Публикации Чтобы не было пожара

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Чтобы не было пожара
Автор: Подольникова Светлана Борисовна

«Образовательная среда в инновационном режиме развития» Конспект занятия по познавательному развитиюна тему «Спички не тронь – в них огонь!».Цель: расширить знания правил пожарной безопасности, вызвать интерес к работе пожарных.Задачи:
  • Учить выделять общий признак предметов (процесс анализа);
  • Учить формулировать правила;
  • Расширить знания о специальной одежде пожарных;
  • Развивать речевую активность детей, поощрять стремления рассуждать, высказывать свое мнение, делать выводы;
  • Воспитывать нравственные качества. Вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности;
  • Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.
  • Словарная работа: обогащение словаря (диспетчер, пульт, специальная одежда, рукавица, спасательный пояс) и активизация (нагревательные, не нагревательные, пожарный, приборы, электрические).Предшествующая работа: чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», заучивание номера «01».Материалы и оборудование: кубики с цифрами, 2 телефона, карточки с разноцветными точками, карандаши, рукавицы, иллюстрации: нагревательных и не нагревательных приборов, символы красного и синего цвета, свеча, спички, банка, карточки правил пожарной безопасности, иллюстрация пожарного, сирена.Ход занятияВоспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки и познакомится:- Чувствуете тепло Ваших рук? Я чувствую. Поэтому у нас все будет хорошо. Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу здоровья. Громко поздороваемся (хоровое приветствие).- А теперь поздоровайтесь с нашими гостями (хоровое приветствие). Молодцы! Я очень рада встрече с вами.(Залетает баба Яга).Воспитатель: Что такое, Яга? Что случилось?Баба Яга: Эх, избушка моя на курьих ножках сбежала. И стала я бездомная.Воспитатель: Что же это она от тебя сбежала? Может ты ее чем-то обидела?Баба Яга: Я? Да я самая безобидная на свете бабушка. Ну… забыла пару раз выключить плиту, утюг. Правда чайник сгорел и стол тоже. Что же теперь делать?Воспитатель: А у тебя, баба Яга, и электрическая плита и утюг есть?Баба Яга: меня чего только нет, доченька, и утюг, и телевизор, и пылесос, и холодильник, и электрическая плита и газовая, и… Много чего есть, правда в последнее время, то один ударит током, то другой.Воспитатель: Бедная бабушка, ты хоть правила пожарной безопасности соблюдаешь?Баба Яга: Какие такие правила? Никаких правил пожарной безопасности знать не знаю.Воспитатель: Как же до сих пор ты еще не сгорела и не взорвалась? Вот твоя избушка и убежала от тебя… Ребята, я предлагаю составить для бабы Яги правила пожарной безопасности, поговорить о службе спасения для того, чтобы вернуть ей избушку. И нам эти правила очень нужны и необходимы.Баба Яга: Ой, да мне некогда, побегу я, вдруг успею ее догнать и вернуть. Вы тут без меня поговорите, а когда я вернусь, вы меня и научите. Но я их могу забыть! (Улетает и роняет коробочку).Воспитатель: Что-то она забыла, потом обязательно посмотрим. И правила она точно забудет. Я предлагаю все правила пожарной безопасности собрать на этот большой лист бумаги, а когда она вновь появится у нас – мы его ей подарим. В согласны? (Воспитатель предлагает детям сесть, обращает внимание на осанку).Воспитатель: Ребята, как много приборов перечислила баба Яга? Вот они перед Вами, что у них общего? (Без чего они не смогут работать?) Значит они какие? А чем они отличаются друг от друга? Оказывается их можно разделить на две группы (нагревательные и не нагревательные). Как Вы считаете, почему им дали именно такое название? А сейчас запомните: и нагревательные и не нагревательные приборы детям без взрослых включать запрещается (индивидуальная работа). Ведь именно из-за неумелых действий человека с этими приборами – возникает пожар. А сейчас я предлагаю Вам со мной поиграть, вот я и увижу, как вы все запомнили. На столе по обе стороны от меня лежат символы разного цвета (синего и красного).Если я покажу нагревательный прибор, какого цвета символ Вы поднимете? Почему? А не нагревательные? Вы согласны? Запомнили? Взяли символы, приготовились. Будьте внимательны (индивидуальная работа).Так какое же правило мы составим для бабы Яги про нагревательные приборы? Мы его уже назвали. Повторим?
  • Запрещается детям включать нагревательные приборы без взрослого.
  • Воспитатель: Ребята, а какое еще есть правило про электрические приборы? Подумайте. (Почему чайник сгорел у бабы Яги?)
  • Уходя из дома, не забывай выключать электрические приборы и свет.
  • Воспитатель: А если она не уходила, а утюг все же сгорел, какое еще есть правило?
  • Не оставляй нагревательные приборы включенными без присмотра.
  • Воспитатель: А почему бабу Ягу то один раз ударяло током, то другой? Какое есть правило?
  • Пользуйся только исправными электрическими приборами.
  • Воспитатель: Я убеждена, что теперь мы с Вами знаем все правила пользования электрическими приборами и можем научить Ягу как предотвратить пожар.Интересно, ребята, а что в коробочке, которую обронила баба Яга? Это именно то, из-за чего чаще всего происходят пожары. Вы сейчас хорошо подумайте, а ответите после моей загадки:«В деревянном домике проживают гномики, Уж такие добряки – раздают всем огоньки». (Дети отгадывают).Воспитатель: Спички - это игрушка? Можно брать спички детям? Почему?Очень много в последние годы происходит пожаров именно из-за шалости растяп и шалунов, особенно мальчишек, которые зажигают и бросают спички горящими ради забавы. В результате могут погибнуть сами и погубить других людей. Так какое же правило мы составим для бабы Яги?
  • Не играй со спичками.
  • Воспитатель: Я еще вспомнила очень хорошую пословицу, давайте выучим: «Сам с огнем не играй, и другим не позволяй» (хоровое и индивидуальное повторение). Запомните это на всю жизнь! Но всё-таки, как Вы думаете, огонь чего-то боится или нет? А я знаю, почему огонь быстро гаснет. Сейчас мы с Вами проведем опыт. Представьте себе, что баба Яга плохо потушила спичку и положила ее на бумагу. Огонь вспыхнул, как наша свеча. (Показ). Если баба Яга вовремя это заметит, то может быстро потушить его банкой или кастрюлей, пока он не разгорелся. Вот так. (Показ). Почему огонь погас? (Вывод детей). Ребята, баба Яга сможет потушить огонь, а вот кошке надо будет помочь!Физкультминутка.Бом – бом, бом – бом! Загорелся кошкин дом.Кошка выскочила, глаза выпучила.Бежит курица с ведром, заливает кошкин дом!Бом – бом, бом – бом! Потушили кошкин дом!Воспитатель: А если мы не сможем потушить пожар, кто тогда поможет кошке? Кто такие пожарные? А где они работают? Вы знаете номер пожарной службы? Вот я сейчас и посмотрю…Послушайте задание: по сигналу вы подойдете к столу и составите номер пожарной, спасательной службы, а помогут Вам кубики с цифрами. Помните: при пожаре дорога каждая минута (индивидуальная работа).Знает каждый гражданин: пожарный номер «01»! А почему он такой короткий? Кто будет принимать Ваш вызов? (дежурный диспетчер пожарной части) (словарная работа). Вот настоящий диспетчер (иллюстрация). Где он сидит? (за пультом) (словарная работа).А почему они работают круглые сутки, без перерыва? То еще мы должны сообщить диспетчеру, когда вызываем пожарных? Давайте попробуем: я буду диспетчером. Кто будет потерпевшим? (диалог, индивидуальная работа).Так какое же правило мы составим для бабы Яги?
  • При пожаре звонить «01», назвать свою фамилию и адрес.
  • Воспитатель: Ребята, а пожарные к нам приедут в обычной или специальной рабочей одежде? (словарная работа). А секрет этой одежды Вы знаете? (Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию). Во что он одет? А зачем пожарному широкий пояс? Его еще называют спасательным, он может выдержать Вас всех вместе! (словарная работа). А зачем нужна стальная петля на поясе? Ей пожарный прикрепляется к спасательной веревке, и может выбраться через окно вместе со спасенным человеком.Художник забыл нарисовать у пожарного еще одну деталь одежды, а что это, Вы мне сами скажите, когда выполните задание. Слушайте внимательно: по сигналу Вы должны на листочках соединить карандашом все красные точки по цифрам. С какой начнем? Задание всем понятно? (Дети выполняют задание).Так что пропустил художник? (словарная работа).Как Вы думаете, каким должен быть пожарный? Смотрите, как много этих качеств я собрала в свои ладони! А Вы хотели бы быть похожими на пожарных?Давайте поиграем и представим, что мы пожарные. По сигналу тревоги, нужно добежать до стула и правильно надеть рукавицы, которые я нечаянно перепутала. Помните: на пожаре каждая минута дорога. (дети играют). Аккуратно сложите рукавицы по парам.(прилетает баба Яга): Догнала ведь я избушку свою, так она упирается, не хочет возвращаться, говорит, что я правил пожарной безопасности не знаю.Воспитатель: Так мы тебя сейчас и научим, запоминай. Кто четко назовет первое правило? (и так далее). Стихотворение про «01». Запомнила?Вообще правил по пожарной безопасности очень много. Мы познакомили тебя лишь с самыми главными. В следующий раз когда прилетишь - и с другими познакомим. А вот чтоб ты и их не забыла, мы тебе их подарим. Учи и соблюдай, тогда пожара больше не будет и избушка не убежит.Баба Яга: Спасибо родненькие, пора уж мне в сказочный лес. До свидания.Воспитатель: Ребята, спасибо Вам. Мне было очень приятно и интересно с Вами работать. (воспитатель выделяет отличившихся детей). А в память о нашей встрече я хочу вам подарить эти эмблемы, а пословицу, ее Вы прочтете в группе и выучите. А баба Яга оставила нам приглашение на экскурсию в пожарную часть, где Вас уже ждут.Каждой встрече грозит расставание,Но увидимся с Вами опять.Как приятно сказать: «До свидания!»Чтобы «Здравствуйте!» завтра сказать.