Публикации Развитие народной музыкальной культуры в ДШИ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие народной музыкальной культуры в ДШИ.
Автор: Осипова Светлана Анатольевна

Развития народной музыкальной культуры в ДШИ.
Одной из важнейших составляющих русской народной культуры является игра на музыкальных инструментах. Среди первых профессиональных музыкантов на Руси - скоморохи, шуты и умельцы исполняли мелодии на домре и шумовых инструментах.
За более чем тысячелетнюю историю исполнительство на народных инструментах прошло значительный эволюционный путь. От любительского музицирования в народе оно становится профессиональным, народные инструменты начинают звучать на концертной эстраде, в залах филармонии. Все чаще мы слышим с экранов телевизоров народные мелодии.
При обучении детей музыке в ДШИ сейчас также большое значение уделяется приобщению их к национальной культуре. Такое изучение развивает этнокультуроведческую компетенцию, которая предполагает как знание этикета, наименований предметов и явлений традиционного быта, так и изучение обрядов, обычаев и т.д. Это имеет большое значение для истории культуры. Внедрение этнопедагогических технологий в преподавание не только обогащает знания учащихся, но и влияет на формирование высоких гражданских и нравственных качеств личности. Например, игра приёмами звукоизвлечения применяемые для изображения того или иного инструмента, использование в ансамблях старинных инструментов, и конечно же игра давно забытых народных мелодий.
Важное значение в работе играет подбор репертуара. Существуют различные критерии того, как подбирать репертуар ученику ДШИ. Это процесс индивидуальный, ориентированный на возможности ученика, а также цели и задачи учителя. Однако существуют общие принципы, благодаря которым подбор репертуара должен носить системный уровень.
Требование высокой художественности к содержанию музыкального произведения. Нередки случаи, когда начинающие исполнители просят сыграть популярную песню, которая им нравится. На этапе формирования музыкального мышления, привлечения к основам народной культуры это широко распространенное явление. Дети слышат вокруг себя популярную музыку, их эстетический вкус не сформирован в нужном направлении. Здесь необходимо четко разграничить основные произведения, на примере которых ученик будет формировать необходимые навыки, и дополнительные произведения. При успешном освоении основного репертуара, для поддержания творческого контакта с учеником, можно разучить репертуар более легкого содержания. Однако, сохраняя требования ответственного, высоко художественного уровня народной исполнительской культуры, это произведение не выносится на академические концерты, экзамены, и концертные мероприятия внеучебного плана.
На протяжении обучения необходимо освоить различные стили и направления, что способствует формированию комплексного исполнительского мастерства народника. Для этого необходимо на протяжении обучения включать в репертуар как доклассические произведения, так и произведения европейской и русской классики, народную музыку, современную музыку. Соответствующий подбор произведений для исполнения формирует у ученика навык аналитического подбора игровых приемов для реализации той или иной музыкально-эстетической задачи.
Использование этих принципов проводится последовательно. Они являются основой для поддержания соответствующего уровня, и отличают русскую исполнительскую школу. Но к этим принципам необходимо добавить еще один, очень важный для формирования основ народной культуры, принцип.
Для привлечения детей к основам русского народного музыкального искусства необходимо подбирать такие произведения, которые отличаются богатым мелодизмом, интересными фактурными решениями, задействуют те исполнительские приемы, которые удобны детям. Это особенно актуально на начальном этапе обучения, когда трудное произведение может совсем отбить желание начинающего аккордеониста от исполнительского процесса. Требуются огромные усилия, чтобы увлечь его вновь. Среди произведений, которые не отличаются повышенной сложностью в плане исполнения, но нравятся ученикам:
русский народный наигрыш " Саратовские переборы" в обр. В.Кузнецова
Александр Варламов " Вдоль по улице метелица метёт "
" Утушка луговая" обр Н Чайкина
русская народная песня " Я на горку шла " в обр.В.Бухвостова
Важной частью формирования основ народной культуры являются беседы о музыке. На уроках специальности педагоги подчас не осознают важность пониманию учеником художественного содержания произведения. Очень часто в игре начинающих музыкантов слышен формализм, исполнение недостаточно эмоционально. Иногда это связано с личностными особенностями, уровнем способностей музыканта. Но не всегда. Некоторые ученики с трудом постигают основы народной культуры, которые два столетия назад формировались в семье. В современном мире эта традиция по большей части утрачена. Лишь очень немногие семьи поддерживают национальные традиции в семье. Для большей части контингента музыкальных школ эти традиции совершенно неизвестны.
В этом контексте роль педагога по специальности сложно переоценить. Невозможно исполнять русскую песню на народном инструменте, совершенно не имея представления о русской традиционной культуре, о фольклорной музыке, о стилистике народного искусства России и других стран.
Достаточно длительное время на уроках игры на инструменте применялся рассказ педагога. Это та манера общения с учеником, которая распространилась в музыкальном образовании в советское время и носила авторитарный характер.
В современном образовательном процессе появились новые методы, которые также могут быть привнесены на уроки специальности. Это - открытая манера общения, творческий словесный диалог педагога и ученика. Та информация, которую педагог может донести до ученика, может касаться: истории возникновения инструмента, его конструкция, информация и композиторе, написавшем произведение, информация о произведении, его образном содержании, средствах музыкальной выразительности.
Не менее важен и сам прием рассказа на уроке. Здесь важно не просто дать информацию в готовом виде, а натолкнуть ученика на нее, создать проблемную ситуацию.
Вот некоторые приемы творческой активизации ученика на уроках по специальности как основа формирования основ традиции при исполнительстве на русских народных инструментах.
Название приемы
Характеристика деятельности педагога
Общая характеристика данного творческого приема.
1. активизация мышления.
"Закрой глаза и опиши свой инструмент. А теперь давай откроем глаза и внимательно посмотрим, как он устроен".
После этого происходит характеристика инструмента, описание истории его создания, ответы на вопросы ученика.
С помощью этого приема активизируется мышление и восприятие ученика, он совсем по-новому смотрит на свой музыкальный инструмент, с гораздо большим интересом. Это прием активизации мышления и восприятия, настройка на рассказ о музыкальном инструменте.
2. активизация восприятия исполнительских приемов.
Педагог начинает диалог с учеников со слов:Я сыграю тебе пьесу двумя различными приемами. Пожалуйста, послушай и скажи, какой прием на твой взгляд лучше? Почему?
После этого пьесы исполняется дважды, происходит диалог с ее анализом.
Через активное слушание в диалоге с учеником формируем тот исполнительский прием, который необходимо освоить.
3. Введение в художественное содержание произведения путем творческого воображения.
Педагог начинает диалог с учеников со слов:Сейчас я сыграю тебе новую пьесу, которую мы будем разучивать. Название не скажу. Сначала послушаем, и попробуем угадать, или придумать свое название.
После исполнения в диалоге обсуждаются различные названия, характеризуется произведение, его выразительные средства. Обсуждается название, которое дал композитор. Данный прием хорошо подходит для произведений программных.
Это творческий прием, позволяющий ученику с первого ознакомления с произведением сформировать собственное эмоциональное представление о художественном содержании музыкального произведения.
4. комплексная
художественная настройка на исполнение.
Педагог начинает диалог с учеников со слов:Давай рассмотрим иллюстрации в этом альбоме. Здесь много картин, на мой взгляд, некоторые из них подходят к произведению, которое ты мне сейчас сыграл.
После просмотра картин выбирается та, которая больше подходит для произведения. Рассматривается внимательно, изучаются изобразительные приемы в сравнении со средствами музыкальной выразительности.
Комплексный метод воздействия на мышление и воображение ученика, на этапе подготовки к экзамену или концерту позволяет углубить восприятие, усовершенствовать исполнительскую концепцию. Рассматривая картины, можно проводить аналогии с формой (трехчастная форма в трех арках католического собора и т.п.), средствами музыкальной выразительности (темные цвета - минорный лад, светлые оттенки - мажорны лад и др.).
5. творческое домашнее задание.
Сегодня я задам тебе не совсем обычное задание. Ты не будешь играть на инструменте до следующего урока, ты будешь играть про себя.
Это прием, очень перспективный для развития внутреннего слуха. Кроме того, на этапе разучивания произведения бывают моменты, когда ученик "забалтывает", и требуется на некоторое время отложить его, чтобы потом довести исполнение до хорошего уровня. Для того, чтобы не оставлять ученика и без задания, а также активизировать его восприятие сочинения, можно использовать прием игры "про себя" (без инструмента, в воздухе или на столе).
6. освоение исполнительских приемов и выразительных средств музыки через творческое сравнение, близкое и понятное ребенку.
Представь себе, что ты маленький гном или какой-нибудь другой маленький персонаж. Какой ты выберешь? А теперь давай сыграем это произведение тихо - тихо, как твой гном. Интересная интерпретация получилось. А теперь ты - великан. Огромный и сильный. Давай исполним твое произведение с соответствующей силой и блеском. Вот и вторая интерпретации родилась. А как ты думаешь, в твоем произведении , что больше подходит?
Данный прием направлен на художественное освоение выразительных средств музыки через конкретные исполнительские приемы. В процессе обсуждения педагог и ученик выясняют, что иногда требуется громкая динамика, иногда тихая, а иногда и плавные переходы. В этом свободном обсуждении, творческом диалоге рождается исполнительская интерпретация произведения из народного репертуара.
7. комплексное воспитание основ народной традиции на уроках специальности.
Давай посмотрим на две картинки. На них изображены русские девушки. Ты можешь догадаться, которая из них замужем? Почему ты так думаешь? Я тебе немного расскажу об одной русской традиции. В старину девушка всегда заплетала одну косу, пока не выйдет замуж. Перед свадьбой ей расплетали косу, и потом заплетали две косы. Многое в русской традиции символично. Давай обратим внимание на текст песни, которую ты исполняешь, прочитай ,пожалуйста , его. Что тебе непонятно в нем?
Прием погружения в смысловое содержания песенного репертуара с применением рассказа о некоторых русских обычаях. Очень важно, чтобы ученик самостоятельно читал текст, а не педагог делал это за него. Некоторые ошибки в словах могут указать на то, что это новое для ученика слово, и необходимо его разобрать. Кроме того, самостоятельное прочтение текста способствует более глубокому его постижению.
Использование данных творческих приемов чрезвычайно эффективно способствует повышению мотивации к занятиям, созданию устойчивого интереса к исполнительству на аккордеоне.