Публикации Инновационная деятельность педагога дополнительного образования как компонент личной педагогической системы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационная деятельность педагога дополнительного образования как компонент личной педагогической системы
Автор: Михеева Наталья Владиславовна

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования как компонент личной педагогической системы
Выживает не самый сильный и не самый умный,
а тот, кто лучше всех откликается на
происходящие изменения
(Чарльз Дарвин)
Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному школьнику необходим педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход к ним. Инновационная деятельность занимает особое место в процессе профессионального развития педагога.
В педагогике понятие инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Основные признаки инновационной деятельности педагога:
творческая способностьсобирать и выдавать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;
открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
культурно-эстетическая развитость и образованность;
готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
развитое инновационное сознание(ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной деятельностью, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).
Прежде чем внедрять инновации в образовательную систему, необходимо работать с педагогическим коллективом, изменять отношение педагогов дополнительного образования к организации занятий, к методической деятельности и самообразованию.
Среди факторов, препятствующих внедрению инновации в образовательный процесс в учреждения дополнительного образования, хотелось бы назвать следующие:
• недостаточная компетентность;
• самый традиционный фактор - педагогический консерватизм;
• отсутствие педагогического образования у части педагогов дополнительного образования (имеют профильное образование);
• незначительная доля молодых педагогов в системе дополнительного образования, в то время как педагоги предпенсионного возраста не горят желанием перестраивать образовательный процесс;
• дефицит действительно стоящих специализированных курсов повышения квалификации педагогами;
• личностные факторы: свободное время на изучение; волевые черты характера педагога и т.д.
Среди путей преодоления можно назвать:
• Работа по повышению профессионального уровня педагогического мастерства педагога дополнительного образования должна вестись систематически на протяжении всего учебного года.
• Обобщение и распространения опыта педагогов, которые активно внедряют в практику инновации.
• Создание банка информации по инновациям.
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.