Публикации
Мастер-класс на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Автор: Логачева Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Автор: Логачева Ольга Николаевна
МБДОУ «Дюймовочка»с.Б-НеклиновкаМастер-класс на тему«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Подготовила старший воспитательЛогачева О.Н. 2022 Цель: познакомить педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством игровой деятельности в образовательном процессе детского сада. Задачи: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приѐмов патриотического воспитания детей посредством игровой деятельности. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам. Развивать творческую активность педагогов. Методы:Игровой тренинг.Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами, музыкальное сопровождение. ХОД мастер-класса: Уважаемые коллеги!Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на формирование у дошкольников «первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Таким образом, от педагогов требуется глубокая работа по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по нравственно — патриотическому воспитанию детей является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения.С чего же начинается патриотическое воспитание детей дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выстроим логическую цепочку в словах, которые я прочту: Родина, народ, человек, семья, род.(Человек, семья, род, народ, Родина.)В своей работе использую следующие технологии: здоровьесберегащие, проектно – исследовательские, технологии ТРИЗ, личностно – ориентированные, игровые технологии, ИКТ. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с методами и приёмами, которые применяются мною для знакомства дошкольников с родным краем.Для участия в мастер-классе приглашаю желающих педагогов.1.Русский народ, любя свою Родину, сложил много пословиц и поговорок. Я предлагаю вам, используя «Разноцветный алфавит» разгадать зашифрованные пословицы о Родине. В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб, цветок, звезда, плюс, прямоугольник. Например: буква А – красный квадрат, М – желтый кружок и т.д. Я уверена, что вы без труда расшифруете спрятанные пословицы, приступайте! Задания такого характера используются с детьми старшего дошкольного возраста и помогают детям овладеть мыслительными операциями, действиями, важными в плане общего интеллектуального развития. Пользуясь шифром, дети декодируют название города, в котором они живут, название улиц, животных и растений родного края. Кроме того, разгадывание зашифрованных слов способствует эффективному усвоению знаний о родном крае. На начальном этапе такие задания вызывают определенную трудность: у детей ещё недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать и здесь нужно помнить о том, что мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений. — Какие пословицы у вас получились? Озвучьте их.Родина любимая, что мать родимая.Одна у человека мать, одна и Родина!Всякому мила своя сторона.Дома и стены помогают.-Ведь Родина это страна, в которой мы родились и живем. Россия это наша большая Родина.Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня, улица, дом, где он родился. Это малая Родина. 2. Для моих воспитанников, малая Родина – это село Каскара. За последние годы наш село выросло. В нем много домов. — Для чего нужны дома? (Да, дом это жилище, которое защищает нас в непогоду от жары и холода, ветра, дождя и снега.) — А в нашем селе дома какие? (Высокие, низкие, деревянные, кирпичные, панельные, многоэтажные, новые, старые, красивые.)— Но первые дома были построены с использованием дерева. Скажите, строить дома из дерева это хорошо или плохо? Хорошо: они полезны для здоровья человека, в них приятно жить, дерево хорошо сохраняет тепло.— А я говорю, что строить дома из дерева это плохо. Почему? Дерево быстро горит, возможны пожары, быстро вырубаются леса, т.к. нужно много материала, можно поселить мало людей.В нашем селе на сегодняшний день проживает много людей, поэтому нужны многоэтажные дома. Строить такие дома хорошо. Почему? Они быстро строятся, можно заселить много людей, занимают малую площадь.А я говорю, что строить такие дома плохо, почему? Большой шум, плохие соседи, небезопасно. Предложенная словесная игра «Хорошо – Плохо» является элементом системы ТРИЗ. Дети, играя по системе ТРИЗ, не только закрепляют знания о родном крае, но и видят мир во всем его многообразии, многоцветии, многогранности. ТРИЗ учит дошкольников находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится им и в школе, и во взрослой жизни.3.Использование приема ЭМПАТИИ, при котором ребенок, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания, дает возможность проникнуть детям во внутренний мир предметов, вещей, учит детей беречь общественное, воспитывает элементы гражданственности и правила поведения в общественных местах. -Вы сорванный цветок, что Вы чувствуете? - Вы затоптанный газон, о чем Вы мечтаете? -Вы чистый тротуар, о чем Вы думаете?-Вы красивое здание, что Вы чувствуете?Принимая на себя роль того или иного предмета, ребенок учится постигать добро и зло, истинные глубины культуры, сопереживать. Этот прием является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения образного мышления и развития речи ребенка. А также помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к тому, что создано в нашем городе человеком и природой.4.А вот такие приемы как, динамические паузы, физкультминутки, способствуют повышению работоспособности детей, обеспечивают кратковременный активный отдых. Я подбираю физкультминутки и динамические паузы в соответствии с темами по ознакомлению дошкольников с родным краем, и сейчас я предлагаю вам построить дом: «Строим дом» Кладу кирпич за кирпичом, Я строю, строю, новый дом. Стена все выше, выше, выше. А это будет крыша. Вот здесь окно, А тут крыльцо. Ступеньки посчитай 1,2,3,4,5. И двери открывай!Использую в практике работы пальчиковую гимнастику, которую сейчас и продемонстрирую, повторяйте за мной:Люблю по городу гулять,Люблю смотреть, люблю считать.Красивый фонтан – это раз, Площадь Ленина – это два,Улица Советская – это три,Широкая, светлая – посмотри.А четыре — я живу в квартире.Пять – гуляю в парке я опять.Шесть – на Тяпкину гору схожуИ на волны Дона погляжу.Семь – спортивный комплекс,Новый и красивый он.Восемь – Храмы и СоборПоутру на службу сбор.Девять – повстречался мнеПамятник большой войне.Я тихонько постою и цветочки положу!Десять – милый детский сад,Где ребятам каждый рад.Город я свой очень люблю,Его охраняю и берегу!Использование пальчиковой гимнастики способствует не только развитию мелкой моторики, но и стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь. 5.Каждый момент ознакомления детей с родным городом пронизан созданием проблемных ситуаций. Задачи приобщения детей к жизни родного края, культуре, истории, природе наиболее эффективно могут быть решены в процессе стимулирования умственной активности ребенка. Для решения ситуаций используются проблемные задания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов. -Что бы было, если бы на домах не было номеров? -Что бы было, если бы улицы города не убирались? -Что бы было, если бы в нашем городе не было деревьев?Следует помнить, что проблематизация — это не только расширение знаний о родном крае, но и важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности дошкольников.6.Одним из важных моментов в работе по данному направлению является символизация, в процессе которой детям предоставляется возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации о родном крае. Вот сейчас я предлагаю вам подарить нашему селу «Букет красивых пожеланий». Какой же букет без цветов? Ставя свой цветок в вазу, вы скажете свое пожелание, например: «Моё село, я желаю тебе…» (процветания, благоустройства, добрых и заботливых людей, чистого воздуха, солнечных дней, смеха детей, культурного роста, спортивных достижений и т.п.).Получился прекрасный букет!— Я надеюсь, что предложенные мной приемы по знакомству детей с родным краем, помогут вам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего края. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем крае, его архитектуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой Родины.Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».В заключение своего мастер-класса, я предлагаю вам, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана, высказаться одним предложением, по поводу прослушанного. Сегодня я узнала, что…Было интересно…Я выполняла задания…Я поняла, что …Я приобрела…У меня получилось…Я попробую…Меня удивило…Мне захотелось…Спасибо вам за общение!