Публикации Сценарный план урока музыки в 5 классе " О подвигах, о доблести, о славе..."

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарный план урока музыки в 5 классе " О подвигах, о доблести, о славе..."
Автор: Дедова Жанна Владимировна

Сценарный план урока в 5 классе по предмету «Музыка»Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…» (стр.144)Программа : Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина «Музыка. 5-9 классы». Москва. Просвещение, 2017г.5 класс Раздел учебника: «Музыка и изобразительное искусство»Рабочая тетрадь: «К. Паустовский «Струна» (стр. 34-36) Тип урока: комбинированныйЦель: формирование нравственно-эстетического развития школьников на примере взаимосвязи разных видов искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства). Задачи: личностные: развитие нравственно-патриотического, музыкально-эстетического чувства, эмоционально-ценностное отношение к различным видам искусства (живописи, музыки, поэзии), реализация творческого потенциала при воплощении музыкальных образов,познавательные: развитие образного и ассоциативного мышления, выявление особенностей средств выразительности музыкального и художественного языка на примере рисунков литовского художника-графика С. Красаускаса, поэмы «Реквием» поэта Р. Рождественского, «Реквием» для хора, солистов и оркестра композитора Д. Б. Кабалевского, песен о Великой отечественной войне муз. Г. Струве, сл. Л. Кондрашенко «Матерям погибших героев», муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова «Журавли», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова «День Победы», коммуникативные: развивать творческие способности через различные виды музыкально- творческой деятельности: при восприятии музыки, вокально- хоровой деятельности, работа с учебниками и тетрадями, с дополнительными источниками информации (коллективные, индивидуальные),социальные: развитие устойчивого интереса к познанию различных видов искусства, стремление к самообразованию.Планируемые результаты: Личностные: развитие эмоционального и личностного отклика на интеграцию искусств, расширение эмоциональной сферы, Метапредметные: выявлять и решать проблемные задачи, вести диалог, отвечать на вопросы, расширять поиск информации в различных источниках, совершенствовать технику речевого высказывания, расширять знание понятий и терминов, при выявлении ассоциативных связей различных видов искусства (музыки, живописи, поэзии), использовать их в размышлениях о художественных образах, участвовать в выполнении творческих заданий, Предметные: выразительное и осознанное чтение текстов учебника и творческой тетради, сравнивать и анализировать различные художественные образы, понимать их содержание, особенности языка, жанра, формы, музыкального и художественного языка, расширять знания о творчестве композиторов, поэтов, художников. УУД, развиваемые на данном уроке:Личностные: осмысление ассоциативных связей музыки, живописи и поэзии,Познавательные: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе освоения музыкальных, художественных и поэтических образов, Регулятивные: регулирование собственных действий в процессе восприятия художественных и музыкальных образов, анализировать, сравнивать музыкальные, поэтические и художественные образы, Коммуникативные: взаимодействовать в различных формах музыкально- творческой деятельности в паре, индивидуально, коллективно, вступать в диалог, вести монолог, Информационные: использовать материалы учебника, рабочей тетради для получения новой информации, находить материал в сети Интернет для самоподготовки. Музыкальный материал: графические рисунки С. Красаускаса из циклов «Реквием», «Вечно живые», поэма «Реквием» Р. Рождественского, фрагменты из «Реквиема» для хора, солистов и оркестра Д. Б. Кабалевского на стихи Р. Рождественского- «Помните!», «Наши дети», «Сердце матери»), песни о Великой отечественной войне муз. Г. Струве, сл. Л. Кондрашенко «Матерям погибших героев», муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова «Журавли», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова «День Победы», Оборудование урока: фортепиано, портрет композитора, художника, хрестоматия и фонохрестоматия, ноутбук.Этапы урока: Художественно- педагогическая идея урока: «О тех, кто уже не придёт никогда, -помните!»Обращение к тексту учебника на стр.144. Выразительное чтение, выделение смысловых слов. Выявление темы урока через восприятие рисунка художника-графика С. Красаускаса. Работа с заданиями из учебника (вопросы №1, 2, 3 на стр.145). Выявление образных характеристик графических рисунков, особенностей художественного языка. Сообщение о творчестве художника (домашнее задание). Чтение стихотворений из «Реквиема» Р. Рождественского (домашнее задание). Использование терминов и запись их на доске (в конце урока дети могут в тетрадях выписать себе термины в две колонки: музыкальные и художественные). Чтение наизусть стихотворения Р.Рождественского «Реквием» учащимися (домашнее задание). Восприятие фрагментов из музыкальных произведений (актуализация слуховых представлений): фрагменты из «Реквиема» Д. Б. Кабалевского - «Помните!», «Наши дети», «Сердце матери». Сравнение особенностей литературного и музыкального языка. Определение жанра, сопоставление с жанром изобразительного искусства, выявление особенностей композиции, ритма, мелодической линии. Записать новые термины на доске и в тетради. Обращение на стр.146-147 к рисункам С. Красаускаса из цикла «Вечно живые» и «Реквием». Сопоставить образы рисунков, стихотворения «Реквием» и музыкальных образов «Реквиема» Д. Кабалевского. Определение траурного жанра, что роднит литературные, музыкальные и художественные образы. Вокально-хоровая деятельность. Упражнения на дыхание, распевание. Исполнение песен о Великой отечественной войне. Сравнить музыкальные образы песен с рисунками цикла «Вечно живые» художника С. Красаускаса. Какие рисунки можно подобрать к музыкальным образам песен. Составление синквейна по теме «Солдат».Название темы (1 существительное): СолдатОписание темы (2 прилагательных): Храбрый, мужественныйОписание действия (3 глагола): Защищает, сражается, побеждаетОтношение к теме: Солдат защищает свою РодинуСуть темы (основная мысль, синоним темы): ГеройПодведение итогов урока: возвращение к эпиграфу урока. Осмысление слов «О тех, кто уже не придёт никогда,- помните!» Домашнее задание: творческая тетрадь стр.34-36 (вопросы стр.36).Информационные источники:Г.П. Сергеева «Учебники на уроке музыки», монография, Москва ,2016г.Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка. 5 класс» учебник для общеобразовательных организаций, творческая тетрадь, Рабочая программа 5 класс, фонохрестоматия 5 класс, хрестоматия музыкального материала, пособие для учителя «Уроки музыки 5-9 классы», Москва «Просвещение», 2017.