентируются действующими государственными стандартами. Каждая часть работы (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, разделы Основной части, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЯ) начинаются с новой страницы. Все разделы и подразделы основной части работы должны иметь свои порядковые номера и конкретные заголовки, отражающие их содержание. При этом слова «глава» в заголовке не приводятся. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами не подчеркивая, шрифтом TimesNewRoman, размер 14 пт. Подчеркивание и переносы слов в заголовках, как и точка в конце не применяются. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой. Для нумерации разделов и подразделов используются арабские цифры. Так, номер первого раздела нумеруется как «1», его подразделы – соответственно 1.1, 1.2, 1.3. После цифр, обозначающих номера разделов и подразделов, точка не ставится. Заголовки структурных элементов ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ и СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ не нумеруются.Расстояние между заголовком и предыдущим или последующим текстом должно быть два интервала, между заголовками раздела и подраздела – один интервал.Текст работы должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа формата A4 (210 x 297 мм) с соблюдением следующих характеристик: - шрифт TimesNewRoman; размер – 14 пт, для текста таблиц и рисунков – 12 пт; интервал – 1,5; верхнее и нижнее поля – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм. Основной текст равномерно распределяется между правым и левым полями. Цвет шрифта должен быть черным. Полужирный шрифт применяют только для заголовков разделов и подразделов, заголовков структурных элементов.Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Первая страница – титульный лист, вторая – СОДЕРЖАНИЕ. Номер страницы – арабской цифрой по центру нижнего поля без точки. Используется шрифт TimesNewRoman, 12 пт. Титульный лист работы и СОДЕРЖАНИЕ включаются в общую нумерацию, но номер страницы на них не ставится. Номер страницы «3» ставится на ВВЕДЕНИИ. Введение всегда начинается со страницы 3, затем текст следует по порядку, вплоть до приложений.Заголовки разделов всех уровней, слова ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЯ пишутся без кавычек, без точки в конце и выравниваются по центру страницы. Графики, схемы, диаграммы (все они называются рисунками) располагаются в работе непосредственно после текста. На все иллюстрации в должны быть даны ссылки. При ссылке необходимо писать слово «рисунок» и его номер, например: «в соответствии с рисунком 1» и т.д. Пример оформления приведен на рисунке 1. Рисунок 1. Динамика индекса потребительских ценНазвание рисунка помещается под ними, пишется без кавычек и содержит слово Рисунок без кавычек и указание на порядковый номер рисунка. Перенос слов в наименовании не допускается. Рисунки нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы и располагаются посредине строки. Рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения: Рисунок А.1. Таблицы располагаются в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку. Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы следует проставлять в правом верхнем углу над заголовком таблицы, а сам заголовок размещается над таблицей. Пример оформления таблицы:Таблица 1Доля государственного долга в ВВП в развитых странах G-20 в 2007–2015 гг., %Источник:IMF World Economic Outlook.2010. April. [Электронный ресурс]. – Электр.данн. – Режим доступа: Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова «Продолжение табл. » и указывают номер таблицы.Таблицы каждого приложения обозначаются отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например, «Таблица А.1» (если она приведена в приложении А). Если в тексте одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица А.1» (если она приведена в приложении А). Формулы должны располагаться отдельными строками с выравниванием по центру страницы. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.Пример: А= а:b, (1) гдеA – …; a – …;b - …. Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, (А.1).Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.Пример:Расчет представлен в формуле (1). В работе допускаются ссылки на документы, стандарты, учебники, учебно-методические пособия и другие источники информации при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений при чтении текста.Ссылка – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, или упоминаемом документе, указание источника заимствования в соответствии с правилами библиографической записи. Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, таблиц и иллюстраций данной работы.При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается порядковый номер литературного источника в соответствии со списком литературы в конце работы.Ссылки приводятся в квадратных скобках – проставляется номер в соответствии со списком источников, например, процитирован источник под седьмым номером в списке использованных источников в конце цитаты проставляется соответствующий номер – [7].Ссылки на несколько источников из списка проставляются в квадратных скобках через запятую [7,15,21].В случаях дословного цитирования указывается не только номер источника, но и страницы, на которых изложен использованный материал, например, [7;9], [7, с.10-11]. В случае дословного цитирования из нескольких источников (например, сравнения мнений разных авторов), возможно, использовать ссылки следующего вида - [7, с.10-11; 15 с. 19-21] .Примечания и сноски Примечания приводят в отчете, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа, не подчеркивая.Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова "Примечание" ставится тире и текст примечания печатают с прописной буквы. Одно примечание не нумеруется. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки.Каждое приложение следует размещать с новой страницы с указанием в центре верхней части страницы слова "ПРИЛОЖЕНИЕ".Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы, полужирным шрифтом, отдельной строкой по центру без точки в конце.Приложения обозначают прописными буквами кириллического алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. После слова "ПРИЛОЖЕНИЕ" следует буква, обозначающая его последовательность. В случае полного использования букв кириллического или латинского алфавита допускается обозначать приложения арабскими цифрами.Если в отчете одно приложение, оно обозначается "ПРИЛОЖЕНИЕ А".Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.Приложения должны иметь общую с остальной частью отчета сквозную нумерацию страниц.Все приложения должны быть перечислены в содержании отчета (при наличии) с указанием их обозначений, статуса и наименования.Оформление списка использованных источниковРекомендуется представлять единый список источников к работе в целом. Список обязательно должен быть пронумерован. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы. Наиболее удобным является алфавитное расположение материала, так как в этом случае произведения собираются в авторских комплексах. Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий. Официальные документы ставятся в начале списка в определенном порядке: Международные акты; Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановления Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.). Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке. Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке, образуя дополнительный алфавитный ряд. Для каждого документа предусмотрены следующие элементы библиографической характеристики: фамилия автора, инициалы; название; подзаголовочные сведения (учебник, учебное пособие, словарь и т. д.); выходные сведения (место издания, издательство, год издания); количественная характеристика (общее количество страниц в книге). Официальные документыРоссийская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации : УК : текст с изменениями и дополнениями на 1 августа 2017 года : [принят Государственной думой 24 мая 1996 года : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года]. - Москва : Эксмо, 2017. - 350 с. ; 20 см. - (Актуальное законодательство). - 3000 экз. - ISBN 978-5-04-004029-2. - Текст : непосредственный.Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон № 131-ФЗ : [принят Государственной думой 16 сентября 2003 года : одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года]. - Москва : Проспект ; СанктПетербург : Кодекс, 2017. - 158 с. - ISBN 978-5-392-26365-3. - Текст : непосредственный.Книга одного автораДорман, В. Н. Экономика организации. Ресурсы коммерческой организации : учебное пособие / В. Н. Дорман ; под редакцией Н. Р. Кельчевской. - Москва : Юрайт ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 134 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-10585-8. - Текст: непосредственный.Книга двух авторовШапцев, В. А. Теория информации. Теоретические основы создания информационного общества : учебное пособие / В. А. Шапцов, Ю. В. Бидуля. - Москва : Юрайт, 2019. - 177 с. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534- 02989-5. - Текст : непосредственный.Книга трёх авторовПоляков, Н. А. Управление инновационными проектами : учебник и практикум / Н. А. Поляков, О. В. Мотовилов, Н. В. Лукашов. - Москва : Юрайт, 2019. - 330 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-00952-1. - Текст : непосредственныйКнига четырёх и более авторовИстория сервиса : учебное пособие / В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов, М. В. Катагошина, С. А. Коротков. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 337 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-012845-0. - Текст : непосредственный.Электронные ресурсыАгапов, А.Б. Административное право: в 2 т. Т.1. Общая часть: учебник для бакалавриата и магистратуры/ А.Б. Агапов. – 11-е изд., перераб. И доп. – Москва: Юрайт, 2019. – 471 с. URL: (дата обращения: 05.08.2019). –Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. – Текст: Электронный.На каждую курсовую работу преподаватель оформляет рецензию (приложение Г).В приложениях А-В представлены форма титульного листа и примеры оформления содержания и списка использованных источников.ПРИЛОЖЕНИЕ А. ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТпо предмету «_________________________»Тема: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Выполнил(а):___________________________________________________ фамилия, имя, отчество слушателяСпециальность _____________________№ группы _________Подпись студента(ки)____________ Дата сдачи работы__________ 20__ г.указывается методистомИндивидуальный проект аттестован с оценкой _____________________________прописьюРуководитель____________________________________________________«___» ________________20__ г. Ф.И.О. подписьСАНКТ-ПЕТЕРБУРГ20 __Продолжение приложения А«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТпо предмету «Информатика»ТЕМА: «РАСЧЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ»Выполнил(а): Петров Иван Ивановичфамилия, имя, отчество слушателяСпециальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) № группы Б-2-22-01Подпись студента(ки)____________ Дата сдачи работы 13 апреля 2022 г.Индивидуальный проект аттестован с оценкой _____________________________прописьюРуководитель____________________________________________________«___» ________________20__ г. Ф.И.О. подписьСАНКТ-ПЕТЕРБУРГ2022ПРИЛОЖЕНИЕ Б. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯИндивидуальный проект обучающегося (И.О. Фамилия)на тему:Таблица соответствия