Публикации
Организация слухо-речевой среды для детей с нарушениями слуха
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация слухо-речевой среды для детей с нарушениями слуха
Автор: Сахнова Наталья Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация слухо-речевой среды для детей с нарушениями слуха
Автор: Сахнова Наталья Викторовна
«Организация слухо-речевой среды для детей с нарушениями слуха».Одним из главных аспектов работы дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха является формирование словесной речи как средства общения, познания окружающего мира, интеграции ребенка в обществе.Речевое развитие является многоплановым процессом, поэтому необходимо создать условия для организации слухоречевой среды как в дошкольном учреждении, так и дома. Создание слухоречевой среды предполагает постоянное общение с ребенком со сниженным слухом независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В ее создании участвуют все взрослые, окружающие ребенка: родители, педагоги, персонал группы и детского сада и т. д.Выделяют следующие условия создания слухоречевой среды:1.РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Родителям и педагогам необходимо постоянно привлекать внимание ребенка к тому, что все окружающие его люди разговаривают, таким образом постоянно формируя практическое представление о речи, как необходимом элементе жизни человека. Ребенок постоянно должен видеть говорящих людей, наблюдать за их поведением, соотносить их действия с речью, а взрослые - уточнять содержание сказанного.Например, взрослый после прихода любого человека в группу или домой сообщает о цели прихода этого человека: « Тетя Лида (медсестра) сказала, что Вика заболела» или «Папа пришел домой с работы». Взрослые, приходящие к Вам в дом, обязательно должны обращаться к детям с приветствием, вопросами, просьбами, понятными детям («Привет!», «Кто тут? Бабушка», «Где тетя Валя?», «Алеша, дай тете стул» и т. д.)Существенным фактором общения с ребенком с нарушением слуха является включение его в практическую деятельность, например, в различные игры, рисование, конструирование, труд, с тем, чтобы побудить ребенка к речи, стимулировать его речевую активность, вовлечение других детей и взрослых в процесс общения.2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕЧИ, ПОБУЖДЕНИЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЧИ.Опыт показывает, что нередко похвала и одобрение взрослого являются стимулом для малыша, поэтому взрослые должны поддерживать любые речевые реакции и действия ребенка. В процессе общения с детьми взрослые побуждают детей к устной речи. Если речь ребенка невнятна и общение с ним затруднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь дактилированием, использованием табличек, собственным письмом, а так же неречевыми средствами — указаниями на предметы и картинки, предметными действиями, рисованием, естественными жестами. В таких случаях взрослые помогают ребенку сказать необходимое слово: дают образец произнесения, проговаривают вместе с ребенком, просят ребенка повторить это слово. Во время различных игр, на занятиях взрослые обращаются к детям с вопросами, просьбами, поддерживая любые попытки говорения.Особое внимание уделяется использованию инициативной речи, то есть говорении по собственному побуждению. Поскольку часто дети, активные на занятиях по развитию речи, не стремятся к речевому общению в быту, взрослым необходимо подумать о создании ситуаций, в которых речевая активность ребенка возрастает: во время игры взрослый как бы случайно «забывает» дать необходимую для игры вещь (машинку для перевозки кубиков). Если ребенок не обращается к взрослому, он должен фиксировать внимание на отсутствии игрушки, помогает ребенку выразить просьбу: от «Тетя, дай машину» до «Анна Петровна, дайте, пожалуйста, большую машину. Я буду возить кубики и строить дом». Нередко можно наблюдать, как хорошо общающиеся со знакомыми взрослыми дети замыкаются, теряются при обращении к ним незнакомых людей, хотя они знают нужные слова и фразы.Педагоги в саду во время прихода в группу новых людей показывают, как нужно здороваться, прощаться, объясняет, как можно поблагодарить, извиниться, выразить просьбу, задать вопрос, рассказывают, какие вопросы обычно задают незнакомым людям. Подобную работу необходимо проделывать родителям дома, чтобы закрепить навыки коммуникации.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ.Создание слухоречевой среды невозможно без использования качественной звукоусиливающей аппаратуры, необходимой для формирования устной речи, развития слухозрительного восприятия и уточнения произносительной стороны речи окружающих.Прежде всего родителям необходимо позаботиться о протезировании ребенка индивидуальными аппаратами и контролировать их постоянное использование в детском саду и дома.Использование индивидуальных аппаратов нацелено на:-развитие неречевого слуха (восприятие различных сигналов транспорта, слушание голосов животных и птиц, слушание музыки), что крайне необходимо для ориентировки ребенка в окружающем пространстве.-развитие речевого слуха (восприятие темпа, ударения, интонации, уточнение произношения звуков, становление навыков самоконтроля), что значительно расширяет сенсорную базу речи окружающих и тем самым способствует более полноценному общению.Взрослые, окружающие ребенка — родители, педагоги — должны знать режим работы индивидуальных аппаратов, расстояние, на котором ребенок в состоянии воспринимать речевые и неречевые звучания.Следует учить детей бережному обращению с аппаратурой: не оставлять включенными снятые с ребенка аппараты, вовремя менять батарейки, следить за чистотой вкладышей, не допускать ударов по аппаратам, их падений.4.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ.Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых, которая служит образцом для подражания. Речь взрослых должна быть естественной и правильной. Это значит, что любой человек, общающийся с ребенком с нарушением слуха, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение. Не рекомендуется перегружать фразы (они должны быть четкими), изменять структуру высказываний, меняя порядок слов, характерный для русского языка (вместо «Где мяч?» - «Мяч где?» или «Где ты была летом?» - «Летом ты где была?»).Речь взрослых должна быть интонированной и эмоциональной. Однако в некоторых случаях родителям и педагогам приходится прибегать к замедленному темпу проговаривания, более четкому произнесению отдельных звуков или слогов. Как правило, это происходит при чтении слов или фраз, устном или устно-дактильном предъявлении новых слов. В этих случаях после замедленного проговаривания необходимо повторить слово и фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм русского литературного языка.5.КОНТРОЛЬ ЗА РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ.Взрослые должны контролировать устную речь детей, однако условия этого контроля разные. Сурдопедагог и воспитатель знают возможности каждого ребенка, поэтому они могут добиться использования ребенком всех его речевых и слуховых способностей, в том числе навыков самоконтроля у старших детей.Отдельная тема — общение родителей с детьми. Ключевым моментом этого общения должно стать правильное использование устной речи и контроля за речью ребенка. Сурдопедагог должен принимать участие в этой работе, направляя и в некоторых случаях контролируя ее. С учетом возможностей и способностей родителей он проводит индивидуальные консультации.Рекомендуя родителям устное общение с детьми, педагог должен:- показать образцы такого общения в различных бытовых ситуациях и на заня-тиях;- объяснить, как сделать устное общение интересным для ребенка (пригласить в гости других детей, организовать экскурсию, включать ребенка в решение простых бытовых задач);- научить уточнять значение слов и предложений, делая рисунки и изготавливая книжки-самоделки, помогающие ребенку понять новые слова и предложения;- акцентировать внимание родителей на необходимости поддержания и поощрения любой попытки ребенка говорить, вступать в общение, а уже затем предъявлять требования к качеству произношения;- ознакомить родителей с состоянием произносительных навыков ребенка, систематически информировать их о том, над чем ведется работа, какие требования необходимо предъявлять дома, какие дополнительные компоненты устной речи стали доступны ребенку;- постоянно контролировать работу родителей над произношением, т. к. отсутствие такого контроля может привести к появлению грубых дефектов произношения.При работе над звуками сурдопедагог сообщает воспитателям и родителям о появлении каждого нового звука и введении его в речь, чтобы они могли при дефектном произношении исправить звук. Родители должны знать различные приемы коррекции. Иногда достаточно сказать ребенку «Повтори правильно» - и он сам исправит ошибку. Можно показать на табличке соответствующую букву и попросить ребенка повторить все слово правильно. Иногда в качестве помощи можно привлечь дактильный знак при условии повторения звука и слова устно. В работе также может быть применено зеркало, чтобы ребенок, опираясь на зрение, мог исправить дефектное произношение. В отдельных случаях можно использовать тактильно-вибрационную чувствительность (характер воздушной струи).Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что успех работы по речевому развитию дошкольников с нарушением слуха зависит от возможностей педагогов и родителей и их способности так организовать слухоречевую среду, чтобы речь стала для ребенка необходимым компонентом общения с окружающими.Список используемой литературы:1. Нейман Л В, Правдина О. В. Нарушение слуха и его влияние на формирование речи. В сб. “Расстройства речи у детей и подростков”, под ред. проф. С С Ляпидевского. М, “Медицина”, 1969, стр. 60—792. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.3. Рау Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. М, Изд-во АПН РСФСР, 1950.4. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968. С. 22-39.