Публикации Рекомендации по обучению школьников бесконфликтному общению на уроках английского языка в 8 классе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рекомендации по обучению школьников бесконфликтному общению на уроках английского языка в 8 классе
Автор: Толстых Виктория Вадимовна

Рекомендации по обучению школьников бесконфликтному общению на уроках английского языка в 8 классеИзвестно, что большая часть конфликтов в школе начинается на уровне общения. Они возникают за счет неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки. В то же время общение — главный инструмент профилактики и окончания конфликтов. Существует несколько практических рекомендаций, нацеленных на предупреждение конфликтов за счет компетентного общения.1. Способствовать выработке у учеников привычки терпимо и даже с интересом относиться к мнению иных людей, в особенности к тому, что противоположно вашему.2. Всеми силами помогать бороться с отрицательными эмоциями по отношению к другому человеку либо хотя бы с их внешними проявлениями.3. Научить видеть и опираться на позитивное в окружающих людях. Оценивайте их в большей мере по тому, что они осуществили, а не по тому, что они не осуществили. У какого угодно человека всегда можно найти что-то такое, за что его можно искренне похвалить. Если вы оценили и увидели в человеке позитивное, то последующая критика воспринимается им менее конфликтно, чем в том самом случае, когда вы указываете лишь на недостатки.Критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее заслуженной и искренней похвалой, предваряющей эту критику. Если вы уверены, что сможете что-то сделать сами, то лучше не критиковать. Критика не самоцель, а метод улучшения деятельности и жизни. Если критика не благоприятствует совершенствованию людей и дела, то она не только лишь бесполезна, но и вредна. Поэтому, критикуя, нужно в обязательном порядке указывать на потенциальные пути исправления ошибок. Критиковать легко, хорошо сделать намеченное — гораздо труднее.Лучший метод критики — самому молча исправить те ошибки, которые, в свою очередь, допустил критикуемый. Давать отрицательную оценку человеку либо его работе в целом — это означает практически наверняка натолкнуться на несогласие критикуемого. Иными словами, подобная критика не достигает цели, а лишь провоцирует конфликт.Критиковать можно более конкретные поступки и более конкретные результаты деятельности человека, а не его личность и работу в целом.Критикуя одного человека, не сравнивайте его с другими, «лучшими». У того, кого критикуют, обычно появляется ощущение неприятия и критика «лучшего».Существует два вида критики: критика иных и критика самого себя. Какой же из них главный? Конечно же, самокритика. Прежде чем учить, критиковать и воспитывать иных, нужно самому стать лучше тех, кого наставляете. Если вполне очевидно, что вы критично относитесь к себе, то и ваша критика окружающих будет восприниматься менее конфликтно.Самокритика, как и критика, хороша в меру. Не только лишь вы можете критиковать окружающих, но и они могут позволить себе удовольствие покритиковать вас.Научитесь применять потенциал критики и критикующего в интересах совершенствования дела и самого себя.Педагогическая работа организуется в непосредственной образовательной деятельности, в режимные моменты, в самостоятельной деятельности детей. Используются: упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные; творческие сюжетно-ролевые, игры драматизации; дидактические, развивающие игры.С помощью представленных игр можно развивать основные умения общаться.Игра «Комплименты». Человек не рождается культурным. Он становится таковым во время собственного социального развития. Культурного человека отличает способность приятно общаться с окружающими. Он внимательно выслушает то, что говорит собеседник, не будет сразу отвергать его мнение, не будет увеличивать голос либо применять оскорбления. Подобный человек сумеет расположить к беседе даже замкнутого либо чем-то расстроенного человека. Задача учащихся - установить контакт с партнером, сидящим слева, и от всего сердца (ведь оно у нас как раз с левой стороны) сказать ему несколько приятных и теплых слов (комплиментов). Нужно подумать о том, что же сказать этому человеку. Можно подчеркнуть приятные впечатления, которые, в свою очередь, производит его внешний вид, либо отметить его ученические, гражданские, социальные качества, либо сказать о его человеческих достоинствах (к примеру, "Тебе крайне к лицу этот костюм, ты всегда умеешь одеваться со вкусом". "Мне всегда нравилась твоя готовность помочь окружающим" и т. д.). Пока один участник говорит комплименты, остальные наблюдают, обращая внимание на то, как партнеры смотрят друг на друга, какой комплимент произнесен, какими были первые слова, приятно ли от этих слов собеседнику. Надо обратить внимание на выход из контакта (поблагодарили ли друг друга партнеры, как они это осуществили). После окончания данного этапа общение с партнером слева начинает тот, кому только что сообщили комплименты. Впрочем, он имеет право пропустить ход, если пока не знает, что сказать партнеру. В этом случае продолжает игру ученик, сидящий следующим, и т. д. до тех пор, пока не выскажутся все желающие. Участие во всех тренингах добровольное. Необходимо дать ребятам возможность высказаться о тех чувствах, которые, в свою очередь, они испытывали, когда им говорили комплименты: было ли приятно слушать, было ли приятно говорить. Менялось ли настроение, ушли ли тревожные эмоции и пр. По результатам упражнения можно сделать третий вывод: «если ваш товарищ раздражен, мама рассержена, учитель в гневе, вы можете успокоить и отвлечь их, сказав добрые слова, оказав помощь». Работа в группах. Класс делится на группы. Лучший метод деления на группы - применение заранее подготовленных картонных кружочков, одна сторона которых, в свою очередь, окрашена в какой-нибудь цвет. Каждый ребенок берет по кружочку и оказывается в группе одноклассников, у которых, в свою очередь, подобный же цвет кружков. Образуется несколько групп по 4-5 человек, которые, в свою очередь, обязаны обсудить и коротко записать 3-4 конфликтные ситуации, с которыми, в свою очередь, ребята сталкивались в жизни, были свидетелями либо участниками данного конфликта. Время на обсуждение - 4-5 мин. После окончания обсуждения один представитель группы зачитывает результаты работы и дает объяснения, если об этом попросят члены иных групп либо учитель. Поощряются четкие вопросы и краткие ответы. В отдельных случаях допускается оказание помощи выступающему представителю со стороны группы. Пусть дети привыкают работать совместно, четко выражать собственные мысли и правильно их записывать. Листы с ответами размещаются на классной доске. По ходу обсуждения можно попытаться сгруппировать все озвученные ситуации по какому-то признаку (к примеру, конфликты в семье с родителями, в школе с учителями, с одноклассниками, с подругой, в магазине, в общественном транспорте и т. д.).Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». Работа проходит во всех тех же группах. Каждой группе можно предложить выбрать тему конфликтной ситуации из тех, что уже были озвучены, а можно предложить выбрать конверты с названной конфликтной ситуацией. Это внесет в игру элемент неожиданности, тайны, вызовет очень большой интерес. Однако, стиль и способы руководства детскими группами обязаны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, в силу того, что в качестве главной задачи в управлении детскими группами ставится задача обучения и воспитания у детей умений и навыков группового взаимодействия. Существуют и возрастные особенности руководства детскими коллективами, отражающие специфику возрастной психологии и обеспечивающие преемственность в развитии определенных коммуникативных умений.Школьный возраст в социально-психологическом, воспитательном отношении был до сих пор своеобразным «белым пятном». Педагоги и психологи немало рассуждали на тему о том, как обучать детей данного возраста и строить их учебную деятельность, но мало представляли воспитание личности в данном возрасте, в особенности в групповых условиях. Между тем умелое управление детскими коллективами и группами способно дать весомые воспитательные результаты. В младшем школьном возрасте нужно и можно, к примеру, обучать детей гибкости общения для поддержания эффективного делового взаимодействия друг с другом.В это время можно научить ребенка быть независимым, следовать собственным целям в коллективном взаимодействии и в то же самое время уважать интересы иных. Можно предположить, что младшим школьникам вполне доступно элементарное научение в области ведения споров и дискуссий, включая умение понимать и слушать иных, устранять и предупреждать конфликты в межличностных отношениях. Словом, этот возраст обладает существенными, далеко еще не в полном объеме исследованными и использованными на практике резервами поведенческого и психического развития детей.