Публикации
Родительское собрание «Как заниматься с ребенком раннего возраста. Игры в семейном кругу»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родительское собрание «Как заниматься с ребенком раннего возраста. Игры в семейном кругу»
Автор: Петрушина Светлана Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родительское собрание «Как заниматься с ребенком раннего возраста. Игры в семейном кругу»
Автор: Петрушина Светлана Анатольевна
Родительское собрание«Как заниматься с ребенком раннего возраста. Игры в семейном кругу» Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в области раннего развития детей. Обмен опытом. Обогащение родительского потенциала.Участники: родители детей раннего возраста.Материалы: матрешка, пирамидка, коробка форм, сортеры, банка с крупой, шарик, кубик, бумага, гуашь, мисочки, фасоль, горох, шнуровки, мягкие игрушки (кошка, собачка, петушок, корова), анкеты обратной связи, ручки. Добрый вечер, уважаемые родители. А как вы думаете, с какого именно возраста нужно начинать заниматься с ребенком? (ответы родителей) Первые три года жизни ребенка очень важны с точки зрения его личностного и интеллектуального развития. Современная техника позволяет ученым сканировать мозг и более детально изучать его функционирование. Исследования показывают, что важнейшие функции мозга, необходимые для того, чтобы обрабатывать информацию, адекватно выражать эмоции и владеть языком, формируются именно в раннем детстве. Мозг младенца достаточно быстро растет, развивается и усложняется. В обстановке, в которой ребенок активно познает мир, межнейронные связи умножаются, создавая разветвленную сеть нейронов в мозгу. Благодаря этому человек обладает разумом и способен расширять свои познания. Чем больше активизировать мозг ребенка, тем больше вступает в работу нервных клеток и образуется связей между ними. Известно, что малыши познают окружающий мир через все органы чувств: зрение, осязание, слух, обоняние, а также прикасаясь к предметам, кусая их. Они учатся познавать мир через действия, эксперименты. Поэтому очень важно создать такую обстановку, которая бы способствовала всестороннему развитию ребенка. Общаясь с малышом, предлагая ему развивающие игры, мы формируем его интеллект. Но этого недостаточно. Ученые пришли к выводу, что важно задействовать и эмоции. Исследования показали, что если младенцев не берут на руки, не прикасаются к ним, не играют с ними и не вызывают у них эмоциональных реакций, то межнейронных связей образуется меньше.Судя по всему, раннее детство человека может в значительной степени определять его будущее. Будет ли он жизнестойким или слабым, будет ли у него развито абстрактное мышление и способность сочувствовать другим или нет — все это зависит от того, что было заложено в ребенка на раннем этапе жизни. Поэтому роль родителей особенно важна. В раннем детстве крайне необходимо, чтобы рядом с малышом были чуткие и заботливые родители.Большое значение в развитии способностей ребенка раннего возраста имеет игра. Почти бессознательно играя, малыш осваивает форму и величину вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова. Вступая в контакт с окружающим миром, он реагирует, координирует движения, наблюдает и запоминает, пополняя свой кругозор. Главное предназначение игр - это развитие ребенка.Игры, особенно самостоятельные и непринужденные, очень важны для умственного и эмоционального развития детей, а также для формирования у них навыков общения. По словам Фрейзера Мастарда, играть детям не просто важно, а необходимо. Он отмечает: «Межнейронные связи, необходимые для самых разных функций, образуются у детей в мозгу главным образом во время игры». А как вы думаете, чем необходимо заниматься с малышом? (ответы родителей)В раннем возрасте самым первым формируется восприятие. Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи практических действий. Например, собирая матрешку, малыш подмечает, что маленькую матрешку можно поместить в большую, а наоборот не получится. Затем он переходит к зрительному соотнесению предметов без предварительного примеривания. В возрасте 2,5-3-х лет ребенок уже способен осуществлять выбор предмета по форме, по величине, по цвету.В процессе знакомства со свойствами предметов (формой, цветом, размером) ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. А это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.Для развития восприятия ребенка раннего возраста необходимо иметь матрешки, пирамидки, коробки форм, различные сортеры по цвету, форме и величине, наборы стаканчиков, коробочек и т.д. В детских магазинах сейчас в продаже большое разнообразие подобных игр. Но для домашних занятий часть пособий можно сделать своими руками. Например, взяв старые пуговицы крупного размера, предложите малышу рассортировать их по цвету: в синюю мисочку – синие пуговицы, в красную мисочку – красные. Возьмите немного крупных макарон и покрасьте их в разные цвета. Предложите ребенку также рассортировать макароны по цвету или сделать бусы для куклы Кати – желтые, для зайчика – зеленые. Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности, речи. Так перемещение в пространстве открывает для ребенка новые возможности, он может сам выбирать объект, на который направляет внимание.В процессе освоения речи ребенок приобретает умение удерживать внимание уже не только на предметах, но и на словах. Вскоре он научается выполнять простые, краткие инструкции взрослого. Читая ребенку книжку, стихотворение, беседуя с ним, взрослый может управлять вниманием ребенка. С целью активизации внимания ребенка нужно быть очень артистичным, эмоциональным, использовать различные интонации. Помогают привлечь ребенка и яркие иллюстрации, игрушки. Стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, взрослые могут сами обращать внимание малыша на те или иные детали игрушки. В 2,5-3 года ребенок уже в состоянии удержать внимание на интересующей его деятельности 8-10 минут.С самого раннего возраста у малыша развивается память. Так в 2-3 месяца младенец уже реагирует на появление мамы улыбкой, гулением, а при появлении постороннего человека может расплакаться. Тренировать память ребенка можно в любых видах деятельности: в игре с игрушками, при рассматривании картинок, при чтении стихов, пении детских песенок. Предложите ребенку следующую игру. В емкость (например, пластиковую банку) насыпьте любую крупу и поместите туда, например, кубик и шарик. Предложите малышу опустить ручку в крупу и найти там только кубик. Эту игру можно усложнять, добавляя разные знакомые малышу игрушки или предметы. Предметная деятельность способствует формированию мышления маленького ребенка. Мышление в раннем возрасте носит наглядно-действенный характер, т.е. осуществляется с помощью действий. Например, ребенок может сообразить, что если в комнате нужно включить свет значит нужно подставить стул. Для того, чтобы развивать мышление ребенка можно использовать разнообразные игрушки, а можно создавать проблемные ситуации. К примеру, любимая игрушка закатилась под кровать, как ее достать? Или нужно покормить мишку кашей, а ложки нет, чем покормить игрушку?Ранний возраст является важным периодом для активного речевого развития. Сначала у малыша формируется пассивный словарь, то есть он слушает и накапливает слова. Например, ребенок еще не может сказать кто нарисован на картинке, если вы попросите его показать зайку, то он вам покажет нужную картинку. В норме к году пассивный словарь постепенно начинает переходить в активный. Годовалый ребенок должен произносить до 10 слов, и активно повторять за взрослым новые слова. После полутора лет в речи ребенка могут появиться двусловные предложения. В 2-3 года в предложениях, сказанных ребенком, появляется согласование между отдельными частями. К сожалению, опыт работы с детьми показывает, что детей, имеющих речевое развитие, соответствующее норме не так много. Иногда сами родители провоцируют задержку в речевом развитии, проявляя излишнюю активность, не давая ребенку возможность оречевить свои потребности. Поэтому, в первую очередь необходимо взрослым, окружающим малыша контролировать свое поведение и всячески побуждать ребенка к говорению. Для этого необходимо сопровождать правильной речью свои действия. Например, купая малыша, проговаривайте: сейчас мы помоем Маше ручки, животик. Ой, какие у Маши чистые ножки. А кто это плывет к Маше? А где у уточки глазки? А как кричит уточка? и т.д. Таким образом, вы будете способствовать формированию пассивного словаря ребенка, и стимулировать к активному проговариванию. Маленькие дети не очень любят, когда им читают книги, но зато им нравится слушать истории, которые взрослые рассказывают. Рассказывайте сказки, читайте стихи, задавайте ребенку вопросы. Чем больше вы будете общаться с малышом, тем лучше будет речевое развитие.Одним из условий успешного речевого развития является развитие мелкой моторики. С этой целью можно предлагать игры с самыми разнообразными материалами: рисование, лепка, сортировка мелких предметов, нанизывание бусин, шнуровки, ну и конечно же пальчиковые игры, в которые так любят играть малыши.А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам разделиться на небольшие группы (по 3-4 человека) и придумать свои варианты игр с тем материалом, который вам будет предложен. А затем презентовать нам эти игры.Уважаемые родители, наверняка в вашей родительской копилочке есть интересные и полезные игрушки или игры о которых сегодня не было сказано. Поэтому чтобы подвести итог нашей встрече я предлагаю вам закончить предложение: «Я сегодня понял(а), узнал (а)…, а еще дома мы …». Большое спасибо вам за активность и обмен опытом.Литература: Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: пособие для воспитателя детского сада./ Л.А Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева, Т.Г. Васильева; под ред. Л.А Венгер. – М.: Просвещение, 1973. Горбунова И. Сенсорная комната в «Ладушках»:/ И. Горбунова, А. Лапаева // Журнал Дошкольное воспитание. – 2006. – №12 Дерягина Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия: / Н. Ефремова// Журнал Дошкольное воспитание. – 2002. – №12 – С. 20 – 21. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983.